Цели. Закреплять навык сложения и
вычитания многозначных чисел, знания о
естественных водоемах.
Оборудование. Физическая карта
мира, карточки с заданиями для детей, листочки
для самостоятельной работы учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Дети. Вода.
У. Да, сегодня мы будем говорить
о воде, которая занимает 2/3 земной поверхности и
очень важна для человека.
Учитель обращает внимание детей на
изображения рек и океанов на Физической карте
мира.
III. Устный счет
Дети работают в парах.
Учитель раздает учащимся карточки с
заданиями и листочки. Дети читают текст, на
листочках записывают решение и обмениваются
своими работами для взаимопроверки.
Карточка 1
В первом аквариуме а рыбок, а во
втором – на в рыбок меньше. Сколько рыбок во
втором аквариуме?
Карточка 2
В первом аквариуме а рыбок, а во
втором – на в рыбок меньше. Сколько рыбок в
двух аквариумах?
Карточка 3
В первом аквариуме а рыбок, а во
втором – на в рыбок больше. Сколько рыбок во
втором аквариуме?
Карточка 4
В первом аквариуме а рыбок, а во
втором – на в рыбок больше. Сколько рыбок в
двух аквариумах?
IV. Закрепление пройденного
материала
У. Расшифруйте слово. Для этого
решите примеры и расположите ответы в порядке
возрастания.
На доске:
352 – 249
347 + 254
421 – 396
156 + 605
630 – 627
Ответ: Вилюй. |
Л
Ю
И
Й
В |
200 – 15
643 – 489
185 + 517
154 + 52
Ответ: Лена. |
Е
Л
А
Н |
400 – 386
652 – 538
174 + 86
801 – 631
769 + 105
Ответ: Волга. |
А
Г
О
Л
В |
907 – 523
739 + 236
524 – 166
860 – 463
117 + 466
Ответ: Енисей. |
С
Е
Й
И
Н |
У. Что обозначают слова,
которые у вас получились?
Д. Названия рек.
У. Что такое река?
Д. Поток воды, текущий в
углублении, в определенном направлении.
У. Где протекают реки? Ответить
на этот вопрос нам снова поможет Физическая
карта мира.
Д. Вилюй, Лена – в Якутии.
– Енисей – в Сибири.
У. Посмотрите на доску. Я
написала, какова протяженность этих рек.
На доске:
Вилюй – 2650 км
Волга – 3531 км
Лена – 4400 км
Енисей – 4092 км
|
– Волга – самая большая
река в европейской части России. Послушайте
стихотворение Н.Палькина об этой реке.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
Волга начинается в том месте, где на
поверхность выходят подземные воды. Это
равнинная река, которая течет спокойно в широких
долинах.
Есть еще реки, протекающие в горах. Их потоки
шумные, быстрые.
Учитель показывает иллюстрации с
изображениями равнинных и горных рек.
– Сравните длину рек Вилюя и Лены,
Волги и Енисея. Какая из них длиннее? На сколько?
На доске:
4400 – 2650 = на 1750 (км) Лена
длиннее Вилюя.
4092 – 3531 = на 561 (км) Енисей длиннее Волги. |
– Самая длинная река – Нил
– находится в Африке. Ее длина – 6671 километр.
Важнейших рек на планете – 24.
Что такое озеро?
Д. Природный водоем со стоячей
водой.
– Вода в нем может быть и соленой, и
пресной, во все озера впадают реки и ручьи.
У. О каких озерах вы можете
рассказать?
Заранее подготовленные дети
рассказывают об озерах.
Д. Байкал – самое глубокое
озеро, его глубина – 1 километр 940 метров.
Считается, что в нем самая чистая вода.
Расположено оно в центре Азии – в Сибири.
– Ладожское озеро расположено в
Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через
озеро в годы Великой Отечественной войны
называли дорогой жизни, так как к окруженному
Ленинграду можно было доставить продовольствие
и боеприпасы только по Ладожскому озеру.
– Озера Каспийское и Аральское
называют морями, так как они очень большие по
размеру и вода в них соленая, непригодная для
питья. Самое большое озеро – Каспийское.
Учитель может предложить детям
поставить опыт. Для этого в стакане воды надо
размешать одну чайную ложку соли и попробовать
получившийся раствор – такова вода в Каспийском
и Аральском морях.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного
материала (продолжение)
У. К каким водоемам относятся
реки у озера – к естественным или искусственным?
Д. К естественным.
У. Немного поговорим об
искусственных водоемах.
Представьте, что вам нужно на участке
прямоугольной формы, периметр которого равен
16 метрам, выкопать бассейн. Каковы должны быть
длины сторон участка?
Дети рассматривают варианты решений.
На доске:
Д. Участок может иметь
длины 5 и 3 метра, 6 и 2 метра, 7 и 1 метр.
У. Найдите площади бассейнов.
Д. S = 5 ґ 3 = 15 кв. м.
– S = 6 ґ 2 = 12 кв. м.
– S = 7 ґ 1 = 7 кв. м.
У. Что такое море?
Д. Море – это часть океана. Вода
в морях соленая.
У. Названия каких морей
обозначают цвет?
Д. Красное, Черное, Желтое, Белое.
У. Какое море носит имя камня,
применяемого в строительстве для изготовления
памятников?
Д. Мраморное море.
У. Какое море самое соленое?
Д. Мертвое море.
Дети показывают моря на Физической
карте мира.
– Послушайте стихотворение Федора
Тютчева о море:
Как хорошо ты, о море Черное:
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
Для продолжения разговора о водоемах
нам понадобятся некоторые числовые данные. Чтобы
их узнать, надо решить уравнения.
Дети работают самостоятельно. Затем
осуществляется взаимопроверка в парах.
На доске:
х – 2722 = 8300
1221 + х = 8950
9052 – х = 1210 х
+ 2122 = 7649
|
Учитель открывает на доске
запись.
На доске:
11022 м – глубина Тихого
океана
8742 м – глубина Атлантического океана
7727 м – глубина Индийского океана
5527 – глубина Северного Ледовитого океана |
– Что это за числа?
Д. Глубина океанов.
У. Что такое океан?
Д. Океан – огромный водоем,
заполненный соленой водой.
У. Какой океан самый глубокий?
Д. Тихий.
У. Какой самый мелкий?
Д. Северный Ледовитый.
Дети показывают океаны на Физической
карте мира.
VII. Беседа об охране природы
У. На уроках ознакомления с
окружающим миром мы не раз говорили об охране
природы. Нужно беречь и охранять не только
растения, животных, почву, воздух, а также и воду.
Послушайте, какую информацию подготовили для вас
ваши одноклассники.
Рассказывают подготовленные
ученики.
Д. На нашей планете множество
рек, около 5 миллионов озер, 54 моря, 4 океана. Вода
несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Вода
– одно из самых главных богатств Земли.
– Общее количество воды на Земле не
меняется, этому способствует круговорот воды в
природе. Но чистой воды становится все меньше.
Над водой нависла угроза загрязнения.
– Воду надо беречь! Это надо понять
и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь
жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
У. Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
VIII. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке?
Что повторили?
Выслушиваются ответы детей.
– Всем огромное спасибо за работу! |