Цель. Создать условия для проявления
познавательной активности учащихся; формировать
вычислительные навыки; развивать логическое
мышление; упражняться в решении задач на
нахождение остатка; воспитывать
самостоятельность, трудолюбие, любовь к
математике.
Оборудование. Карточки с текстами;
геометрические фигуры; планшеты; снежинки и
санки с примерами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель.
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
Вот и решили ребята горку построить.
На каждой снежинке – задание, с помощью
которого мы вспомним пройденный материал и
закрепим умения складывать двузначные числа.
Чтобы горка получилась хорошая, большая, нужно
выполнить много заданий.
III. Устный счет
На доске:
У. Определите лишнее
число.
Дети. Это число 3.
У. Почему?
Д. Это однозначное число,
а остальные – двузначные.
У. Какое самое большое число?
самое маленькое?
Дети отвечают.
– Алеша пришел строить горку раньше
Пети, но позже Сергея. Кто пришел первым?
Д. Сергей.
У. Поручил учитель Коле
Сосчитать лопаты в школе.
Он лопаты сосчитал,
Прибежал и так сказал:
Двадцать восемь, а из них
Двадцать малых, шесть больших.
Точно Коля доложил
Иль ошибку допустил?
Д. Коля допустил ошибку. Лопат
было 26.
У. Некоторые ребята пришли без
лопат. Лена, Игорь, Костя, Шарик ушли за лопатами.
Сколько детей ушло за лопатами?
Д. Три.
У. С санками пришли
Три Ивана, два Сергея.
А с ледянками – Маринка,
Света и Алинка.
Две Иринки появились
И на лыжах покатились,
Вася, Зина и Егор –
Вот и в сборе весь наш двор.
А теперь скажите мне,
Сколько деток во дворе?
Д. Тринадцать.
У. А теперь возьмите планшеты.
У каждого ученика планшет и мелок.
После чтения задания учителем дети пишут мелом
на планшете ответ и показывают его.
– Продолжаем строить горку.
Горку пришли строить 19 мальчиков и 9
девочек. На сколько больше мальчиков, чем
девочек? Сколько всего детей строили горку?
Из 7 десятков вычтите 7.
Уменьшаемое 52, вычитаемое 2. Найдите
разность.
Сколько надо прибавить к 7, чтобы
получить 13?
Найдите сумму 3 десятков и 2 единиц.
Увеличьте 24 на 30.
Дети выполняют задания.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Горку построили, нужно полить
ее водой. Чтобы залить горку, мы с вами научимся
решать примеры на сложение двузначного числа с
двузначным без перехода через десяток, записывая
столбиком.
Первый пример объясняет учитель,
остальные по цепочке комментируют дети.
На доске:
– Чтобы горка была скользкой
и гладкой, надо очень много воды. Вы сейчас будете
решать примеры в парах, потому что одному ведро
нести тяжело. Решаем быстро, но правильно. Кто
решит, сразу поднимает руку. Если верно, то ведро
засчитывается, если нет – значит, вы разлили
воду, и надо идти снова за водой.
20 + 36
24 + 53
43 + 26
30 + 12
10 + 56 |
22 + 15
32 + 45
17 + 81
20 + 15
21 + 76 |
|
Дети решают примеры.
– Залили ребята горку и пошли
отдыхать.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного материала
У. Отдохнули и пошли за санками.
Учитель раздает задачи, записанные на
санках.
Вариант 1
На горке каталось 15 детей. Через час
обедать ушли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей
осталось на горке? |
Вариант 2
Горку строили 11 мальчиков и 9 девочек.
Потом 4 человека ушли за санками. Сколько детей
осталось? |
– С горки прокатится тот, кто
правильно решит задачу.
Дети записывают решения в тетрадях.
– Прочитайте текст. Вспомните, как
звали героя рассказа.
Карточка
Во двор вышел _____. Увидел горку. Подошел, хотел
взобраться на нее. «О, хорошая горка! Сейчас
скачусь. Ух ты, скользкая! Что же делать?» Увидел
ящик с песком. «А, я сейчас ее песком посыплю и
заберусь на нее». И стал он песок на горку носить. |
– Что дальше происходило
в рассказе? Что надо сделать с горкой, чтобы с
нее можно было кататься?
Д. Засыпать снегом, залить водой.
У. Получите снежинки с примерами.
Если вы их правильно решите, то исправите
ситуацию на горке.
Учитель
берет примеры для снежинок из материала для
закрепления в учебнике.
– Молодцы! Вы справились, потому что
взялись за работу все вместе, потому что
дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!
Давайте поставим возле горки охранника –
слепим снеговика.
Во дворе у нас гора,
Все мы катаемся с утра.
Снеговик-бедняжка злится,
Что не может прокатиться.
– Из каких фигур мы сделали
снеговика?
Дети отвечают.
– А чтобы больше никто не придумал
горку песком посыпать, нужно ступеньки сделать.
Из каких фигур можно построить ступеньки?
Выберите нужные.
На доске изображены овалы,
прямоугольники, треугольники.Дети складывают
фигуры так, чтобы было похоже на ступеньки.
VII. Итог урока
У. На уроке мы построили горку,
решая задачи и примеры. А теперь разгадаем
кроссворд.
1. Как называется результат сложения?
2. Как называется этот знак? (Показывает знак
«+».) 3. Как называются числа при сложении? 4.
Как называется результат вычитания? 5. Как
называется число, которое вычитают? 6. Как
называется этот знак? (Показывает знак «>».) 7.
Как называется число, из которого вычитают?
Ответы. 1. Сумма. 2. Прибавить. 3.
Слагаемое. 4. Разность. 5. Вычитаемое. 6.
Больше. 7. Уменьшаемое.
– Какое слово открылось в выделенных
клетках?
Д. Спасибо!
У. Спасибо за работу на уроке!
Что вам запомнилось больше всего?
Что понравилось? Что было легко? Что
– трудно?
Как вы оцениваете свою работу? Какое
настроение у вас после этого урока?
Дети отвечают на вопросы. |