Цели. Закреплять умение решать
задачи на движение, записывать многозначные
числа, выполнять действия с ними,
преобразовывать величины (единицы времени и
длины).
Оборудование. Портрет
Ю.А. Гагарина, рисунки ракеты «Восток» и
Солнечной системы; конверт с посланием из
космоса; карточки в виде ракеты для оценивания
ответов учеников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Ребята! Какой праздник
отмечает наша страна в апреле?
Дети. День космонавтики.
У. В честь какого события
ознаменовали этот праздник?
Д. 12 апреля 1961 года человек
впервые полетел в космос.
У. Кто был этот человек?
Д. Юрий Алексеевич Гагарин.
У. Посмотрите на портрет
человека, который на ракете «Восток» первым в
мире вышел в космическое пространство. В честь
первого полета в космос этот день принято
считать Днем космонавтики. И в честь этого
праздника наша космическая эскадра отправляется
в межпланетное путешествие с космодрома
«Школьный».
III. Устный счет
У. Внимание! Внимание!
Объявляется предстартовая готовность! Каждый
ряд – это экипаж. Сейчас экипажи кораблей
покажут, какие они дружные и как слаженно могут
работать. Вам надо правильно сделать вычисления
и записать ответы.
1. Делимое 1000, делитель 100. Чему равно
частное?
2. Какое число надо умножить на 23, чтобы
получилось 207?
3. Сумму чисел 63 и 57 разделить на 15.
4. Из произведения чисел 31 и 7 вычесть 210.
5. Частное чисел 42 и 14 умножить на 2.
6. 75 разделить на 15.
7. Во сколько раз число 48 больше 12?
8. Делимое 600, делитель неизвестен, частное 200.
Чему равен делитель?
9. Скорость самолета 360 км/ч, а скорость
ракеты 720 км/ч. Во сколько раз скорость ракеты
больше скорости самолета?
10. 253 разделить на 253.
– Проверяем.
Один ученик читает ответы.
Д. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
У. Пуск! Мы говорим: «До свидания,
планета Земля! Поехали!»
IV. Закрепление пройденного материала
У. Сколько лет люди летают в
космос? Как это можно узнать?
Д. 2006 – 1961 = 45 (л.).
У. Во сколько лет Юрий Гагарин
совершил свой первый космический полет, если мы
знаем, что родился он 9 марта 1934 года?
Д. 1961 – 1934 = 27 (л.).
У. Сколько лет исполнилось бы
Юрию Гагарину 9 марта 2006 года?
Д. 2006 – 1934 = 72 (г.).
У. Ребята! Почему наша Солнечная
система получила такое название?
Д. Солнце находится в центре, а
планеты вращаются вокруг него, поэтому система и
получила название «Солнечная».
У. Правильно. Самая близкая
планета к Солнцу – Меркурий, она удалена от
Солнца на 58 млн км.
Дети записывают это число.
– А самая дальняя планета Плутон –
на 5950 млн км.
Дети записывают это число.
– На сколько километров Плутон
расположен дальше от Солнца по сравнению с
Меркурием?
Д. 5950 млн – 58 млн = 5892 млн км.
У. Тс-с... Мы подлетаем к планете
Сатурн. Около нее шуметь нельзя. Даже космические
корабли снижают скорость, чтобы двигатели не так
гудели. Здесь нас ждет испытание. Скажите: как
найти скорость, если известно время и расстояние?
Как надо находить расстояние? А время?
Дети отвечают.
– А теперь попробуйте решить задачи
и запишите их решения в виде выражений.
Задача 1
Ракета пролетела n километров.
Какова ее скорость, если она затратила на путь k
часов?
Задача 2
Скорость звука а м/с. На каком
расстоянии ударит молния, если после вспышки
молнии прошло b секунд?
Задача 3
Марс пролетает х километров за
5 мин, а Юпитер – за 6 мин. У кого из них
скорость больше и на сколько?
– Проверяем.
С каждого ряда к доске выходят по
одному ученику и записывают выражения.
На доске:
v = n : k s = a . b x : 5 – x :
6 |
– Продолжаем наше
космическое путешествие. Мы пролетаем мимо
планеты Уран. Скорость движения этой планеты по
своей орбите 5,5 км/с. Самая быстрая планета –
Меркурий. Ее скорость 48 км/с. А скорость нашей
планеты 30 км/с. Задание: переведите скорость
движения Земли в километры в час.
Д. В одном часе 3600 секунд, 30 ґ 3600 =
=108 000 (км/ч).
У. Ребята, сегодня по
космической почте мы получили письмо –
посмотрите! Это пишут наши космические друзья, но
письмо зашифровано. Чтобы прочитать его, нужно
выполнить еще одно задание: найти значения
выражений, записанных на доске.
На доске:
5 км 32 м + 4 км 756 м =
64 дм 5 см – 3 м 7 см =
6 ч 45 мин + 19 ч 58 мин =
2 ч – 34 мин 25 с =
|
Дети выполняют задание
самостоятельно в тетрадях. У доски на закрытых
частях работают два ученика. Результат работы
проверяют всем классом.
– Задание мы выполнили правильно. И
вот что написано в письме: марсиане очень просят
извинить, что не смогли прилететь на наш урок, и
просят, чтобы мы для них решили задачу.
На доске:
Скорость света 300 000 км/с.
На Солнце произошла вспышка. Через какое время ее
увидят на Земле, если расстояние от Земли до
Солнца равно 150 000 000 км? |
Дети работают
самостоятельно, затем устно проверяют решение.
V. Итог урока
У. Наш полет завершается. Ребята,
что мы повторим за время нашего путешествия?
Может быть, после этого урока у кого-то
из вас возникнет желание стать космонавтами или
исследователями космоса. Но все мы должны
помнить, что наша родная планета – Земля, которая
нас всегда будет звать к себе, надеяться на нас и
гордиться нами. На этом урок закончен. Всем
спасибо!
Оценивать ответы можно следующим
образом: те из учеников, кто получил три и более
«ракет», получают за урок «5», кто две «ракеты» –
«4», а плохие отметки на этом уроке лучше не
ставить.
VI. Домашнее задание |