Цели. Учить
решать задачи разного вида, подбирать и
составлять к ним схемы; решать примеры на
сложение и вычитание в пределах 10; закрепить
знания о составе числа.
Оборудование. Учебник
"Математика", 1-й класс (авт. М.И. Моро и др.);
книжка-поезд С.В. Михалкова; открытка
"Приглашение кота Леопольда"; рисунки монет,
кота Леопольда, мышат, корзины с цветами (с
цветами без лепестков и лепестков с примерами);
карточки с буквами п, о, з, д, р, а, в, л, я, е, м;
билеты с заданиями для самостоятельной работы;
грамзапись песен "Песенка друзей" и
"Голубой вагон"; ребус; светофоры; схемы к
задачам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. У нас на уроке сегодня
гости – кот Леопольд и мышата. Давайте
поприветствуем их.
II. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы будем
закреплять умения решать задачи разного вида,
решать примеры на сложение и вычитание в
пределах 10.
III. Закрепление пройденного материала
У. В почтовом ящике для нас
что-то есть... Это приглашение к коту Леопольду на
день рождения. Когда же нас приглашают?!
Попытаемся расшифровать ребус.
Дети. Во вторник.
У. Как хорошо! Ведь сегодня
вторник. Вы рады?
Д. Да.
У. Что нам нужно взять на день
рождения?
Д. Цветы, подарки, красивую
одежду, хорошее настроение, торт...
Учитель показывает рисунок с
изображением корзины цветов.
У. Отправимся мы с вами на
поезде. Поторопитесь приобрести билеты. Цена
билета 5 рублей. Представителям I, II, III рядов –
набрать разными монетами 5 рублей и купить билеты
каждый своему ряду.
Д. 2 р. + 2 р. + 1 р.
– 2 р. + 1 р. + 1 р. + 1 р.
– 1 р. + 1 р. + 1 р. + 1 р. + 1 р.
У. В каком вагоне поедет I ряд; II
ряд; III ряд?
Билет № 1 |
Билет № 2 |
Билет № 3 |
Вагон № |
Вагон № |
Вагон № |
– Вопрос I ряду (билет № 1) –
какое число находится между числами 2 и 4?
Д. 3 – вагон № 3.
У. Вопрос II ряду (билет № 2) – 2 и еще
столько же – сколько это будет?
Д. 4 – вагон № 4.
У. Вопрос III ряду (билет № 3) –
сколько будет 3 без 2?
Д. 1 – вагон № 1.
У. Номера для какого вагона не
хватает?
Д. Для второго.
У. А кто поедет с нами во втором
вагоне, вы узнаете, если внимательно послушаете
грамзапись.
Звучит грамзапись:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
Д. Это герои Сергея Михалкова из
"Песенки друзей".
У. Сколько друзей поедет во
втором вагоне, посчитаем вместе.
Учитель читает еще раз, дети хором
дополняют стихотворение:
Красота! Красота!
Мы везем с собой ... (кота),
Чижика, ... (собаку),
Петьку-забияку,
... (обезьяну), попугая, –
Вот компания какая!
Итак, сколько путешественников?
Д. Шесть.
У. Сколько зверей?
Д. Три.
У. Сколько птиц?
Д. Три.
У. Что про них можно сказать?
Д. Их поровну.
У. Молодцы! Мы заняли 4 вагона. А
как же наши гости? Нельзя же их одних оставлять, а
вагончиков не хватает! Как быть?
Д. Надо добавить вагончики.
Учитель прикрепляет на доску еще 6 вагонов.
У. В каких вагонах будут ехать наши гости?
Д. С 5-го по 10-й.
У. Но мышата-проказники уже
успели заклеить окошки в этих вагончиках.
Быстренько их открываем, назвав сначала число,
которое заклеено.
На доске:
Дети выполняют задание.
– Молодцы!
Загудел паровоз
И вагончики повез:
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
К Леопольду вас качу!"
IV. Физкультминутка
Звучит песня "Голубой вагон":
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди.
Скатертью, скатертью
Дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
Упражнения выполняются в такт музыке.
V. Закрепление пройденного
материала (продолжение)
У. Путь наш не близок, и, чтобы не
было скучно в дороге, мы займемся математическим
счетом.
Вставьте пропущенные числа.
На доске:
– Сосчитайте, запишите, проверьте.
На доске:
– Так как кот Леопольд с
нетерпением ждет нашего приезда, давайте прямо с
поезда отправим ему поздравительную телеграмму.
На доске:
– Я буду задавать вам вопросы.
Отвечающий
на вопрос ученик переворачивает карточку с
нужным ответом. На стороне карточки написана
буква. Дети по очереди выходят к доске.
Какие числа больше 5, но меньше 8? (6,
7)
Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4.
Чему равна сумма? (9)
На сколько 4 меньше 6? (на 2)
На сколько 9 больше 6? (на 3)
Чему равно первое слагаемое, если
сумма 7, а второе слагаемое 2? (5)
Чему равно уменьшаемое, если
вычитаемое 2, а разность равна 6? (8)
7 уменьшить на столько же. (0)
Вера ищет подружек, которые
спрятались от нее. Сколько спряталось подружек,
если она увидела 8 ног? (4)
7 увеличить на 3. (10)
Шла старушка в Москву. Навстречу ей 3
дедушки. У каждого по 2 мешка. В каждом мешке по
коту. Сколько всего человек шло в Москву? (1)
– Хором читаем телеграмму.
На доске:
– Молодцы! Телеграмму мы с вами
отправили.
VI. Решение задач
На доске на карточках – схемы задач.
У. Вам надо подобрать к каждой
задаче схему и ответить на вопрос.
Задача 1. Леопольд разослал
приглашения на день рождения 7 зверям, а птиц
пригласил на 3 меньше. Сколько приглашений
получили птицы?
I –
II – ?, на <
Д. Четыре приглашения получили
птицы.
У. Задача 2. Сорока
торопилась на день рождения к Леопольду, чихнула
4 раза, а во время поздравления 2 раза. Сколько раз
чихнула Сорока?
I – }?
II –
Д. 6 раз чихнула Сорока.
У. Задача 3. На стол Леопольд
поставил 4 вазы с конфетами, а с печеньем 3 вазы. На
сколько больше ваз с конфетами, чем с печеньем?
I –
II – на – ?
Д. На 1 вазу больше с конфетами,
чем с печеньем.
У. Задача 4. В вазе лежало 10
конфет. Мышата уже напроказничали и утащили 2.
Сколько конфет осталось в вазе?
Было –
Взяли –
Осталось – ?
Д. В вазе осталось 8 конфет.
У. Составьте задачу по
оставшейся схеме:
I –
II – ?, на >
Ребята составляют свои задачи.
– Молодцы, справились с заданием.
Прочитайте в учебнике задачу номер 2 на
странице 44.
Дети читают задачу.
Д. Игорь пригласил друзей на
день рождения. К нему пришли 5 мальчиков и 2
девочки. Сколько ребят пришло поздравить Игоря?
У. Что известно в задаче?
Д. Сколько было мальчиков и
девочек.
У. Прочитайте вопрос задачи.
Д. Сколько ребят пришло
поздравить Игоря?
У. Каким действием вы будете
решать задачу? Почему?
Д. Сложением, так как надо найди
общее количество.
У. Составим краткую запись и
решим задачу.
Дети записывают:
VII. Физкультминутка
Вот поезд идет наш,
Колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз,
Ребят он повез.
Выполняются движения полусогнутыми
руками.
VIII. Закрепление пройденного материала
(продолжение)
Учитель переворачивает рисунок с
букетом другой стороной.
У. Ребята, посмотрите, что
наделали проказники-мышата, пока мы с вами
работали над задачей! Они общипали наш букет. Как
нам быть?
Это можно поправить только с вашей
помощью. Надо решить примеры на опавших
лепестках, и тогда они возвратятся на свои места.
Быстро за дело! Мы ведь уже подъезжаем к нужной
станции.
На доске:
Дети записывают примеры,
решают их.
– Молодцы! Букет восстановлен.
Учитель переворачивает рисунок
прежней стороной.
– Какой же ряд будет вручать
корзинку с цветами коту Леопольду? Это мы узнаем,
когда определим, кто первым исправит примеры,
которые решили проказники-мышата Митя и Мотя,
чтобы вас запутать.
На доске:
Представители I, II, III рядов
начинают проверку примеров. Они могут
пользоваться помощью своего ряда по светофору.
– Всем взять светофоры в руки.
Выполняют работу... (учитель называет фамилии
учеников).
Трое учеников выходят к доске и
находят ошибки.
– Молодцы!
Определяется ряд, который будет
вручать букет.
IХ. Самостоятельная работа
У. А вот и наша остановка. Нас
встречает сам именинник – кот Леопольд. Что
нужно сказать?
Д. Нужно сказать:
"Поздравляем!" – и вручить корзину с
цветами.
У. Что ответит именинник?
Д. "Спасибо!"
У. Что должны сделать
проказники-мышата?
Д. Извиниться.
У. Каков будет ответ кота
Леопольда?
Д. "Ребята, давайте жить
дружно!"
У. Леопольд угощает всех вас
конфетами с арифметической начинкой. Чтобы
обменять их на настоящие, надо решить примеры.
Дети работают
самостоятельно, сдают выполненные задания и
получают конфеты.
Х. Итог урока
У. Наше путешествие завершено.
Большое всем спасибо! Вы очень хорошо работали на
уроке. |