Цели. Формировать представление о проценте
как сотой доли целого, умение находить один
процент от числа; решать задачи на нахождение
процента от числа.
Оборудование. Учебник «Математика. 4 класс»
(часть 1) (авт. Петерсон Л.Г.); демонстрационный
круг, разделенный на 26 частей (по количеству
учащихся).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Ребята, урок математики мы начнем
необычно. Скажите, что такое дружба? Назовите
девиз урока.
Дети. Когда мы едины, мы непобедимы!
На доске висит круг, разделенный на 26 равных
частей.
У. Этот круг разделен на равные части, то
есть доли. Он олицетворяет наш класс. Сколько
долей в круге?
Д. 26.
У. Какую долю составляет каждый ученик от
всего класса?
Д. часть.
У. У вас на столах лежит точно такая же
доля. Она с одной стороны красного цвета, с
другой – зеленого. Почему она такая, вы
узнаете позже. На прошлом уроке вы работали с
долями. Вспомните, как найти п-ю долю от
числа?
Д. Чтобы найти п-ю долю от числа, нужно
разделить это число на п.
III. Актуализация знаний учащихся
На доске:
У. Прочитайте доли. Как
по-другому можно их назвать?
Д. Четверть, половина, треть, сотая.
У. Какая доля лишняя и почему?
Д. Доля
лишняя, потому что у нее в знаменателе стоит
трехзначное число, а все остальные знаменатели
однозначные.
У. Что вы умеете делать с долями?
Д. Сравнивать, находить долю от числа.
У. Расположите доли в порядке убывания.
Д.
У. Каким правилом вы пользовались?
Д. Мы пользовались правилом сравнения
долей. Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
Чем больше знаменатель, тем меньше доля.
У. Найдите устно указанные доли от
числа 600.
Д. 300, 200, 150, 6.
У. Прочитайте и решите записанную на
доске первую задачу.
На доске:
В школьной столовой к завтраку испекли 200
пирожков. Петя съел часть всех пирожков. Сколько пирожков
съел Петя?
Д. 200 : 100 = 2 (п.)
У. Прочитайте вторую задачу.
На доске:
В школьной столовой к завтраку
испекли 200 пирожков. Петя съел 1% всех пирожков.
Сколько пирожков съел Петя? |
У. Сравните тексты двух задач.
Чем они похожи и чем различаются? В чем трудность
второй задачи? Кто знает, как читается новый знак?
Что он обозначает? Как решить вторую задачу?
IV. Постановка цели деятельности
У. Посмотрите – это знак процента.
Появился новый термин – процент. В задаче
нужно найти 1% от числа 200. Появился новый тип
задач – на нахождение 1% от числа.
Сформулируйте тему урока.
Д. Тема урока – «Проценты».
У. Сформулируйте цели урока.
Д. Узнать, что такое процент. Научиться
находить 1% от числа.
V. Открытие новых знаний
У. При решении математических задач на
уроках вы пользовались долями, а при решении
профессиональных задач, которые возникают в
работе бухгалтера, экономиста, предпринимателя,
требуется находить сотые доли числа. Они
получили специальное название проценты.
Слово процент происходит от латинских слов pro
centum, что означает сотая. Сотые доли имеют и
свое особое обозначение: = 1%.
Теперь вы можете решить вторую задачу?
Отличаются ли решения двух задач?
Д. Нет, не отличаются.
У. Сделайте вывод: что нужно сделать,
чтобы найти 1% от числа 200?
Д. 200 : 100 = 2 (п.)
У. Как найти 1% от числа а?
Д. Число а разделить на 100.
У. Сейчас вы поработаете в группах. Что
помогает при работе в группах?
Д. Взаимопомощь, взаимовыручка.
У. Составьте алгоритм нахождения 1% от
числа.
Д. Заменить 1% на сотую долю.
– Найти сотую долю числа.
Алгоритм записывается на доске.
VI. Физкультминутка
VII. Первичное закрепление новых знаний
Дети выполняют задание 2 на с. 73.
Задание. Найди 1% от:
а) 500 г; б) 8000 км; в) 42 000 р.; г) 7300 л; д) 1 т;
е) 3 ц.
Задание а) ученик выполняет у доски с
комментированием.
Ученик 1. Чтобы найти 1% от 500 граммов,
нужно заменить слова один процент на слова сотую
долю и найти одну сотую от числа 500. 500 граммов
делим на 100, получаем 5 граммов.
На доске:
Задание б) выполняется в тетради, его
выполнение комментирует ученик.
Ученик 2. 8000 км : 100 = 80 км.
Задания в–е класс выполняет по
вариантам.
Вариант 1. № 2 (в, д). Вариант 2
. № 2 (г, е).
У. Расскажите, какие ответы получились в
заданиях и как вы рассуждали.
Ответы:
в) 42 000 р. : 100 = 420 р.
г) 7300 л : 100 = 73 л.
д) 1 т : 100 = 1000 кг : 100 = 10 кг.
е) 3 ц : 100 = 300 кг : 100 = 3 кг.
– Скажите правило деления числа на 100.
Д. При делении числа на 100 нужно отбросить
у этого числа два нуля справа.
VIII. Самоконтроль с самопроверкой по образцу
У. Сейчас мы проведем самостоятельную
работу. Под каким девизом будем работать?
Д. Тот господин, кто умеет делать один.
По учебнику дети выполняют задание 4 на
с. 73 и осуществляют взаимопроверку по ответам,
записанным на доске. Напротив правильного ответа
ученики ставят знак «+», напротив
неправильного – знак «–».
У. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У
кого есть ошибки? Какие ошибки вы сделали?
Назовите их. Давайте повторим материал, на
который допущены ошибки, запомним эти правила и
постараемся больше таких ошибок не допускать.
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся!
Найти верный путь
Всегда готовым будь!
– Работаем дальше!
Ученики класса читают задачу 3 на с. 73 и
самостоятельно решают ее. Один из учеников
выполняет решение на переносной доске, затем
весь класс обсуждает решение.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке? Что
такое процент? Как найти один процент от числа?
Вернемся к 1/26 доле, которая лежит у вас на парте.
Доля поможет нам выяснить, кто из учеников достиг
цели урока, а у кого возникли затруднения.
Ученики, которые считают, что достигли цели
урока, приклеят долю зеленым цветом – путь к
дальнейшему изучению математики им уже открыт.
Те, кто считает, что не достиг цели урока,
приклеивает долю красным цветом вверх. Им нужно
повторить материал урока и поработать над
ошибками. Я вижу несколько красных долей.
Объясните, что вам нужно повторить, над чем
поработать дополнительно? |