Цели. Развивать внимание, навыки
устных и письменных вычислений, умение
ориентироваться в пространстве; развивать
логическое мышление и интерес к предмету;
поддерживать любознательность.
Оборудование. Музыкальная
открытка; рисунки сказочных героев; письмо;
тексты задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, я получила письмо
с приглашением, и сегодня мы отправляемся в
математическое путешествие по сказкам. Давайте
прочитаем письмо и узнаем, от кого оно пришло.
Хоть дерись ты, хоть ты плачь –
Не могу решать задач.
Я не знаю, как считать,
И с чего их начинатьx
Я не знаю, вы решите,
Помогите! Объясните!
Мою сказку посетите,
В путешествие возьмите.
Меня же угадай-ка,
Зовут меня...
Дети. Незнайка.
Учитель прикрепляет на доску рисунок
с изображением Незнайки.
У. Что будем делатьx
Д. Надо помочь.
У. Итак, отправляемся в
путешествие!
Звучит музыка.
III. Работа по теме урока
У. Первая сказка про Незнайку.
Вот его задачка: крышка стола имеет 4 угла. 1 угол
Незнайка отпилил. Сколько углов осталосьx
Задача разбирается у доски.
На доске:
– Кроме количества углов, что
еще не знал наш Незнайкаx
Д. Нельзя портить
мебель.
У. В сказке
"Царевна-лягушка" Иван-царевич*
отправился за тридевять земель. Внимание!
Тридевять – это сколькоx
Д. Трижды девять будет двадцать
семь. Значит, он отправился за 27 земель.
У. В названии следующей сказки
присутствует число. Это – русская народная
сказка "Волк и семеро козлят". Композитор
Коваль написал музыку к этой сказке и даже дал
козлятам имена.
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят.
Весело Всезнайке, весело Бодайке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке.
Весело Топтушке, весело Болтушке,
Ну, давайте, братцы, прыгать и бодаться,
Прыгать и бодаться!
Сколько козлят названо в стихотворении?
Д. Шесть.
У. Как их звали?
Дети называют имена козлят.
– Послушайте следующее задание:
сколько будет 7 + 7, деленное на 7? Как будем
рассуждать?
Д. 7 + (7 : 7) = 8
(7 + 7) : 7 = 2
У. В сказке про Муху-цокотуху
говорится о том, что она нашла денежку, купила
самовар, гостей пригласила и в конце сказки вышла
замуж за лихого, удалого, молодого Комара. Так вот
настал момент посетить комариную родню. Как вы
думаете, большая ли родня у Комара? Давайте
посчитаем!
Над болотцем тихо-тихо...
В теплом воздухе парят
Сам Комар и Комариха,
С ними – туча комарят.
Комариха с Комаром говорят:
– Сосчитай-ка, Комар, комарят.
– Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала Комариха сорок пар,
А потом стал считать сам Комар.
Комарят Комар до вечера считал.
Насчитал 13 тысяч и устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
Д. 40 х 2 + 13 000 + 2 = 13 082.
У. В следующей сказке жили-были
дед да баба, и была у них курочка Ряба. Вот только
во дворе, кроме курочки Рябы, гуляли еще цыплята и
поросята. У них было 5 голов и 14 ног. Сколько было
цыплят? А поросят?
На доске:
– В известной сказке
"Чиполлино" жил-был толстенький и
полосатенький кум Тыква.
С 15 лет каждый год кум Тыква покупал по
одному кирпичу. Когда мастер Виноградинка
посчитал их, оказалось 18 кирпичей. Кум Тыква
решил есть поменьше, а работать побольше. Так ему
удалось покупать по 4 кирпича в год. Когда всех
кирпичей стало 118 штук, началось строительство.
Через 2 года отпраздновали новоселье. Сколько лет
уже было куму Тыкве?
Д. 15 лет + 18 + (118 – 18) : 4 + 2 = 60 лет.
У. В современной сказке
"Бременские музыканты" у короля было 3 дочки
и прямоугольное королевство, одна сторона
которого 60 км, а другая – 74 км. Старшая дочь
вышла замуж за принца и получила в приданое
полкоролевства, средняя вышла за воеводу,
получив в приданое квадратную часть того, что
осталось от королевства. Периметр этого квадрата
был равен 148 км. Младшая вышла замуж за трубадура
и получила от королевства площадь в 850 км2
и 999 965 м2.
Какая площадь досталась всем троим
дочкам и что осталось королю?
Один ученик решает у доски.
На доске:
1) 74 х 60 = 4440 (км2) –
площадь королевства.
2) 4440 : 2 = 2220 (км2) – площадь,
занимаемая старшей дочерью.
3) 148 : 4 = 37 (км) – сторона квадрата.
4) 37 х 37 = 1369 (км2) – площадь,
занимаемая средней дочерью.
5) 2220 – 1369 = 851 (км2) – площадь,
оставшаяся после двух свадеб.
6) 851 км2 = 851 000 000 м2;
7) 850 км2 999 965 м2 =
850 999 965 м2.
8) –
площадь, оставшаяся королю. |
– У крокодила Гены был день
рождения. Чебурашка показывал фокусы, развлекал
гостей. И вот какому фокусу он меня научил. Сейчас
я угадаю число вашего дня рождения, если вы
правильно сделаете вычисления.
Загадайте число, умножьте его на 3 и
разделите на 9.
Далее: частное умножьте на 3, остаток
разделите на 3.
Назовите оба полученных числа.
Ваш День рождения ... Угадано?! Как?
На доске:
х х 3 : 9 = а (r) а
х 3 + r : 3
|
IV. Итог занятия
У. Ребята, как вы думаете,
Незнайке понравилось, как мы решили эти задания?
Д. Да.
У. Почему?
Д. Задания были сказочные,
интересные, нетрудные, всегда находился ключик –
подсказка для ума.
У. А помогала нам наша смекалка и
желание преодолевать трудности. А это очень
важно! Ведь легкий путь не всегда ведет к победе! |