Цель. Отрабатывать вычислительные
навыки, сформированные во 2-м классе.
Оборудование. Игровые билеты (по
количеству учащихся в классе и образец для
учителя), мешок с бочонками, конверты и карточки с
«Круговыми примерами», карточки с
дифференцированными заданиями, рисунки бочонков
с цифрами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Доброе утро! Сегодня в
этом классе пройдет первый розыгрыш игры
«Математическое лото», который позволит нам
повторить ранее изученный материал.
II. Устный счет
У. Итак, в первом тираже игры
«Математическое лото» принимают участие все
ученики 3-го «Б» класса.
Главный приз – оценка «5». Каким будет
общий призовой фонд, мы узнаем, выполнив
следующее задание.
Учитель раздает детям игровые
билеты, на доску прикрепляет увеличенный образец
билета.
– На игровом билете в правом
верхнем углу вы видите таблицу, в которой в
беспорядке расположены числа от 1 до 20. Всего в
таблице находятся 17 чисел, 3 пропущены. Вы должны
записать в пустые клетки квадрата пропущенные
числа. Исправления не допускаются, старайтесь
работать без ошибок.
Назовите недостающие в таблице числа в
порядке убывания.
Дети. 9, 7, 3.
У. Найдите сумму данных чисел и
тогда вы узнаете, каким будет общий призовой фонд
игры.
Д. 19.
У. Как производили вычисления?
Д. К 9 прибавили сумму чисел 7 и 3.
У. Изменится ли значение данного
выражения, если поменять порядок действий?
Почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Итак, общий призовой фонд игры –
девятнадцать пятерок! Победителем и обладателем
главного приза станет тот, кто сможет без ошибок
выполнить все предложенные задания.
III. Игра «Математическое лото»
Учитель прикрепляет на доску рисунок
бочонка с цифрой 1. Дети садятся парами.
У. Итак, пришло время начинать
игру. Удачи всем игрокам! Какое задание
скрывается за первым бочонком?
Д. Решение круговых примеров.
Каждая
пара достает из конвертов карточки с заданиями и
решает круговые примеры.
56 + 3
59 – 20
39 + 3
42 + 8
50 – 2
48 + 30 |
78 + 5
83 – 50
33 + 7
40 – 23
17 + 9
26 + 30 |
У. Молодцы! Подумайте и скажите,
по какому признаку можно разделить данные
числовые выражения на две группы?
Д. В один столбик все суммы, а в
другой все разности.
– В один столбик выражения, в
которых все компоненты – двузначные числа, а в
другой остальные.
У. Вы блестяще справились с этим
заданием. Надеюсь, вы сможете так же удачно
справиться со всеми последующими и выиграть
главный приз нашей игры! Выполняя каждое
последующее задание, вам необходимо будет
фиксировать полученные результаты в игровом
билете.
Учитель прикрепляет на доску бочонок
с цифрой 2.
– Второй бочонок и следующее
задание. Вам необходимо взять такую карточку с
примерами, на которой цвет круга совпадает с
цветом квадратов на вашем игровом билете.
1-я группа (желтые круги)
20 –13 = |
52 + 2 = |
10 |
3 |
50 |
2 |
20 – 2 = |
50 + 22 = |
10 |
10 |
20 |
2 |
43 + 2 = |
82 + 6 = |
40 |
3 |
80 |
2 |
|
2-я группа (зеленые круги)
90 – 83 = _____
40 – 22 = _____
47 + 7 = _____
40 + 32 = _____
58 + 30 = _____
37 + 8 = _____
|
3-я группа (красные круги)
58 – ____ = 51
____ + 2 = 56
48 – ____ = 30
8 + ____ = 80
10 + ____ = 55
90 – ____ = 2
|
У учащихся во всех группах
после решения примеров получаются одинаковые
ответы: 7, 18, 45, 54, 72, 88.
У. Надеюсь, все успели отметить
(зачеркнуть или подчеркнуть) полученные
результаты в игровом билете. Мы продолжаем игру и
открываем третий бочонок.
Учитель прикрепляет на доску бочонок
с цифрой 3.
– Что необходимо сделать, чтобы
узнать следующие числа, которые нужно будет
зачеркнуть в игровом билете?
Д. Сравнить числа или выражения.
У. Это задание мы будем
выполнять в тетради.
Два ученика выполняют задание у
доски под диктовку учителя.
– Сравните два выражения. Первое –
сумма чисел 18 и 6. Второе – разность чисел 70 и 34.
Следующая пара выражений: первое –
разность 100 и 17; второе – сумма 40 и 43.
На доске:
18 + 6 ... 70 – 34
100 – 17 ... 40 + 43 |
– Чему равны значения
выражений?
Д. 24, 36, 83.
У. Зачеркните в билете числа,
полученные в ходе вычислений. Продолжаем. Совсем
немного осталось времени до того момента, когда
будут известны обладатели главного приза игры.
Последний бочонок в игре!
Учитель прикрепляет на доску бочонок
с цифрой 4.
– За четвертым бочонком скрывается
задача. Ее текст вы найдете на обратной стороне
билета.
Задача. В игровом мешке было 90
бочонков. В первом туре из мешка достали 7
бочонков, во втором – 20. Сколько бочонков
осталось в игровом мешке?
У доски рассматриваются варианты
решений задачи.
На доске:
Было – 90 б.
Достали – 7 б. и 20 б.
Ост. – ? б.
I способ
1) 7 + 20 = 27 (б.)
2) 90 – 27 = 63 (б.)
II способ
1) 90 – 7 = 83 (б.)
2) 83 – 20 = 63 (б.) |
– Полученный ответ – это
последнее число, необходимое нам для того, чтобы
определить ключевое слово, – результат нашей
игры.
Образец карточки после выполнения
детьми заданий.
– Если вы правильно выполнили все
задания, то без труда сможете прочитать слово,
пользуясь ключом. Учитель прикрепляет на доску
карточку-ключ.
Д. Победитель.
У. Игра закончена. Прошу поднять
руку тех, кто смог прочитать слово. Главный приз
– пять баллов – получили обладатели __ билетов.
Призовой фонд не разыгран в полном объеме,
поэтому переносится на следующий тираж.
IV. Итог урока
У. Понравилась вам игра
«Математическое лото»? Что вы повторяли на уроке?
Спасибо за урок! |