Цели урока:
1.Закрепление знаний о мерах времени и соотношениях между ними.
2.Совершенствование знаний таблицы умножения.
3. Решение задач на увеличение и уменьшение величины «на столько-то» и «во сколько-то раз».
4. Пополнить знания детей по астрономии.
5. Учить детей работать в группах. Класс поделен на группы- экипажи ракет (красная, синяя, зелёная, желтая)
6.Совершенствовать умения работать с Танграмом
Тип урока: Закрепление пройденного материала
Оборудование: мультимидийный проектор, слайды "Планеты Солнечной
системы", картинки из Интернета о разных часах(настенные, напольные,
будильники,солнечные, электронные, песочные, "с кукушкой",
наручные,уличные, Кремлёвские), школьная доска, карточки с заданиями на
сравнение величин, с текстами задач для 4-ёх экипажей, космическая
музыка, конверты с деталями Танграма, 4 звезды.
Ход урока
1.Организационный момент.
Звучит музыка "Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут..."
Здравствуйте, мои дорогие дети! Сегодня у нас урок- путешествие во
времени! Вы ведь любите путешествовать? Греческий философ Аристотель
говорил, что «в окружающей нас природе самым неизвестным является время
ибо никто не знает, что такое время и как им управлять"! Но...уже прошло
много времени и самым распространённым прибором определяющим время
стали ...ЧАСЫ. Послушайте стихотворение Эльмиры Котляр "Часы и часики"
(с демонстрацией разных часов на экране)
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы,
на полу стоящие,
басом говорящие:
"Бом! Бом! Бом!" -
На весь дом.
А есть часы настенные -
Чинные, степенные!
Не убегают,
Не отстают-
Вовремя бьют!
Маятник : туда-сюда...
Сегодня, завтра и всегда!
А будильник!
С вечера заведёшь
и спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудит-
не забудет!
Есть и солнечные часы -
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
а по нему солнышко бежит!
Они бывают на площадях,
на лужайке, в саду-
у солнышка на виду!
А есть и новые - электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведёшь - и год ходи!
А бывают часы песочные -
точные!
В них песчинки текут -
секунды бегут!
Как песчинки собрались,
холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
так и минутка истекла!
А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся:
Ку-ку!Ку-ку! –
Как в лесу на суку.
А ещё есть часы-малютки!
Как сердечко бьётся в грудке!
"Тики-таки, тики-таки"...-
круглые сутки.
Эти уличные часы на столбе
знакомы тебе?
Они здесь очень нужны:
стрелки-великаны
издали видны!
Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты-
куранты?
Они часы главные-
Державные!
2. Устный счёт.
-Какой сейчас век?(21 век)
А первые механические часы появились в 13 веке, а пружинные- в 16 веке. Первые карманные часы в 1680 году. Им сейчас 333 года!
Вы уже сказали, что любите путешествовать...Вот и отправимся путешествовать на ракете..
-Сложите из деталей Танграма космический корабль. (Звучит музыка, один ученик работает на магнитной доске- складывает ракету)
-Мо-лод-цы!
-А теперь задачи-шутки-
На одну минутку!
-Космонавтов учат надевать космические штаны за 3 секунды. Посчитайте
сколько штанов успеет надеть хорошо натренированный космонавтза
полминуты?
(30 : 3 = 10(штанов)
-А вот чтобы выйти в открытый космос космонавт надевает очень сложный
скафандр.Один космонавт надевает его за 65 минут, а другой- за 1 час 5
минут. Кто из них быстрей это делает?
3.Основная часть урока. Меры времени и взимоотношения между ними.
Ну, а на ракете
Только в космос лететь.
И во все глаза смотреть...
Столько неизвестного,
Столько интересного...
-Если бы мы с вами собрались ехать к Солнцу на карете, нам понадобилось бы 5 веков.
А сколько это лет? (500 лет) демонстрируется картинка-слайд
-А если бы отправились на автомобиле, то в пути находились бы в 5 раз
меньше? Это сколько? (5в. : 5 = 1в.=100лет) демонстрируется
картинка-слайд
А на самолёте мы бы летели в 10 раз меньше, чем на автомобиле.Это
сколько? (100лет : 10 =10лет) демонстрируется картинка-слайд
-А сколько это месяцев? (12мес. * 10 =12мес.)
А вы знаете самый быстрый СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ!
Он от Солнца до Земли бежит всего за 8 минут!!!
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ!
В котором часу взошло сегодня Солнце, если его первый луч разбудил меня ровно в 6 часов? (в 5 часов 52 минуты)
ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ КАРТИНКА-СЛАЙД
Но на Солнце лететь опасно- это звезда, раскаленный газовый шар.Если бы
мы захотели остудить Солнце и сделали снежок величиной с Луну, то этот
снежок превратился бы в пар за по минуты!!!
А сколько это секунд? (30секунд)
Какие планеты ближайшие к Земле? (Марс и Венера)
-Давайте полетим на одну из ближайших планет к Земле.
ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ КАРТИНКА-СЛАЙД
-Как называют Венеру? (Утренняя звезда)
-Да, там вечное лето, жарко-прижарко! Металлы( олово, свинец) текут в реках...
Полетим к Марсу... на этой планете уже находится не один спутник Земли, принадлежащий Америке, России...
Первопроходцами будут наши счётчики-математики. От каждого экипажа по одному!
Первый, посчитав, снимет звезду первой величины и т.д. ( на доске 4 звезды разные по величине)
На доске 4 столбика примеров:
7 * 3 – 18 = 63 – 10 * 6 = 30 – 3 * 9 = 45 – 7 * 6 =
74 - 8 * 9 = 1 + 9 : 9 = 18 : 9 + 0 = 27 : 3 – 7 =
4 * 2 : 8 = 50 – 7 * 7 = 65 – 8 * 8 = 82 – 9 *9 =
4 * 6 – 3 * 8 = 2 * 4 – 1 * 8 = 3 * 7 – 7 *3 = 4 * 9 – 6* 6 =
Пока первопроходцы покоряют Звёзды, ребята в группах решают цепочки примеров , отвечая на поставленные вопросы.
1 группа-экипаж
Сколько лет было Ю.А. Гагарину, когда он совершил свой полет в космос?
6 : 2 = * 3 = + 6 = : 15 = * 3 = * 9 = ? (27 лет)
2 группа-экипаж
Сколько минут длился первый полет в космосе с человеком на борту?
15 : 3 = * 7 = - 3 = : 8 = * 2 = + 100 =? (108 минут)
3 группа-экипаж
Сколько км пролетает ракета за 1 секунду во время полета к Марсу?
90 : 10 = * 3 = -7 = + 25 = : 5 = + 7 =? (16 км в сек)
4 группа-экипаж
За сколько часов можно долететь на ракете до Луны?
100 -51 = :7 = +23 = +60 = -20 = :7 =? (10 часов)
Итак, счетчики взяли Звезды!Какие у них ответы ? 3,2,1 Пуск!
Какие ответы получили команды? Молодцы!
Экипажи в полете решают задачи.
1экипаж
На борт ракеты загрузили 45 банок сгущенки, а мясных консервов на 5 банок меньше. Сколько всего банок погрузили?
2 экипаж
На борт взяли 64 кг колбасы, а сыра в 8 раз меньше. Сколько кг колбасы и сыра загрузили?
3 экипаж
В бортовом журнале было 100 страниц. По дороге от звезды до звезды
исписали 39 страниц, а на обратном пути21 страницу.Сколько страниц
осталось чистыми в бортовом журнале?
4 экипаж
Для эксперимента в полет взяли 9 голубых попугаев, а зеленых- в 4 раза больше. Сколько всего попугаев взяли в полёт?
Итак, как решили экипажи задачи!? Молодцы!
4. Физкультминутка.
Устали? Отдохнём!
Встанем и пойдем!
Как живете? Вот так!
Как идете? Вот так!
Как бежите? Вот так!
Как плывете? Вот так!
Как летите? Вот так!
Как смеетесь? Вот так!
Как поёте? Вот так!
А как садитесь? Вот так!
5.Сравнение величин.
Итак, мы совершили мягкую посадку на Марс. ( на доске картинка- слайд с изображением Марса)
Трудно представить, как выглядят марсиане.Но мы их представили такими!
(на стенде рисунки детей на тему «Вот они какие марсиане!»)
Они задали вам вот эти вопросы:
1экипаж
Марсианка сказала, что у неё столько сестёр, сколько и братьев.А её
брат сказал, что у него 3 сестры. Сколько детей в марсианской семье?(2
брата + 3 сестры=5 детей )
2 экипаж
А вы узнайте сколько лет марсианке.
Марсианка сказала, если сложить наибольшее однозначное число с
наименьшим однозначным числом, узнаете мой возраст. (9 +1 =10 лет)
3 экипаж
А хотите узнать . сколько лет её дедушке?
Если из наибольшего двузначного числа вычесть 90, а результат умножить на 3 и прибавить 73. (99 – 90)* 3 + 73=100(лет)
4 экипаж
К Марсу надо лететь целых 4 месяца. Определите сколько это недель.(4 * 4 =16нед.)
А сколько суток? (16 * 7 =112 сут.)
Времени у нас в обрез!
О полетах в космос мечтали и в далекой древности!
И решив дружно экипажами примеры на карточках, расположив ответы в
порядке возрастания вы узнаете, как звали древние греки богиню
астрономии, покровительницу путешественников.
(на доске избражение богини Урании- женщина с глобусом в руках)
Карточки на столах экипажей.
Р 4 * 6 – 7 * 2 = 10
Н 84 - 12 – 10 * 5 = 20
А 32 : 4 + 45 : 5 = 17
У 6 * 2 – 4 * 2 =4
И 80 : 10 + 2 * 10 = 28
Я 96 – 24 + 12 : 6 =74
Да, её звали УРАНИЯ!
Мы возвращаемся на нашу любимую планету Земля. И чтобы приземление произошло мягко, выполните задания на сравнение величин!
1 экипаж 2 экипаж 3 экипаж 4 экипаж
1ч 30 мин * 90 мин 2 сут. * 49 ч. 48 ч * 3сут. 60 сек * 1мин 20 сек
3 мес. * 3 нед 1ч 40 сек *40 мин 70 мин *7 сут. 1 год *15 мес.
2 года *24 мес. 14 сут. * 1 мес. 28 сут.* 1 мес. 72 сут. * 3 ч
60 сек. * 60 мин 1 год *24 мес. 1 нед. * 7 сут. 1 ч * 1 сут.
Какие вы молодцы, так мягко посадили свои экипажи! А с нами и грузовой корабль с угощением для вас и гостей!
6. Подведение итогов урока. Учитель раздает угощение и задает вопросы.
- Что понравилось в нашем путешествии?
-Какие знания понадобились?
-Какие планеты являются нашими соседями в космосе?
-Зачем люди стремились в космос в далеком прошлом?
-Кто хочет стать космонавтом?
(Учитель оценивает работу экипажей)
7.Домашнее задание: придумать интересную задачу по теме "Меры времени"
|