Цели. Научить выполнять
приближенное вычисление площадей; познакомить с
вычислением площади с помощью палетки по
алгоритму; повторить единицы длины и единицы
измерения площади; развивать мышление, внимание,
память.
Оборудование. Учебник
"Математика" (4-й класс, часть 1, авт.
М.И. Моро и др.), таблица алгоритма, палетки,
индивидуальные карточки, экран, эпидиаскоп,
пленки с фигурами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке вы
научитесь выполнять приближенное вычисление
площади и познакомитесь с приспособлением для
этого.
III. Знакомство с новым материалом
У. Рассмотрите фигуру на экране.
– Сколько места занимает фигура А
на плоскости? Другими словами, какова ее площадь?
Выслушиваются ответы детей.
– Ответ на этот вопрос мы можем дать
лишь приблизительно, указав границы, в которых
находится площадь фигуры А. Площадь фигуры
больше 6 клеток, но меньше 16.
На доске:
– Как мы будем рассуждать,
чтобы вычислить площадь данной фигуры? Внутри
фигуры А расположены 6 целых клеток, а
остальные 10 клеток входят в нее частично: иногда
меньшая часть клеток, а иногда – боRльшая.
Поэтому всего в фигуре А содержится
примерно...
На доске:
6 + 10 : 2 = 6 + 5 = 11 ед.
6 < 11 < 16 |
Результат записывают на
доске с помощью знака приближенного равенства ».
– Значит, площадь нашей фигуры
приблизительно 11 квадратных единиц.
На доске:
– Читать следует так:
"Площадь приблизительно равна 11 квадратным
единицам".
Все это мы смогли вычислить благодаря
тому, что фигура А была разбита на клетки. Что
делать, если таких клеток нет?
Дети. Самим расчертить фигуру на
квадраты.
У. Правильно, но на это уйдет
много времени. Чтобы ускорить работу, люди
придумали приспособление для определения
площади фигур.
Учитель раздает детям прозрачные
пленки, расчерченные на квадратные сантиметры, и
карточки с фигурами.
– Перед вами такое приспособление.
Откройте учебники на странице 49 и прочитайте,
как оно называется.
Д. Для приблизительного
определения площади фигуры используется палетка.
Палетка – прозрачная пленка,
разделенная на одинаковые квадраты: это могут
быть квадратные дециметры, квадратные
сантиметры, квадратные миллиметры.
У. Посмотрите на ваши палетки.
Как они разделены?
Д. На квадратные сантиметры.
У. В учебнике на странице 49 на
цветные фигуры так же наложена палетка,
разделенная на квадратные сантиметры.
Прочитайте, как находили площадь фигуры голубого
цвета.
Дети читают текст, отмеченный
красной чертой.
– Чему равна площадь этой фигуры?
Д. Примерно 31 квадратный
сантиметр.
У. Попробуем вывести формулу, по
которой приблизительно считается площадь.
Дети вместе с учителем выводят и
записывают формулу.
На доске:
S » a + b : 2
a – целые клетки b
– частичные клетки
|
– Найдите площадь фигур
зеленого и розового цветов.
Д. Площадь зеленой фигуры
приблизительно равна
6 + 16 : 2 = 14 квадратных
сантиметров.
– Площадь розовой фигуры
приблизительно равна 5 + 16 : 2 = 13 квадратных
сантиметров.
У. Возьмите в руки карточки с
изображенными на них фигурами. С помощью палетки
найдите их площадь.
Дети выполняют задание.
– Попробуем вывести алгоритм
нахождения площади фигуры с помощью палетки.
Учитель записывает каждый шаг на
доске.
На доске:
Алгоритм
1. Наложить палетку на фигуру.
2. Сосчитать число а целых клеток внутри
фигуры.
3. Сосчитать число b клеток, входящих в
фигуру частично.
4. Сосчитать приближенное значение площади.
S » a + в : 2 (если число b нечетное, то
увеличить или уменьшить его на 1). |
IV. Физкультминутка
V. Практическая работа
У. Нарисуйте на листе бумаги
какую-нибудь замкнутую линию и найдите площадь
фигуры, ограниченной этой линией.
Дети выполняют задание в тетради,
находят площадь, называют свои ответы.
– Начертите циркулем окружность
радиусом 4 сантиметра, найдите с помощью
палетки площадь получившегося круга.
Дети находят площадь.
VI. Закрепление пройденного материала
У. Найдите задание 265 на странице
50. Задание выполняем по вариантам: вариант 1 –
первая часть номера, вариант 2 – вторая часть.
Дети самостоятельно выполняют
задание.
– Поменяйтесь тетрадями и
проверьте работу ваших соседей.
Дети делают проверку.
– Вычислите периметр и площадь
многоугольника.
На доске:
Ученики выполняют задание по
вариантам: вариант 1 – находят периметр,
вариант 2 – находят площадь.
На доске:
Р = 16 +15 +21 + 9 +7 + 36
Р = 104 дм
S =15 х 16 + 21 х 9
S = 429 дм2
|
– Решите логическую задачу.
Для каждой фигуры объясните, почему она лишняя.
На доске:
Д. Сначала уберем фигуру
В, так как среди четырехугольников –
треугольник. Затем уберем фигуру С, так как
останутся фигуры с попарно равными сторонами.
Уберем фигуру D, так как в ней углы не прямые.
VII. Самостоятельная работа
У. Выполните упражнения 267 и 262.
Дети выполняют работу и сдают
тетради.
VIII. Итог урока
У. С помощью какого инструмента
вы научились находить приближенное значение
площади фигуры?
Д. С помощью палетки.
У. Какой формулой вы
пользовались?
Д. S = а + в : 2.
У. Кто из вас научился выполнять
приближенное вычисление площади фигуры?
Дети поднимают руки.
IХ. Домашнее задание
Учитель раздает карточки с цифрой 5:
У. Дома вычислите площадь цифры и
решите задачи 261 и 263. |