Цели игры. Обобщить знания о
Санкт-Петербурге, полученные на уроках
ознакомления с окружающим миром и рисования;
закреплять вычислительные умения.
Оборудование. Выставка книг;
значки с изображением герба города; физическая
карта России; комплект открыток
«Санкт-Петербург» (24 шт.); творческие работы
учащихся (рисунки); карточки с заданиями и
алфавитом для команд.
ХОД ИГРЫ
Учитель. Дорогие ребята, сегодня у
нас необычное путешествие. Мы отправимся в город,
о котором в 1752 году поэт Василий Тредиаковский
сказал:
Преславный град, что Петр основал
И на красе построил толь полезно,
Уж древним всем он ныне равен стал,
И обитать в нем всякому любезно.
Итак, в какой же город мы сегодня
отправляемся?
Дети. В Санкт-Петербург.
На доске запись: «Санкт-Петербург –
северная Пальмира».
У. Верно, мы отправляемся в
великий Санкт-Петербург. Этот город называют еще
и Северной Пальмирой. Как вы думаете, почему?
Выслушиваются варианты ответов
учащихся.
– Пальмира – древний город на
территории Сирии. В русской литературе с конца
ХVIII века Петербург стали называть Северной
Пальмирой, так как сравнивали его по богатству и
красоте с этим восточным городом. Путешествовать
по Петербургу мы будем по маршруту, указанному на
доске.
I. История города.
II. Острова.
III. Реки.
IV. Мосты.
V. Улицы, площади.
VI. Памятники.
VII. Эрмитаж. |
– А теперь, ребята,
представьте свои команды.
Дети представляют свои команды.
Всего организовано три команды – по одной от
каждого ряда.
– Команды представлены – в путь!
Чтобы отправиться в этот город, найдем его на
карте и определим, каково расстояние от Москвы до
Санкт-Петербурга. Для этого нужно решить задачу.
Каждая команда получает задание на
карточке. Дети решают задачу и записывают ответ
на обратной стороне карточки.
Задача
Из Москвы и Санкт-Петербурга
одновременно навстречу друг другу выехали два
поезда – пассажирский и товарный. Пассажирский
поезд ехал со скоростью 80 км/ч, а товарный – со
скоростью на 30 км/ч меньше. Через 5 ч они
встретились. Чему равно расстояние между
городами? |
Решение:
80 + (80 – 30) = 130 (км/ч)
130 х 5 = 650 (км)
– На первой остановке мы поговорим
об истории Санкт-Петербурга. Проверим, что вы
знаете об истории этого славного города. Кто из
вас сможет ответить на следующие вопросы:
1) В каком году и где был основан
город Санкт-Петербург? (В 1703 году, на острове
Заячий.)
2) Кто был первым архитектором города? (Доминико
Трезини.)
3) Под защитой какой крепости началось
строительство города? (Петропавловской.)
4) Что изображено на гербе Санкт-Петербурга? (Два
перекрещенных серебряных якоря: морской и речной
– и положенный на них скипетр.)
5) Кто был первым губернатором города? (Александр
Данилович Меншиков – друг и сподвижник Петра
Первого.)
– Итак, официальная дата рождения
города – 16 мая 1703 года. В этот день на
острове Заячий была заложена Петропавловская
крепость – выдающийся памятник зодчества XVIII
столетия. Место для строительства города выбирал
сам Петр Первый.
22 июня 1703 года в центре строящейся крепости
заложили маленький деревянный собор Петра и
Павла, а саму крепость стали называть
Санкт-Петербургской (неофициальное название –
Петропавловская). Следующее задание на карточках
командам:
1. Сколько лет шло
строительство Петропавловской крепости по
проекту архитектора Трезини, если оно началось в
1712 году, а было завершено в 1733 году?
2. Выразите данные длины в метрах и
сантиметрах:
– Высота Петропавловского собора
равна 12 250 см; высота шпиля 4 000 см; высота
фигуры ангела на шпиле 320 см; размах крыльев
ангела 380 см.
– Город не один раз переименовывали. Решив
уравнения, вы узнаете даты переименования
Санкт-Петербурга.
а) 12 806 – х = 1089 б
) у + 607 = 2531 в
) с – 587 = 1406
|
(В 1914 год – в Петроград,
после вступления России в Первую мировую войну,
чтобы название звучало по-русски, а не по-немецки;
в 1924 году – в Ленинград; в 1993 году городу
вернули прежнее название – Санкт-Петербург.)
– Следующая остановка нашей игры
«Острова».
У. Если Москва строилась на семи
холмах, то Санкт-Петербург – на ста островах в
устье широкой и быстрой реки Невы, впадающей в
Финский залив Балтийского моря. Для определения
названия островов командам предлагается игра
«Шифровальщик».
Дети получают карточки с
зашифрованными названиями.
(Острова: Васильевский,
Декабристов, Крестовский, Елагин, Канонерский.)
– Как называется третья остановка
маршрута?
Д. «Реки».
У. Город Санкт-Петербург
строился по примеру голландского города
Амстердам, где вместо улиц были каналы. Но города,
в точности похожего на Амстердам, не получилось,
хотя окрестности реки давали такую возможность.
Петербург раскинулся по берегам многоводной
реки, вдоль ее рукавов и притоков, на сто одном
острове.
Назовите реки Санкт-Петербурга,
выполнив задание на карточке:
Ф 40 х 9 : 20 = Н
(93 – 18) : 25 = Е
(60 – 54 : 6) : 3 = О
(4 х 40 + 330) : 70 = М
83 + 56 : 7 = Й
(395 + 64) + (36 + 5) = К
400 х 7 : 140 = Т
20 х 3 – 4 = А
16 х 3 : 6 х 12 = В
8 х (350 : 7) : 10 = Х
(62 + 18) : 16 =
|
(Реки: Охта, Фонтанка,
Мойка, Нева, Невка.)
В каждом большом городе существуют
свои проблемы. Одному угрожают извержения
вулкана, другому – землетрясения. К счастью,
Санкт-Петербург и от того и от другого избавлен.
Но у города есть свой коварный враг,
борьбой с которым отмечена вся его история, – это
наводнения. Выполнив следующие задания, вы
узнаете о двух крупнейших наводнениях,
происшедших в Петербурге.
Учитель раздает командам карточки с
заданиями:
1. Наводнение 1824 года
именовали «потопом», так как вода в Неве
поднялась на 4 м 10 см. Вырази высоту подъема
воды в сантиметрах.
2. В ночь на 31 августа 1903 года вода
в реке Нева поднялась более чем на 200 см и
разнесла часть леса и других строительных
материалов, приготовленных для сооружения
Петропавловской крепости. Вырази высоту подъема
в метрах. |
– Какой будет следующая
остановка?
Д. «Мосты».
У. Санкт-Петербург – самый
богатый мостами российский город. Как вы думаете,
сколько всего мостов в Северной Пальмире?
Найдите значение следующего выражения, и вы
узнаете их число:
81 – 26 + (81 : 27 + 16 х 4) + (340 – 240 : 2) = |
Составьте задачи на сложение и
вычитание, используя следующие данные:
Длина мостов, м:
Аничков – 250 м
Троицкий – 522 м
Петра Великого – 635 м
Александра Невского – 629 м
Литейного – 395 м |
Мост Петра Великого
разводится при помощи специального
электротехнического оборудования в течение 120
сек. Выразите это время в минутах.
– Молодцы! Переходим к остановке
«Улицы, площади».
С первых дней существования
Санкт-Петербурга добраться из одной точки города
в другую было очень трудно. Причина тому –
многочисленные водные преграды, болота и топи. В
тяжелых условиях крестьяне прокладывали первые
дороги и мостили гати к югу, до самого Бологого.
Дорога между Москвой и Санкт-Петербургом надолго
стала самой важной транспортной артерией России.
Власти заботились о состоянии дороги: ее
регулярно мостили щебнем, булыжником, а позднее
заливали асфальтом. В самом городе хорошие
дороги появились не сразу. Вначале улицы просто
покрывали досками, с конца ХVIII века большую часть
улиц покрывали булыжником и только в 1876 году
стали постепенно переходить к асфальтовым
мостовым.
А теперь вопросы командам:
1. Какие площади города
являются самыми большими? (Дворцовая,
Декабристов.)
2. Какая улица была первой в городе? (Петровская
набережная.)
3. Как теперь называется Большая Першпективная
дорога? (Невский проспект.)
4. Чему обязан Невский проспект своим
названием? (Александро-Невской лавре.)
5. Какому проспекту Нева дала свое имя? (Заневскому.) |
– Ребята, а знаете ли вы
стихи об этом славном городе?
Подготовленные ученики читают стихи.
– Ребята, Дима Елисеев и его мама
Елисеева Наталья Дмитриевна написали
стихотворение, посвященное городу
Санкт-Петербургу. Послушайте его.
Ученик читает стихотворение.
Хоть в Питере ни разу не был,
Теперь он кажется родным,
Как будто я по городу проехал,
Услышал на Фонтанке плеск Невы.
Увидел я Ростральные колонны,
Деревья, что подстрижены стоят,
И львов коленопреклоненных,
Что у Невы так преданно лежат.
Мечтаю я увидеть город,
В котором Пушкин раньше жил,
На Невском побывать и на «Авроре»,
Увидеть разведенные мосты.
Я о тебе узнал так много,
Что скорой встрече буду рад.
Как другу старому протягиваю руку:
«Давай дружить – Москва и Петроград!»
– Итак, мы на предпоследней
остановке нашего маршрута. Поговорим о
памятниках славного города.
1. Кому в России был
установлен самый первый памятник? (Петру I.)
2. Самый маленький в Санкт-Петербурге и один из
самых маленьких в мире, а также часто похищаемый
памятник города. (Чижик-Пыжик.)
3. Самый невидимый и шуточный памятник в
Санкт-Петербурге. (Ежик в тумане.)
4. Первый памятник русскому писателю. (И. Крылову.)
5. Как называется колонна, установленная в
память о войне 1812 года? (Александровская.) |
– Молодцы! Мы с вами подошли
к последней остановке. О чем пойдет речь?
Д. О Государственном Эрмитаже.
У. Один из самых прославленных
архитектурно-музейных комплексов Петербурга –
Эрмитаж. Все здания этого комплекса соединены
переходами в виде арок и крытых мостиков.
Выполнив задания на карточках, вы расширите
представления об этом музее.
Учитель раздает командам карточки с
заданиями:
1. В Эрмитаже в отделе
античного мира находится 113 тысяч памятников, в
отделе стран Востока – 155 тысяч памятников, а в
отделе первобытной культуры – 450 тысяч
памятников. Сколько всего памятников находится в
этих отделах?
2. В 1764 году берлинский купец прислал
Эрмитажу коллекцию из 225 картин. К 1785 году в нем
насчитывалось уже 2 658 картин. На сколько
экспонатов увеличилась коллекция за 21 год? |
– Невозможно представить
Санкт-Петербург без белых ночей. В следующем
задании вам надо записать текст без ошибок. За
каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.
Учитель раздает карточки
с текстом.
В Санкт петербурге июнь –
пара белых начей. Можно в самую полначь выйти на
улецу и газету читать.
О том, что сейчас ночь, гаворят только
разведенные масты.
Бигут по Неве волны… Плывут карабли. Над рекою
белая ноч проплывает.
Скоро утро. Вновь распахнутца ворота заводов и
двери музеев, заспишат по проспектам машыны,
вспыхнит золатом шпиль Петропавловской
крепости.
Здраствуй, новый день! |
– На уроках
изобразительного искусства вы знакомились с
достопримечательностями Санкт-Петербурга и
некоторые из них нарисовали. А теперь давайте
рассмотрим выставку рисунков и определим – что
на них изображено.
Жюри подводит итоги. Команда
победителей награждается. |