Цель. Актуализировать знания
разных единиц измерения массы, длины; ввести
новую величину – вместимость и единицу ее
измерения – литр; учить детей формулировать
проблему, выдвигать гипотезы и находить
правильное решение; развивать
логико-математическую речь; воспитывать
коммуникативные навыки.
Оборудование. Учебник
"Математика", 2-й класс (авт. Аргинская И.И.,
Ивановская Е.И. М.: Изд-во "Учебная
литература" корпорации "Федоров" 2001);
сосуды с водой для измерения вместимости –
кастрюля, ваза, трехлитровая банка (во всех
налито по 1 л воды); мерки для измерения – стаканы,
поллитровая банка, кружки; пустые двухлитровые и
литровые банки для каждой группы (для сливания
жидкости во время измерения); карточки для
разминки и физкультминутки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Игра "Обмен настроением"
У детей на партах лежат "Словарики
настроений". Учащиеся находят в списке
прилагательное, которое описывает их настроение,
и объясняют свой выбор.
Маша. Я свое настроение хочу
назвать ожидающим, потому что я жду от
сегодняшнего урока новых открытий.
Витя. А у меня спокойное настроение.
Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу
спокойно работать дальше.
Руслан. Мое настроение приподнятое.
Я люблю урок математики, мы всегда такие
интересные задания выполняем!
Света. А я выбрала название для
своего настроения ликующее. Сейчас я
очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель. Я очень рада видеть ваши
веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У
меня сегодня таинственное и радостное
настроение, потому что мы отправляемся с вами в
очередное путешествие по Великой Стране
Математики. Удачи вам и новых открытий!
II. Актуализация знаний. Разминка
1. Игра "Внимание"
Учитель на короткое время показывает
карточки с геометрическими фигурами. Фигуры
изображены разными цветами.
Когда карточки закрываются, учащиеся
зарисовывают их по памяти. При проверке учитель
задает вопросы.
Учитель. Что вы заметили?
Дети. Все фигуры состоят из
прямых линий.
– Все фигуры расположены на плоскости.
– Я знаю названия всех фигур и могу их
показать и перечислить: луч, отрезок, прямая,
ломаная.
Учитель. А какого цвета был луч?
отрезок? прямая? ломаная?
Большинство детей верно называют
цвета фигур.
– А у какой фигуры было имя?
Дети. Имя было у прямой.
По ходу проверки карточки снова
выставляются на доску.
Учитель. Какие задания вы
предлагаете выполнить, используя эти фигуры?
Дети. Я предлагаю найти лишнюю
фигуру.
– Можно измерить длину каждой фигуры.
Учитель. Все согласны с
предложенными заданиями?
Дети. Мне кажется, что второе
задание не всегда можно выполнить: ведь прямая
бесконечна, как же измерить ее длину?
– Тогда и длину луча нельзя измерить, ведь он
тоже в одну сторону бесконечен.
– Я согласна с Колей и Яной и хочу предложить
такое задание: выбрать фигуры, длину которых
можно измерить, и узнать ее.
Учитель. Молодцы, ребята! А какие
единицы измерения длины мы знаем?
Дети. Сантиметр, метр, дециметр.
Учитель. А какой единицей
измерения удобнее пользоваться в этом случае?
Дети. Сантиметром.
2. Задачи на смекалку
Учитель. Что становится легче,
когда его наполняют?
Дети. Шар.
Учитель. Среди трех футбольных
мячей красный мяч тяжелее коричневого, а
коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее
всех?
Дети. Красный.
Учитель. Когда мы говорим
"легче" или "тяжелее", что мы имеем в
виду? Какую единицу измерения массы мы уже знаем?
Дети. Килограмм.
III. Объяснение нового материала
1. Практическая работа в группах.
Проблемная ситуация
Перед детьми на столах находятся
разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель
налил 1 л воды, но из-за разной формы сосудов дети
не могут сравнить количество жидкости.
Учитель. Что вы видите у себя на
столах? Какие задания можете предложить для
работы с тем, что стоит у вас на партах?
Максим. Я предлагаю узнать, сколько
воды в каждом сосуде.
Стас. Можно еще узнать, сколько
всего воды во всех сосудах.
Ира. А лучше всего выяснить, где
воды больше всего, а где меньше.
Максим. Я думаю, что мы не сможем
сразу выполнить задание Стаса и Иры, потому что
мы не знаем, сколько воды в каждом сосуде.
Стас. Я предлагаю взять ведро,
слить всю воду вместе и измерить ее количество.
Ира. Я не согласна с предложением
Стаса. Если мы всю воду объединим, то не сможем
сравнить количество воды в разных сосудах.
Учитель. А как ты, Ира, предлагаешь
сравнивать количество воды в разных сосудах?
Ира. Можно поставить все сосуды в
один ряд и измерить высоту воды линейкой.
Руслан. Я хочу возразить Ире. Ира,
ты посмотри внимательно на стол. Вот баночка
широкая, а ваза высокая, но узкая. А в кастрюле
вообще не видно, сколько там воды налито. Я думаю,
нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где
масса воды больше.
Максим. Ну да, кастрюля сделана из
металла, она сама по себе очень тяжелая.
Учитель. Итак, мы с вами сошлись на
мнении, что нужно измерить количество воды в
сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения?
Дети. Нам нужна какая-нибудь мерка.
Учащиеся выбирают разные мерки:
стаканы, маленькие банки, кружку. Начинают
переливать воду в двухлитровые банки, считая
количество мерок.
2. Самостоятельная работа в группах
Проверка: 1 группа – 5 стаканов по 0,2 л;
2 группа – 4 кружки по 0,25 л;
3 группа – 2 банки по 0,5 л.
Учитель. Интересно, у кого же
больше воды? Почему?
Все приходят к выводу, что у ребят 1
группы налито больше воды: ведь в кастрюлю
поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.
Учитель. А теперь маленький фокус.
Банки всех групп выставляются на
один стол в ряд.
– Что вы заметили?
Ира. Можно сказать, что количество
воды в банках получилось одинаковое, а мерки были
разные.
Учитель. Ваши мысли по этому
поводу?
Стас. Я понял: мы же взяли разные
мерки, а нужно было всем выбрать мерки
одинаковые.
Учитель. Может, кто-то уже знает,
какую мерку используют в жизни для измерения
жидкости?
Дети. Это литр.
Учитель показывает детям литровую
банку и предлагает перелить воду в литровые
банки. Дети убеждаются, что у всех групп было
одинаковое количество жидкости.
Учитель. Где вы уже встречались с
этой единицей измерения вместимости?
Дети. В магазине продают сок в
пакетах 1 литр, 2 литра.
– Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр.
– Папа заправляет машину на заправке
бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.
2. Работа по учебнику
Учитель. Откройте учебник на
с. 32, найдите в задании № 78 пункт 2 и
прочитайте его жужжащим чтением.
Дети читают.
– Что нового вы узнали?
Дети. Мы узнали, что такое
вместимость и чем ее измеряют.
Учитель. Кто уже догадался и может
сформулировать тему нашего урока?
Учитель после ответов детей
выставляет на доске табличку:
ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ
ИЗМЕРЕНИЯ |
Учитель. Выполните
самостоятельно пункт 3 этого же задания.
Дети быстро выполняют задание.
Учитель. Проверим, правильно ли вы
выполнили задание. Я буду называть вместимость, а
вы показывайте изображение предмета, имеющего
такую вместимость. Вместимость сосудов, изображенных на рисунке
задания, называется вразнобой, дети поднимают
карточки с изображением соответствующих
предметов (ошибок нет).
– Устно выполним пункт 4.
Дети правильно прочитывают данные в
пункте записи.
– Найдите задание № 84 и
прочитайте его.
– Все ли вам понятно в задании? Сможете
вы его выполнить самостоятельно дома?
Дети прочитывают задание и
утверждают, что им все понятно.
– Прочитайте одно предложение, в
котором говорится не о вместимости.
Маша. Из кастрюли отлили 2 л
компота. Здесь говорится не о вместимости: ведь
вместимость – это все количество жидкости,
которое помещается в сосуде, – а в предложении –
только о том, сколько отлили, значит, в кастрюле
еще сколько-то осталось.
3. Рефлексивный анализ
Учитель. Замечательно. А теперь
обратите внимание на запись темы нашего урока.
Кто бы хотел ее поправить, изменить, дополнить?
В соответствии с ответами детей
учитель на доске завершает запись темы урока,
которая приобретает такой вид:
ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ
ИЗМЕРЕНИЯ – ЛИТР (1 л) |
Учитель. Теперь мы знаем
точную тему нашего урока. Давайте попробуем
сформулировать задачи. Чему нам нужно научиться,
чтобы хорошо освоить эту тему?
Дети. Мы должны научиться измерять
количество жидкости в сосудах, сравнивать и
находить их сумму или разность.
– Мы должны уметь решать задачи,
когда там встретятся литры.
4. Физкультминутка
Учитель показывает карточки с
названиями единиц измерения разных величин и
предлагает игру на внимание. Если на карточке
записано число: означающее вместимость – учащиеся садятся на
свои места;
означающее массу – прыгают на двух ногах;
означающее длину – шагают по классу.
Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3 м 25
см, 75 кг, 92 м, 17 л.
Учитель. Выполняя движения, что мы
с вами сделали?
Дети. Мы разделили числа на три
группы: длину, массу, вместимость.
Учитель. Я наблюдала за вами, и мне
очень приятно, что вы у меня очень внимательные.
Готовы работать дальше?
Дети. Да.
IV. Самостоятельная работа
Учитель предлагает детям на выбор
следующие два задания: № 79, 80 на с. 32 или
логическую задачу: "В левом и правом кармане у
Толи 8 орехов. 2 ореха он переложил из одного
кармана в другой. Сколько орехов в двух
карманах?"
Проверка. Дети доказывают решение
каждого задания, объясняют поставленные знаки.
V. Игра "Математическая
грамматика"
В заключение урока учитель
предлагает детям провести игру
"Математическая грамматика".
Жизнь – знь + д + кость = жидкость
Извоз – воз + мера – а + ить = измерить
Лил – л + тр = литр
VI. Домашнее задание
Учитель. Выполните задание № 84,
на с. 34.
А вот вам подарок – загадка.
Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
Дети. Бочка.
Учитель. Как вы думаете, является
ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у
родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли
жидкость.
Спасибо за работу. |