Цели. Познакомить учеников с новым
видом деления; закреплять приемы внетабличного
умножения, решения комбинаторных задач, действий
с именованными числами; развивать мелкую
моторику.
Оборудование. Учебник
"Математика. 2-й класс", авт. Л.Г. Петерсон;
карточки с цифрами и буквами; для практической
работы – модели сарафанов, пуговицы и карманы из
самоклеящейся бумаги, пустые спичечные коробки,
цветные полоски бумаги, схематичные рисунки
костюмов, состоящих из трех и четырех предметов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель. Начнем урок с
математического диктанта, записываем в тетрадь
только ответы.
18 человек расселись за парты по 2
человека. Сколько парт занято?
Делимое 45, делитель 9. Запишите
частное.
56 разделить на 7.
Во сколько раз 48 больше, чем 8?
Делимое 63, частное 9. Запишите, чему
равен делитель.
Уменьшите 28 в 7 раз.
– Проверим, как вы справились с
заданием.
На доске:
Ответы на карточках
прикреплены к магнитной доске.
– Каким арифметическим действием
вы пользовались, выполняя математический
диктант?
Дети. Делением.
У. Сегодня мы познакомимся с
новым видом деления, будьте внимательны.
Расположите ответы математического диктанта в
порядке возрастания, и вы узнаете, куда мы
сегодня на уроке отправимся.
Дети в тетрадях на второй строчке
записывают числа в порядке возрастания. Один
ученик у доски переставляет карточки и
переворачивает их обратной стороной.
На доске:
– Какое слово у нас
открылось?
Д. Ателье.
У. Мы отправляемся в ателье, где
шьют одежду.
III. Практическая работа
У. Ателье получило заказ от
танцевальной группы на пошив костюмов для
выступлений. Сарафаны уже сшили, осталось
пришить пуговицы и карманы. Поможем мастерам.
У вас на партах по два сарафана и
пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц
красного цвета для этих сарафанов и разделите их
поровну.
Дети распределяют пуговицы на
сарафаны.
– Что вы заметили?
Д. Поровну пуговицы разделить не
удалось, осталась одна лишняя пуговица.
У. Запишем выражение,
соответствующее вашим действиям.
На доске:
– Теперь разделите поровну
карманы для этих двух сарафанов.
Задание выполняется
аналогично.
– Какое действие вы выполняли?
Д. Деление.
У. Запишем выражение.
На доске:
– Чем эти выражения
отличаются от привычных нам?
Д. Здесь в ответе, кроме
частного, есть еще оставшееся число.
IV. Сообщение темы урока
У. Сегодня вы познакомитесь с
новым видом деления. Прочитайте тему урока,
записанную на доске.
Учитель открывает запись: "Деление
с остатком".
V. Знакомство с новым материалом
У. Продолжим нашу работу в
ателье. Пуговицы другого цвета надо разложить в
коробочки поровну.
Дети раскладывают пуговицы синего
цвета в спичечные коробки.
– Что у вас получилось?
Д. В каждом коробке по пять
пуговиц, одна осталась.
У. Запишем выражение,
соответствующее вашему действию.
На доске:
– Возьмите пуговицы
желтого цвета и добавьте их в коробки поровну.
Дети раскладывают пуговицы.
– Что у вас получилось?
Д. В каждую коробочку вошло по
четыре желтых пуговки, и одна осталась.
У. Запишем выражение.
На доске:
– Для отделки сарафанов
нужна тесьма.
Учитель раздает цветные полоски
бумаги по 14 и 18 см длиной.
– Необходимо разрезать тесьму.
Первую полоску – на кусочки по 3 см.
Дети выполняют задание и записывают
выражение.
На доске:
14 : 3 = 4 (ост. 2)
|
– Вторую полоску надо
разделить на кусочки по 5 см.
Работа выполняется аналогично.
На доске:
18 : 5 = 3 (ост. 3)
|
По мере выполнения работы на
доске появились равенства, записанные столбиком.
На доске:
13 : 2 = 6 (ост. 1)
5 : 2 = 2 (ост. 1)
16 : 5 = 3 (ост. 1)
13 : 4 = 3 (ост. 1)
14 : 3 = 4 (ост. 2)
18 : 5 = 3 (ост. 3)
|
– Назовите компоненты при
делении с остатком.
Д. Делимое, делитель, частное,
остаток.
У. Какие компоненты я
подчеркнула?
Д. Делитель и остаток.
У. В каждом выражении сравните
подчеркнутые компоненты. Что вы заметили?
Д. Остаток всегда меньше
делителя.
У. Каким действием проверяется
действие деление?
Д. Умножением.
У. Проверим правильность наших
вычислений.
На доске:
Равенство
Проверка |
18 : 5 = 3 (ост. 3)
5 3 + 3 = 18 |
|
– Все, что мы делали на
уроке, – это только наши предположения. Проверим,
насколько они верны, согласен ли с нами автор
учебника? Откройте учебник на с. 92 и прочитайте
правило.
Дети читают правило и делают вывод о
том, что они рассуждали правильно.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление пройденного материала
У. Вернемся к заказу танцевальной
группы. Для исполнения одного из танцев
необходим костюм, состоящий из трех предметов:
кепки, футболки, шортов. При-чем каждый элемент
костюма должен быть либо красного, либо синего,
либо желтого цветов. К сожалению,
последовательность цветов не названа. Подумайте,
сколькими способами можно раскрасить эти
предметы. Соблюдайте алгоритм.
У каждого ребенка схематичный
рисунок данного костюма, дети раскрашивают всеми
возможными способами элементы костюма.
Осуществляется
взаимопроверка.
– Подсчитаем расход ткани на один
костюм, если мы знаем количество ткани, идущее на
каждую вещь.
На доске:
Кепка – 30 см
Футболка – 1 м
Шорты – 60 см |
Дети записывают решение в
тетрадях, один ученик – у доски.
На доске:
30 см + 100 см + 60 см = 190 см |
– Заказано 5 костюмов.
Сколько всего ткани израсходуется?
Один ученик у доски записывает
решение:
190 х 5 = (100 + 90) х 5 = 100 х 5 + 90 х 5 = 500 +
450 = 950
950 см = 9 м 50 см |
– Цена одного метра ткани
–10 рублей. Сколько израсходовано денег?
На доске:
VIII. Самостоятельная работа
У. Чтобы правильно раскрасить
следующий костюм, необходимо выполнить деление с
остатком.
У каждого ребенка схематично
нарисованный костюм: панамка, футболка, юбочка,
косынка.
На элементах костюма написаны
примеры.
Например:
18 : 4 =
12 : 5 =
13 : 6 =
16 : 3 =
На доске:
Зеленый цвет – 2 (ост. 2)
Желтый цвет – 2 (ост. 1)
Синий цвет – 4 (ост. 2)
Красный цвет – 5 (ост. 1) |
Дети решают примеры,
записанные на элементах костюмов. Пользуются
ключом-помощником и раскрашивают костюмы.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы сегодня открыли
для себя? Что было самое интересное?
Выслушиваются ответы детей.
Х. Домашнее задание
У. Составьте пять примеров на
деление с остатком и решите их. |