Цели. Формировать навыки счета в пределах 20,
умение обозначать количество из девяти
предметов цифрой 9, умение определять место числа
9 на числовом луче, знание состава числа 9;
развивать речь учащихся.
Оборудование. Учебник Л.Г. Петерсон
«Математика. 1 класс», часть 2; рисунки елки, шаров
с заданиями; математические бусы, домик для
состава числа 9; сигнальные карточки, карточки с
образцами выполнения заданий; линейки; цветные
самоклеящиеся листочки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня урок немного необычный. Мы
начали готовиться к встрече Нового года, сделали
открытки, украсили класс. Предлагаю вам нарядить
математическую елочку. Поможете мне?
Надо дружно нам трудиться
И стараться не лениться!
А веселый Новый год
Нам подарки принесет!
Если вы согласны со мной, то пожелайте друг
другу удачи, и у вас все получится.
II. Актуализация знаний
У. Чтобы украсить волшебную елочку
шарами, вы должны правильно выполнить задания.
К доске прикреплена елка. По мере выполнения
заданий учитель вешает шары с их номерами на
елку.
1. Посчитайте до 20 и обратно.
2. Посчитайте от 7 до 14.
3. Посчитайте от 18 до 13.
4. Назовите соседей числа 7.
5. Назовите предыдущее число для числа 17.
6. Назовите предыдущее число для числа 20.
7. Назовите число, которое следует за числом 13.
8. Назовите число, которое следует за числом 10.
Как получить предыдущее число для числа 10?
– Какое число вы получили?
Дети. Число 9.
У. Сколько шаров на елке?
Д. Восемь.
У. Все ли шары мы повесили?
Д. Нет, осталось место для одного шарика.
III. Постановка проблемы
У. Какая цифра нам нужна?
Д. Цифра 9, но мы не изучали число и цифру 9.
У. Какова цель сегодняшнего урока?
Д. Изучение числа 9, цифры 9 и состава
числа 9.
У. Назовите тему урока.
Д. Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.
Задачи и тема урока записываются в центре
доски.
IV. Открытие детьми нового знания
У. Кто может показать цифру 9? Давайте
рассмотрим ее. На какую цифру она похожа своими
элементами?
Д. На цифру 6.
У. Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить –
Уж не шесть, а девять.
Давайте поучимся писать цифру 9. Посмотрите на
образец. Из каких элементов состоит цифра 9?
Д. Из овала и закругления.
У. Откуда начнем писать цифру 9?
Д. Сверху.
Учитель показывает на доске образец
написания и проговаривает:
У. Пишу цифру 9. Пишу сверху овал и
вниз – закругление.
Пропишите цифру 9 в учебнике-тетради на странице
19, отступая каждый раз одну клеточку вправо.
Подчеркните свою самую красивую цифру.
Как получить число 9?
Д. Чтобы получить число 9, нужно к 8
прибавить 1.
У. Почему вы так думаете?
Д. Число 9 следует за числом 8, а чтобы
получить следующее число, надо к предыдущему
прибавить 1.
У. Как это записать выражением?
Д. 8 + 1.
У. Покажите стрелочкой на числовом луче,
как вы получите число 9.
Ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует
стрелку к цифре 9.
– Почему стрелка направлена вправо?
Д. Потому что число увеличивается, так
как прибавили 1.
V. Физкультминутка
VI. Работа с учебником-тетрадью
У. Продолжаем работу с числом и цифрой 9.
Выполните задание 1 на с. 18.
Рассмотрите рисунки и объясните, какое задание
нужно выполнить.
Д. Сначала нужно посчитать количество
предметов в группе, затем найти нужную цифру и
под ней нарисовать в клеточках нужное количество
кружочков.
У. Сначала нарисуйте под каждой цифрой
определенное число кружочков. Сколько кружочков
вы нарисуете под цифрой 7?
Д. 7 кружочков.
У. Какая цифра стоит затем?
Д. Цифра 8.
У. Какая цифра стоит за цифрой 8?
Д. Цифра 9.
У. Сколько кружков вы нарисуете под
цифрой 9?
Д. 9 кружков.
У. С какой группой предметов вы соедините
цифру 9?
Д. Цифру 9 мы соединим с цветами.
У. Нарисуйте кружки под каждой цифрой и
соедините предметы с нужными цифрами.
С числом 9 вы уже встретились на уроке, цифру 9
уже писали, осталось изучить состав числа 9. Как
мы будем изучать состав числа 9?
Д. С помощью математических бус.
У. Сколько бусинок мы выложим?
Д. 9 бусинок.
У. Как получить первый вариант состава
числа 9?
Д. Нужно перевернуть одну бусинку.
У. Какой состав получится?
Д. 8 + 1 = 9.
Ученики показывают разные варианты состава
числа 9 из двух меньших и записывают выражения в
тетради.
– Назовите полученные варианты состава
числа 9.
Дети называют свои варианты, домик с составом
числа 9 вывешивается в центре доски.
– Повторим хором состав числа 9.
VII. Первичное закрепление
У. А сейчас, используя знания, открытые на
уроке, выполним задание 2 на с. 18. В нем надо
составить равенства.
Один ученик приглашается к доске.
– Рассмотрим записи в первом столбике. Какое
первое равенство составим?
Д. 8 + 1 = 9.
У. Чем вы воспользовались при
составлении равенства?
Д. Таблицей состава числа 9, образованием
числа 9, счетом.
У. Что надо сделать далее?
Д. Выделить части и целое. Целое выделяем
кружком, а части подчеркиваем.
У. Как составить следующее равенство?
Составление равенств проговаривается детьми
с опорой на образец.
– Второй столбик вы выполняете в парах и
объясняете свои действия.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по
образцу
В задании 2 третий и четвертый столбики
ученики выполняют самостоятельно. Они
составляют равенства и проверяют работу по
образцу, выданному учителем.
Если все правильно, ставят «+». Если допустили
ошибку, исправляют ее. Кто закончил раньше,
подает знак зеленой сигнальной карточкой,
которая лежит на краю парты.
У. Посмотрите задание 3 на с. 19.
Звери так весело плясали вокруг елки, которую
мы с вами нарядили, что оттоптали ножки, и им
понадобилась помощь доктора Айболита. А кому из
них нужна волшебная мазь, вы узнаете, найдя
значения выражений с помощью линейки. Положите
перед собой линейки, а один из вас будет
выполнять задание у доски.
Дети выполняют задание и проверяют свои
работы.
Игра «Доктор Айболит»
Кому из зверюшек нужна помощь?
1 + 8 – 5 =
2 + 7 – 6 =
4 + 2 + 2 + 1 = |
8 – 1 – 2 =
9 – 5 + 3 =
8 – 4 + 5 – 7 = |
IХ. Историческая справка
У. Таинственную силу приписывали числу
9:в одни времена – добрую, в другие – недобрую.
«У девяти не будет пути», – говорили в
древности. Название картины И. Айвазовского
«Девятый вал» напоминает о грозных силах
природы. В русских народных сказках действие
часто происходит «в тридевятом царстве», «за
тридевять земель» и так далее.
У древних греков за этим числом установилась
добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх
состояло из девяти судей. Вот какое интересное
число!
А где вы встречались с числом или цифрой 9?
Выслушиваются ответы детей.
Х. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке? Я думаю,
что вы уже можете повесить на елку девятый шарик.
Кто знает цифру 9? Как получить число 9? Назовите
разные составы числа 9. Достигли вы сегодня цели
урока? Что вам показалось самым трудным на уроке?
Оцените себя, пожалуйста.
Перед детьми – самоклеящиеся листочки.
– Если вы хорошо научились писать цифру 9,
запомнили состав числа 9, выберите желтый
листочек. А если вам надо еще потренироваться, то
выберите голубой.
Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на
уроке, замечательно украсили нашу
математическую елочку. И я думаю, что в следующем
году под этой елкой мы найдем много интересных
математических заданий! Спасибо вам, ребята, за
урок. |