Цели. Закреплять счет в пределах 20, состав
числа 8, приемы вычисления в пределах 8; развивать
внимательность; расширять кругозор детей за счет
привлечения материала о значении воды в жизни
человека и в природе; воспитывать любовь к
родному краю.
Оборудование. Учебник «Математика. 1 класс»
(часть 2) (авт. Л.Г. Петерсон); рисунок с
изображением капельки воды; Физическая карта
мира, карта Башкортостана; карточки для
самостоятельной работы с названиями рек и озер,
со словом вода; магнитофон и аудиокассета с
записью «Песенки об улыбке»; жетоны в виде
капелек – поощрение за успех.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. На сегодняшнем уроке вы отправитесь
в путешествие с Капелькой. За каждый правильный
ответ вы получите вот такую капельку.
Учитель демонстрирует жетончики в виде
капелек.
– Будьте внимательны на уроке! Тот, кто
соберет наибольшее количество капелек, будет
победителем.
Дети отвечают.
– Что такое капелька? Оказывается, это
слово имеет несколько значений. Капля – это
маленькая отдельная частица жидкости округлой
формы; жидкое лекарство, принимаемое по счету
таких частиц; очень маленькое количество
вещества.
Чтобы узнать, в каком значении слово капля
будет использоваться на уроке, вы должны
отгадать загадки. Внимание, отгадываем загадки:
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто я такая?
Дети. Вода.
У. Я вижу, вы готовы к путешествию. Мы
отправляемся в путь с капелькой воды. Мы
разобрались, что такое капелька.
А что такое вода? Слово вода тоже имеет
несколько значений. Первое – это прозрачная
бесцветная жидкость. Об остальных вы узнаете в
ходе урока.
III. Интеллектуальная разминка
У. Считаем капельки воды: Посчитайте от 1 до 20, от 20 до 1, от 14 до 19,
от 17 до 9.
Назовите последующее число для числа 14;
для числа 10.
Как получить последующее число?
На сколько последующее число больше
предыдущего?
Назовите предыдущее число для числа 18;
для числа 9.
На сколько предыдущее число меньше
последующего?
Какое число стоит между числами 8 и 10?
между числами 15 и 17?
Какое число в ряду чисел стоит справа
от числа 14? слева от числа 17?
Назовите соседей числа 11; числа 19.
IV. Математический диктант
У. В рабочих тетрадях запишите числа,
выполнив задания. Запишите число, из которого нужно
вычесть 5, чтобы получилось 3.
Запишите число, которое показывает, на
сколько 8 больше 7.
Запишите сумму чисел 3 и 2.
Запишите разность, если известно, что
уменьшаемое 8, вычитаемое 1.
Запишите число, которое нужно
прибавить к 1, чтобы получилось 5.
Запишите число, которое нужно вычесть
из 8, чтобы получилось 6.
– Обменяйтесь листочками и проверьте
правильность ответов. Напротив правильного
ответа поставьте простым карандашом знак «+», а
напротив неправильного – знак «–».
Проверьте ответы: 8, 1, 5, 7, 4, 2.
Если у вас все сделано правильно, поднимите руки
– я вам дам по капельке.
Расположите ответы в порядке возрастания.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1,
2, 4, 5, 7, 8, ...
Те, кто продолжил ряд числами 10, 11, 13, получают
капельку.
V. Устная работа
У. В своей жизни мы часто используем воду.
В каких случаях мы ее используем?
Д. Умываемся, пьем, стираем, моемся.
У. Сколько литров воды человек
потребляет в сутки с питьем и пищей? Чтобы
ответить на этот вопрос, нужно найти ответ в
предложенной цепочке.
На доске:
– В среднем в сутки человек потребляет 3
литра, или 12 стаканов, воды.
Учитель прикрепляет на доску Физическую
карту мира.
– Посмотрите на карту. Какого цвета на ней
больше?
Д. Синего цвета.
У. Что отмечено на карте синим цветом?
Д. Вода, водные пространства.
У. Вот второе значение слова вода:
вода – водная поверхность.
Вода занимает большую часть нашей планеты. Это
океаны, моря, реки, озера.
Поговорим о реках и озерах Башкирии. Какие реки
протекают в нашем городе?
Д. Белая, Укшук, Мата.
У. Я назову, а вы сосчитайте количество
больших рек в Башкирии: Белая, Агидель, Уфимка,
Каридель, Черная, Дема, Сакмара, Ай.
Д. 8 рек.
У. В нашей республике много озер. Вот
самые крупные: Асылыкуль, Кандрыкуль, Яктыкуль.
Сколько озер я назвала?
Д. 3 озера.
У. Назовите разные составы числа 8.
Д. 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.
У. Решите задачу в стихах:
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой хочу!»
Сколько их пришло к ручью?
Проверим, какие вы внимательные. Сколько
малышей переходило ручей? Сколько малышей
отстало? Как найти, сколько малышей пришло
к ручью?
Запишите решение: 8 – 1 = 7 (м) – в рабочую тетрадь.
VI. Физкультминутка
Звучит «Песенка об улыбке».
У. Вы решили задачу про малышей, которые
шли к ручью. Ручей – это небольшой водный поток. А
сейчас под песню, в которой тоже поется про ручей,
мы проведем физкультминутку.
С голубого ручейка начинается река, а дружба
начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг
другу – ведь мы уже друзья.
VII. Работа по учебнику
У. Откройте учебники на странице 16.
Посмотрите рисунки в задании 1.
– Какое выражение записано под первым
рисунком? Как оно составлено? Какое выражение вы
запишете под вторым рисунком?
Дети отвечают.
– Что вы нарисуете на третьем рисунке?
Д. 6 кружков и 2 квадрата, 6 треугольников и
2 прямоугольника.
У. Что вы запишете под четвертым
рисунком?
Сравните выражения под рисунками. Что общего во
всех выражениях?
Д. Показан состав числа 8.
У. Какое выражение лишнее?
Д. 4 + 4 = 8: в нем одинаковые слагаемые.
У. Перейдите к заданию 3.
Дети соотносят выражения и изображения.
VIII. Самостоятельная работа
У. Выполните задание в рабочей тетради.
На доске:
– Проверим правильность выполнения
самостоятельной работы. Расшифруйте
предложение.
Д. Береги воду.
У. Почему нужно беречь воду?
Д. Потому что без воды погибнет все живое.
IХ. Итог урока
У. На уроке мы говорили о воде. Мы еще не
сказали, что она лечит. В Башкирии есть лечебные
минеральные источники. Минеральная вода – вода с
лечебными свойствами. Какую минеральную воду вы
пили?
Посчитайте, сколько я назову минеральных
источников Башкирии: Кургазак, Яктыкуль,
Кандрыкуль, Сибайский колодец, Ассинский,
Красноусольский, Ишимбайский, Бирский.
Д. 8 минеральных источников.
У. О каком числе шла речь на уроке?
Д. О числе 8.
У. Посчитайте, сколько у вас скопилось
капелек. Кто у нас на уроке был самым активным?
Вот с такой капельки начинается ручеек.
А с маленького успеха начинается большой
успех в освоении математики. |