Цели. Учить чувствовать и понимать
образный язык поэтического произведения;
развивать умение высказывать свои мысли,
совершенствовать коллективные формы работы.
Оборудование. Учебник «Родная
речь» (книга 3, часть 2) (авт. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); карточки для
парной работы; аудиозапись романса на стихи
С.Есенина «Отговорила роща золотая»; цветные
карандаши; цветок-ромашка на магнитах для
каждого ученика; магнитная доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На уроках чтения мы с вами
знакомились с произведениями Сергея Есенина. Мы
знаем, что он родился недалеко от Москвы, там, где
начинается древняя Рязанская земля. «Страна
березового ситца» – так называл поэт край, в
котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин
побывал во многих странах, но где бы он ни был, его
всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю. В
своих стихах он выражал собственные чувства и
мысли о Родине. Сегодня мы познакомимся с новым
произведением Есенина, которое называется «Я
покинул родимый дом...».
III. Проверка домашнего задания
У. Давайте послушаем
стихотворения, которые вы подготовили.
Учащиеся читают стихотворения
Сергея Есенина «Запели тесаные дроги...» (три
последних четверостишия) и «Низкий дом с
голубыми ставнями...» (три первых четверостишия).
– Спасибо, ребята, вы прекрасно
прочитали стихотворения Есенина. А теперь
ответьте: что свойственно поэтическому языку
автора?
Дети. Поэтическому языку автора
свойственны четкий ритм, лаконичность, рифма.
У. А какие языковые средства
помогают поэту показать свое отношение к тому,
что он описывает в произведении?
Д. Поэту помогают эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения.
На доске прикреплены карточки с
названиями языковых средств, даны разъяснения
этим понятиям.
У. Предлагаю сейчас открыть
учебник на с. 66 и прочитать зачин
стихотворения «Лебедушка».
Дети читают зачин.
– Назовите эпитеты, используемые
автором произведения.
Дети отвечают.
– А сейчас мы с вами на несколько
минут станем поэтами и постараемся восстановить
ранее изученные произведения Есенина, вставляя в
пропущенные места эпитеты.
Дети работают в парах по карточке
№ 1.
Карточка № 1 |
Карточка № 1 |
Вариант 1
И стоит береза
В ............... тишине,
И горят снежинки
В ............... огне. |
Вариант 2
Черемуха ...............,
Развесившись, стоит,
А зелень ..................
На солнышке горит. |
Записывается результат
проделанной работы.
– Кроме эпитетов для образного
выражения своих чувств, как вы уже сказали, автор
использует метафоры, сравнения и олицетворения.
Предлагаю поработать в парах и найти
эти языковые средства.
Карточка № 2 |
Карточка № 2 |
Вариант 1
На болоте прячет цапля,
Четко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда. |
Вариант 2
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево. |
Работа проверяется.
IV. Физкультминутка
V. Изучение нового материала
У. А сейчас мы познакомимся с
новым стихотворением Сергея Есенина. Послушайте,
я прочитаю его, а вы постарайтесь понять, о чем
оно.
Учитель читает стихотворение С.
Есенина «Я покинул родимый дом...». Дети
высказывают свои впечатления об услышанном, свои
чувства, настроение.
– Объясните смысл слов, которые
встретились в стихотворении.
На доске:
березняк, теплит, распластала. |
Дети отвечают.
Работа над содержанием стихотворения ведется по
вопросам учителя.
У. О чем повествует Есенин?
Дети читают.
– Найдите слова, передающие
настроение автора.
Почему в первой строфе автор использует слова
«голубая Русь»?
Что олицетворяет образ матери?
Прочитайте описание пейзажа.
О какой пурге говорит поэт?
Дети отвечают на вопросы.
– Объясните смысл последних строк.
Д. Поэт находит успокоение в
близости с природой, в единении с Родиной.
VI. Физкультминутка
VII. Изучение нового материала (продолжение)
У. Давайте проследим интонацию в
композиции стихотворения. Как читаем зачин?
Д. Зачин читается печально,
далее напряжение нарастает.
– Концовка содержит ощущение
надежды, поэтому читаем уверенно, бодро.
Дети читают зачин.
У. Стихи Есенина наполнены
удивительными красками и звуками. Какая цветовая
гамма присутствует в стихотворении «Я покинул
родимый дом...»?
Дети находят и называют цвета.
– Давайте сейчас окунемся в глубину
цвета и музыки, написанной на великолепные стихи
Есенина. Слушая романс «Отговорила роща
золотая», предлагаю раскрасить лепестки ромашки,
которая лежит у каждого из вас на столе, в любимый
Есениным цвет.
Включается аудиозапись.
Дети под музыку раскрашивают цветок. Кто
заканчивает работу с ромашкой, прикрепляет ее на
магнитную доску. Получается пестрое поле цветов.
У. Вот видите, какая яркая поляна
есенинских цветов получилась у нас!Что вы можете
сейчас сказать о своих чувствах, возникших после
знакомства с творчеством поэта?
Дети отвечают.
– Молодцы! Вы прекрасно
прочувствовали произведение поэта, пронизанное
любовью к Родине, к родной природе, к тому, что
окружало Сергея Есенина.
VIII. Итог урока
У. Подводя итог нашего урока, я
хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам
стихи Есенина? Что вы можете сказать о его
отношении к родному краю, к родной природе? Что
помогло вам это понять?
Дети отвечают. |