Задачи:
- Познакомить детей со сказкой П.П. Ершова
"Конёк-Горбунок”.
- Прочитать вместе детьми биографию автора.
Закрепить знания.
- Способствовать развитию речи детей.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
- Криптограмма "Ершов” – 14 штук (одна на парту)
- Кроссворд "Герои сказки” – 14 штук.
- Биографии П.П. Ершова – 14 штук.
- Портрет П.П. Ершова.
- Алфавиты – 14 штук.
- Набор "Сказочное море-окиан” – 6 штук (по
одному на группу).
- Текст сказки – 6 штук.
- Альбомные листы – 6 штук.
- Цветные карандаши.
Ход урока
Библиотекарь: Ребята, давайте разгадаем
криптограмму.
Г |
Ж |
А |
Л |
Е |
Н |
И |
Р |
С |
М |
Д |
М |
У |
Ш |
Д |
У |
О |
И |
А |
Н |
В |
Л |
Г |
С |
Ж |
Зачеркните все повторяющиеся буквы. Из
оставшихся сложите слово.
Библиотекарь: Правильно. Получилась фамилия
автора, написавшего сказку "Конёк-Горбунок” –
Ершов.
Давайте все вместе прочитаем биографию этого автора, чтобы
узнать о его жизни и творчестве.
Вопросы по тексту:
- В каком городе родился автор?
- В каком учебном заведении он учился?
- В каком году была написана сказка? Сколько лет
было автору?
- В каком году Ершов закончил работу над сказкой
окончательно?
- Что сказал А.С. Пушкин после прочтения сказки?
Почему он так сказал?
Библиотекарь: А теперь давайте разгадаем
кроссворд. Только
он необычный. Чтобы его разгадать, необходимо с
помощью алфавита расшифровать все слова.
А теперь проверим, что у нас получилось. (По
ходу проверки уточнять, что это за герои, в чём
заключается их роль в сказке)
Библиотекарь: В сказках всегда бывают магические,
волшебные цифры. Какие это цифры? (Ответы детей)
Давайте вспомним, где в сказке встречается
цифра 3?
- Три десятка кораблей, проглоченных чудо-юдо
рыбой-китом.
- Два коня и Конёк-Горбунок (дети кобылицы).
- Три сына у старика-отца.
- Три путешествия Ивана:
а) За Жар-птицей,
б) За Царь-девицей,
в) За перстнем Царь-девицы.
- Три котла, в которых купался Иван.
А где встречается цифра 7?
- Путешествует Иван каждый раз 7 дней.
Библиотекарь: Послушайте, пожалуйста,
отрывок из сказки и скажите, о ком эти строчки?
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то – сущий смех!
Чай, таких у куриц нету;
А уж сколько, парень свету.
Словно батюшкина печь.
Кто это? (ответы детей) Правильно, это
Жар-птицы. Давайте нарисуем перо Жар-птицы так,
как вы это себе представляете.
Библиотекарь: Есть такое понятие в русском
языке, как фразеологический оборот. Были в
мастерской две дужки и стержень, которые
использовал и вместе и по отдельности. Но однажды
рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну
необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов.
Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по
отдельности или в виде временных сочетаний, но в
какой-то момент, когда возникает в этом
необходимость, слова сливаются в устойчивые
неделимые сочетания – фразеологизмы.
Источники фразеологических оборотов различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений
человека над природными явлениями (Много снега –
много хлеба); другие связаны с историческими
событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи
вышли из песен, сказок, загадок, литературных
произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты очень украшают речь,
делают её выразительной, образной. Употребляет в
сказке фразеологические обороты и Ершов.
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Сонные тетери.
Тетеря – просторечное название тетерева.
Тетерев во время токования (брачного пения) не
слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко
подобраться. Отсюда пошло выражение "глухая
тетеря”, "сонная тетеря”.
"Глухая тетеря” говорится о глухом, ничего не
слышащем человеке.
"Сонная тетеря” – о сонном, вялом,
малоподвижном.
Попробуем объяснить отрывок из сказки:
Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери
Под дождём я весь промок
С головы до самых ног!
Как сыр в масле кататься.
Сыр и масло издревле были символами
благополучия и сытости. "Как сыр в масле
кататься” – это значит жить в довольстве,
достатке и благополучии, ни в чём себе не
отказывая.
Объясним отрывок из сказки:
Царь отправился назад,
Говорит ему: "Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить;
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься…”
Но есть такие фразеологические обороты,
которых в сказке нет, но они очень к ней подходят.
Например:
За тридевять земель.
Тридевять – старинное числительное, которое
употреблялось в старину при счёте по девяткам,
т.е. трижды девять – 27, выражение вошло в русский
язык из сказок, где оно обозначало неведомую
даль, далёкое место. Это выражение употребляется,
когда говорящий хочет сказать про что-либо,
находящееся очень далеко.
К кому, и по отношению к какому событию мы можем
употреблять этот фразеологизм?
Как с гуся вода.
Сравнение основано на том, что гусиное
оперенье, покрытое жиром, не пропускает воды, она
с него скатывается. Употребляется в значении –
всё нипочём, абсолютно не действует, не
производит никакого впечатления.
К кому, и по отношению к какому событию мы можем
употреблять этот фразеологизм?
Остались рожки да ножки.
Этот фразеологизм – строка из популярной
детской песенки о козлёнке. Он значит, что совсем
ничего или почти ничего не осталось от чего-то
или кого-то. Говорится в шутливом тоне.
К кому, и по отношению к какому событию мы можем
употреблять этот фразеологизм?
Библиотекарь: А теперь выполним такое
задание
В каждом конверте набор картинок с
изображением рыб и животных моря. Давайте
вспомним, какими рыбами и животными заселил
Ершов своё сказочное море-окиан. (Работа
детей в группах. Должно получится: кит, осётр, ёрш,
лещ, сом, рак, дельфин, сельдь)
А теперь проверим с помощью отрывка из книги, всё ли мы сделали
правильно. Какие рыбы и животные лишние, а каких
не хватает? (Лишние: кашалот, белуга, акула. Не
хватает карася, салаки, плотвы.)
Библиотекарь: Ребята! А.С. Пушкин как-то
сказал: "Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым
молодцам урок”. Какой урок, или уроки мы можем
извлечь из этой сказки. |