Цель:
- Обобщение знаний о творчестве (сказках) А.С.Пушкина,
- Расширение круга чтения
- Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств
- Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса
детей к классическому искусству, ориентация на общечеловеческие
ценности и идеалы
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам Пушкина, выставка книг Пушкина, детские работы.
Ход урока
Наш праздник посвящён творчеству А.С.Пушкина, солнца русской поэзии.
Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете их
наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный
поэт, но и друг, добрый советник.
«Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала и уже
не покидает нас до конца» – эти слова писателя А.Твардовского
показывают роль произведений А.С.Пушкина для каждого из нас. С самого
раннего детства вам читали стихи, сказки великого поэта.
Обратите внимание на этот портрет
Пушкина. Александр Сергеевич сидит у небольшого стола. Положил руку на
край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его глазах какое-то
особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжён. Губы словно
шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал: (щелчок)
И пробуждается поэзия во мне
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге
Минута – и стихи свободно потекут.
А стихи, в которых описывается природа! Вы, наверное, помните их и сейчас? (дети читают стихотворения о природе А.С.Пушкина)
– А я прочитаю вам стихотворение, посвящённое няне великого поэта –
Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому
Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве,
Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и
посвящал ей свои стихи. (читается стихотворение «Няне»)
– Именно она, Арина Родионовне, пробудила в будущем поэте любовь к
устному народному творчеству, желание подарить людям сказки. (щелчок)
Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки…»
Итак, мы открываем новую страничку –
Викторина для тех, кто любит сказки А.С. Пушкина.
Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и все примите активное участие в
викторине по сказкам великого поэта. Обратите внимание: Пушкин в
окружении своих сказочных героев. Назовите их. (дети называют сказки,
сказочных героев)
1 тур «Сказочное домино». Я назову героев сказок, а вы назовёте сказки, откуда «пришли эти герои.
2 тур: «Верю – не верю». Мы с вами прочитаем утверждения, а вы ответите, верно ли утверждение.
Физкультминутка Мы с вами очутились
на берегу моря. Слышите, как оно шумит? Давайте поиграем в игру «Море
волнуется….».Вы будете принимать образ того или иного героя пушкинской
сказки. А я выберу самую лучшую фигуру.
Море волнуется раз,
море волнуется два,
Море волнуется три –
на месте фигура (щелчок)…чертёнка замри!
Море волнуется раз,
море волнуется два,
Море волнуется три –
на месте фигура (щелчок) …золотого петушка замри!
Море волнуется раз,
море волнуется два,
Море волнуется три –
на месте фигура (щелчок)…коршуна, лебедя замри!
3 тур Из какой сказки пришёл этот герой? («Сказка о попе и его работнике Балде») Все помнят эту сказку? (щелчок) А вот вам и задание из этой сказки: «Подбери слово»
Даётся отрывок из сказки, но некоторые слова из этого отрывка «убежали». (зачитывается отрывок)
«Беглецов» мы поймали. Вот они (по каждому щелчку появляются слова, дети их читают).
Проводится работа с отрывком стихотворения )учащиеся называют необходимые слова, которые по щелчку «становятся» на место).
4 тур Хорошо ли вы знаете сказки? Ели да, тогда сможете справиться с заданиями этого тура «Отгадай сказку с семи слов»
-
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
-
Жил старик со своею старухой
У самого синего …..
-
Царь с царицею простился
В путь-дорогу ….
-
Негде, в тридевятом царстве,
Тридесятом государстве…..
5 тур «Разгадай кроссворд» Нам с
вами нужно разгадать кроссворд. А разгадать его можно, вставив
пропущенное слово в стихотворную фразу из сказок А.С.Пушкина.
-
И жених сыскался ей
… Елисей
-
… песенки поёт,
Да орешки всё грызёт
-
Раз он в море закинул …
Пришёл … с тиной морской
-
Пристают к заставе гости
… Гвидон зовёт их в гости
-
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька …
-
Ах ты мерзкое … !
Это врёшь ты мне назло!
- Глядь: опять перед ним землянка
А перед нею разбитое …
- Вот и вспомнили мы самые известные сказки
Пушкина, а теперь поразмышляйте, обсудите ваше мнение в группах и
ответьте на вопросы:
- Какая из сказок показалась вам смешной и почему?
- Какая самая поучительная?
- Какая самая красивая, волшебная?
Мы с вами говорили, что няня Арина Родионовна пробудила в будущем
поэте любовь к устному народному творчеству. А ведь к устному народному
творчеству относятся и пословицы
Задание 6 тура: «Прочитай «круглую пословицу»
Буквы написаны по кругу. Чтобы составить пословицу, надо читать буквы через 2, начиная от флажка. (дети читают, по щелчку появляются прочитанные слова, составляются в пословицу) Летний день год кормит.
Драматизация отрывков из сказок А.С.Пушкина
Учащиеся подготовили отрывки из сказок «Сказка о попе и его
работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». |