Воскресенье, 05.05.2024, 12:18                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

Весело о серьёзном (знакомим младших кольников с детским фольклором)
04.04.2012, 10:46
Цель: Дать представление о разнообразии малых жанров детского фольклора; развивать умение читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию; воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Так как на предыдущем уроке рассматривали произведение Л. Толстого "Косточка", начинаем урок с вопроса:

Учитель: Справедливо ли автор учебника называет рассказ Л. Толстого "Косточка" серьёзным? (Соблюдается свойство процессуальности, создаётся поле диалога в отношении предмета обсуждения).
Дети приходят к выводу: Справедливо, потому что речь идёт о поступке Вани. Он съел сливу и не сознался.
Учитель: Когда вас выводят на "чистую воду", что вы чувствуете? (При необходимости пояснить: "вывести на "чистую воду" - разоблачить).

Ответы детей: - Стыдно
-Я краснею.
- А бывает обидно, хотя и знаешь что ты не прав.

Учитель: Сегодня мы откроем тайну, как можно тактично указать человеку на его недостойное поведение или дать совет ... (Держим паузу, которая позволит подготовиться ребёнку к дальнейшей теме разговора.) Перенесёмся в далёкое прошлое.
Учитель читает (с. 34) "Посидим на завалинке (на диване), побаем (поговорим)"

Учитель: Что означают слова `завалинка` и "побаем"? (Данный вопрос приведёт неизбежно к столкновению нового способа выполнения действия (работа по словарю) с прежним опытом: находить подсказку для ответа на странице, по которой работает). Затем дети читают задание учебника: "Почитай потешки, прибаутки, побасёнки. Отдыхай да на ус мотай"
(Объясняют смысл фразеологизма, открывают объект литературного исследования.)

Ответы детей: - Когда отдыхаешь, то это приятно, полезно.
- Даже из отдыха можно извлечь что-нибудь полезное.
Учитель: Правильно. Давайте почитаем потешку. (Варианты чтения: жужжащее чтение; дети за учителем, хоровое чтение (т. к. потешка знакома)).

Словарная работа:
Учитель: Как вы понимаете смысл слова поскрёбышка.
Ответ детей: Остатки еды на тарелке.
Учитель: Знакомое стихотворение? ... Когда, от кого слышали?
Ответы детей: - Я слышала от мамы.
- А мне рассказывала бабушка.
Учитель: А как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение?
Ответ детей: Водили рукой по моей руке, загибали пальчики и рассказывали.

Вторичное чтение. (При чтении проявляется свойство многогранности: отрабатываем (формируем) навык чтения целыми словами и вовлекаем в сферу эмоциональной и эстетической деятельности).
Учитель: Расскажи потешку с нужными движениями. (Варианты: 1. каждый проговаривает; 2. работа в парах),
Учитель: Зачем сказывали, баяли потешки? Только ли мама хотела занять, развеселить? Обоснуйте свой ответ словами текста. (Дети подтверждают словами текста.) - выборочное чтение.

Учитель: Над чем вас заставил задуматься конец потешки?
Дети: Малыш остался голодным, потому что не работал.
Если дети затрудняются, даём задание:
- Расшифруйте древний совет
... не работает,
... не ест.
Учитель читает прибаутку (т. к. предложения с тире трудны по интонации).
Учитель: Что такое прибаутка?
Дети: Просьба.
Учитель: Когда рассказывали прибаутки?
Дети: - Когда успокаивали ребёнка.
- Утешали.

Чтение прибаутки детьми.
Затем дети читают вопрос учебника: "Что раньше рассказывали малышу: прибаутку, побасенки..."
Дети: А побасёнки мы не читали!
Чтение побасёнок (Варианты: про себя, жужжащее чтение; хорошо читающие дети.)
Учитель: Давайте ответим на поставленный вопрос.
Дети: Раньше рассказывали прибаутку, а потом потешку, а потом побасёнку.
Учитель: Почему? (Выслушиваем все варианты ответов.)
Учитель: Кто мог участвовать в каждом разговоре? (Если дети слабые, то о действующих лицах говорим в ходе работы над каждым текстом.)
Дети: В разговоре может участвовать два лица, а может три.
Учитель: Верно, адресат и адресант, и ещё слушатель, т. е. 3-е лицо. (При необходимости пояснить.)
Учитель: Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, умный, недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый.
(Вопрос учебника.)
Дети составляют характеристику каждого героя.

Чтение по ролям (с учётом характеристики героев) .
Учитель: Домашнее задание. Спросите у родителей, какие потешки, прибаутки, побасёнки они вам рассказывали?
Учитель: Ребята, потешки, прибаутки, побасёнки это литература?
Дети: Нет. Потому что нет автора.
Дети читают и отвечают на вопросы с.36. (Возможно использование необязательной подсказки.)
Работа с лентой времени. Предлагаем ленту времени выполнить в виде наглядного пособия, которое будет использоваться на уроках литературного чтения учителем. (Можно изготовить и каждому ученику.) Лента времени представляет собой наборное полотно из одной полосы с карманами. Границы времени учитель определяет сам.
Например: больше 100 лет назад, 100 лет назад, 50 лет назад, твои родители, ты. В кармашки мы записываем (на листе) имена авторов, с которыми уже познакомились и размещаем на ленте времени. Это поможет наглядно показать как далеко от нас начало жизни на Земле. И как сравнительно близко от нас время создания первой КНИГИ.

Учитель: Где на ленте времени мы вчера разместили рассказ Л. Н. Толстого?
Дети: Рассказ был написан более 100 лет назад.
Учитель: Куда на ленте времени можно поместить народные произведения?
Дети: За границей периода "больше 100 лет назад"
Подводим итог урока.

Второй вариант .

На доске: Отдыхай, да на ус мотай.
Потешка, прибаутка, побасенка
Учитель: Перенесёмся в далёкое прошлое. Посидим на завалинке, побаем. Как вы думаете, что обозначает слово завалинка?
Дети: - Скамейка - Лавочка.
Учитель: А каков смысл слова побаем?
Дети: - Поговорим.
- А я в словаре учебника прочитал, что баять обозначает рассказывать, сочинять. А завалинка - земляная насыпь вдоль стен избы.
Учитель: А что баяли, рассказывали, сочиняли бабушки своим внукам сидя на завалинке?

Ответы детей: - Разные истории.
- Потешки.
- Прибаутки.
- Побасенки.
Учитель: Давайте почитаем, что же ещё баяли. Прочитаем потешку. (Варианты потешек учитель выбирает сам.)
Учитель: Знакома ли вам потешка?
Дети: Знакома, но когда я был маленький, мама рассказывала по-другому!
Учитель: Как? Расскажи и покажи в движении
Учитель: О ком идёт речь в потешке? Кто герои? Есть ли главный герой?

Дети: - О сороке и о детях, которых она кормила.
- Я считаю, что главный герой тот, которому сорока ничего не дала.
Учитель: А какой характер у этого героя?
Дети: - Хитрый.
- Ленивый.
Учитель: А из чего это видно? Прочитайте!
(Выборочное чтение.)
Учитель: Для чего читали потешки?
Дети: Для того чтобы потешить, развеселить.
Учитель: А как ещё можно развеселить ребёнка?
Дети дают свои варианты ответов.
Учитель: А ещё можно рассказать прибаутку.

Дети хором читают прибаутку.
Учитель: Сколько героев в прибаутке? Какие они?
Дети: Один грустный, другой догадливый, умный. Он знает как развеселить!
Учитель: Давайте проинсценируем прибаутку.
(Инсценирование.)
Учитель: А как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасенки?
(Учитель читает побасенки)
Дети: Потешки были раньше, их читали для маленьких детей.
Учитель: А что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели?
Дети: - Они смешные
- Написаны с юмором. - С иронией, а это может понять уже школьник. Значит, потешка была раньше, а потом прибаутка и побасенка.
Учитель: Прочитайте побасёнки и обсудите в парах, кто мог участвовать в каждом
разговоре.
Дети: - Бабушка и внук.
- Мама и сын.
- Папа и сын.

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать каждого героя разговора?
(Принимаем ответы детей.) Затем дети читают в лицах, учитывая характеристики героев.
Учитель: Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки?
Дети: Нет автора.
Учитель: Как вы думаете почему?
Дети: Это устное народное творчество.
Учитель: Полистайте учебник, найдите тексты, относящиеся к малым жанрам фольклора.
Дети читают найденные примеры, (С. 13 - загадка; с.29 - прибаутка, небылица; с. 30 - побасенка и др.) Учитель: Посмотрите на доску. Можно ли дополнить группу слов, написанную на доске?
(Дети дополняют. Учитель дописывает: загадка, поговорка, небылица.)
Учитель: Ребята, а потешка, прибаутка, побасенка это стихи ли проза?
Дети: Стихи в потешке, прибаутке, потому что есть рифма. А побасенка это проза. В ней нет рифмы.
Учитель: Как вы думаете, почему рядом со словами потешки, прибаутки, побасенки написана пословица "Отдыхай да ус мотай"?
Ответы детей: - Все эти тексты высмеивают человеческие пороки. Лень, глупость, жадность.
- Высмеиваются шутя. Учитель: Подведём итог урока.
Сегодня мы познакомились с новыми малыми фольклорными жанрами. Оказывается что и в далёком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму.
Домашнее задание:
Постарайтесь сами сочинить потешки, побасенки, прибаутки. Или обратитесь к родным (маме, бабушке) за помощью.
Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru