Весело о серьёзном (знакомим младших кольников с детским фольклором)
04.04.2012, 10:46
Цель: Дать представление о разнообразии малых жанров детского
фольклора; развивать умение читать плавно по слогам или целыми словами,
осознанно выбирать интонацию; воздействовать на развитие
эмоционально-волевых, нравственных качеств личности. Так как на предыдущем уроке рассматривали произведение Л. Толстого "Косточка", начинаем урок с вопроса:
Учитель:
Справедливо ли автор учебника называет рассказ Л. Толстого "Косточка"
серьёзным? (Соблюдается свойство процессуальности, создаётся поле
диалога в отношении предмета обсуждения). Дети приходят к выводу: Справедливо, потому что речь идёт о поступке Вани. Он съел сливу и не сознался. Учитель:
Когда вас выводят на "чистую воду", что вы чувствуете? (При
необходимости пояснить: "вывести на "чистую воду" - разоблачить).
Ответы детей: - Стыдно -Я краснею. - А бывает обидно, хотя и знаешь что ты не прав.
Учитель:
Сегодня мы откроем тайну, как можно тактично указать человеку на его
недостойное поведение или дать совет ... (Держим паузу, которая позволит
подготовиться ребёнку к дальнейшей теме разговора.) Перенесёмся в
далёкое прошлое. Учитель читает (с. 34) "Посидим на завалинке (на диване), побаем (поговорим)"
Учитель:
Что означают слова `завалинка` и "побаем"? (Данный вопрос приведёт
неизбежно к столкновению нового способа выполнения действия (работа по
словарю) с прежним опытом: находить подсказку для ответа на странице, по
которой работает). Затем дети читают задание учебника: "Почитай
потешки, прибаутки, побасёнки. Отдыхай да на ус мотай" (Объясняют смысл фразеологизма, открывают объект литературного исследования.)
Ответы детей: - Когда отдыхаешь, то это приятно, полезно. - Даже из отдыха можно извлечь что-нибудь полезное. Учитель:
Правильно. Давайте почитаем потешку. (Варианты чтения: жужжащее чтение;
дети за учителем, хоровое чтение (т. к. потешка знакома)).
Словарная работа: Учитель: Как вы понимаете смысл слова поскрёбышка. Ответ детей: Остатки еды на тарелке. Учитель: Знакомое стихотворение? ... Когда, от кого слышали? Ответы детей: - Я слышала от мамы. - А мне рассказывала бабушка. Учитель: А как вам мама, бабушка рассказывали это стихотворение? Ответ детей: Водили рукой по моей руке, загибали пальчики и рассказывали.
Вторичное чтение.
(При чтении проявляется свойство многогранности: отрабатываем
(формируем) навык чтения целыми словами и вовлекаем в сферу
эмоциональной и эстетической деятельности). Учитель: Расскажи потешку с нужными движениями. (Варианты: 1. каждый проговаривает; 2. работа в парах), Учитель:
Зачем сказывали, баяли потешки? Только ли мама хотела занять,
развеселить? Обоснуйте свой ответ словами текста. (Дети подтверждают
словами текста.) - выборочное чтение.
Учитель: Над чем вас заставил задуматься конец потешки? Дети: Малыш остался голодным, потому что не работал. Если дети затрудняются, даём задание: - Расшифруйте древний совет ... не работает, ... не ест. Учитель читает прибаутку (т. к. предложения с тире трудны по интонации). Учитель: Что такое прибаутка? Дети: Просьба. Учитель: Когда рассказывали прибаутки? Дети: - Когда успокаивали ребёнка. - Утешали.
Чтение прибаутки детьми.
Затем дети читают вопрос учебника: "Что раньше рассказывали малышу: прибаутку, побасенки..." Дети: А побасёнки мы не читали! Чтение побасёнок (Варианты: про себя, жужжащее чтение; хорошо читающие дети.) Учитель: Давайте ответим на поставленный вопрос. Дети: Раньше рассказывали прибаутку, а потом потешку, а потом побасёнку. Учитель: Почему? (Выслушиваем все варианты ответов.) Учитель:
Кто мог участвовать в каждом разговоре? (Если дети слабые, то о
действующих лицах говорим в ходе работы над каждым текстом.) Дети: В разговоре может участвовать два лица, а может три. Учитель: Верно, адресат и адресант, и ещё слушатель, т. е. 3-е лицо. (При необходимости пояснить.) Учитель:
Какие слова подходят к характеру каждого героя: хитрый, глупый, умный,
недогадливый, весёлый, жадный, насмешливый, нечестный, ленивый. (Вопрос учебника.) Дети составляют характеристику каждого героя.
Чтение по ролям (с учётом характеристики героев). Учитель: Домашнее задание. Спросите у родителей, какие потешки, прибаутки, побасёнки они вам рассказывали? Учитель: Ребята, потешки, прибаутки, побасёнки это литература? Дети: Нет. Потому что нет автора. Дети читают и отвечают на вопросы с.36. (Возможно использование необязательной подсказки.) Работа
с лентой времени. Предлагаем ленту времени выполнить в виде наглядного
пособия, которое будет использоваться на уроках литературного чтения
учителем. (Можно изготовить и каждому ученику.) Лента времени
представляет собой наборное полотно из одной полосы с карманами. Границы
времени учитель определяет сам. Например: больше 100 лет назад, 100
лет назад, 50 лет назад, твои родители, ты. В кармашки мы записываем
(на листе) имена авторов, с которыми уже познакомились и размещаем на
ленте времени. Это поможет наглядно показать как далеко от нас начало
жизни на Земле. И как сравнительно близко от нас время создания первой
КНИГИ.
Учитель: Где на ленте времени мы вчера разместили рассказ Л. Н. Толстого? Дети: Рассказ был написан более 100 лет назад. Учитель: Куда на ленте времени можно поместить народные произведения? Дети: За границей периода "больше 100 лет назад" Подводим итог урока.
Второй вариант.
На доске: Отдыхай, да на ус мотай. Потешка, прибаутка, побасенка Учитель: Перенесёмся в далёкое прошлое. Посидим на завалинке, побаем. Как вы думаете, что обозначает слово завалинка? Дети: - Скамейка - Лавочка. Учитель: А каков смысл слова побаем? Дети: - Поговорим. - А я в словаре учебника прочитал, что баять обозначает рассказывать, сочинять. А завалинка - земляная насыпь вдоль стен избы. Учитель: А что баяли, рассказывали, сочиняли бабушки своим внукам сидя на завалинке?
Ответы детей: - Разные истории. - Потешки. - Прибаутки. - Побасенки. Учитель: Давайте почитаем, что же ещё баяли. Прочитаем потешку. (Варианты потешек учитель выбирает сам.) Учитель: Знакома ли вам потешка? Дети: Знакома, но когда я был маленький, мама рассказывала по-другому! Учитель: Как? Расскажи и покажи в движении Учитель: О ком идёт речь в потешке? Кто герои? Есть ли главный герой?
Дети: - О сороке и о детях, которых она кормила. - Я считаю, что главный герой тот, которому сорока ничего не дала. Учитель: А какой характер у этого героя? Дети: - Хитрый. - Ленивый. Учитель: А из чего это видно? Прочитайте! (Выборочное чтение.) Учитель: Для чего читали потешки? Дети: Для того чтобы потешить, развеселить. Учитель: А как ещё можно развеселить ребёнка? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: А ещё можно рассказать прибаутку.
Дети хором читают прибаутку. Учитель: Сколько героев в прибаутке? Какие они? Дети: Один грустный, другой догадливый, умный. Он знает как развеселить! Учитель: Давайте проинсценируем прибаутку. (Инсценирование.) Учитель: А как вы думаете, что раньше рассказывали малышу: прибаутку, потешку или вот такие побасенки? (Учитель читает побасенки) Дети: Потешки были раньше, их читали для маленьких детей. Учитель: А что необычного в прибаутках и побасенках вы увидели? Дети: - Они смешные - Написаны с юмором. - С иронией, а это может понять уже школьник. Значит, потешка была раньше, а потом прибаутка и побасенка. Учитель: Прочитайте побасёнки и обсудите в парах, кто мог участвовать в каждом разговоре. Дети: - Бабушка и внук. - Мама и сын. - Папа и сын. Учитель: Какими словами можно охарактеризовать каждого героя разговора? (Принимаем ответы детей.) Затем дети читают в лицах, учитывая характеристики героев. Учитель: Кто является автором потешки, прибаутки, побасенки? Дети: Нет автора. Учитель: Как вы думаете почему? Дети: Это устное народное творчество. Учитель: Полистайте учебник, найдите тексты, относящиеся к малым жанрам фольклора. Дети
читают найденные примеры, (С. 13 - загадка; с.29 - прибаутка, небылица;
с. 30 - побасенка и др.) Учитель: Посмотрите на доску. Можно ли
дополнить группу слов, написанную на доске? (Дети дополняют. Учитель дописывает: загадка, поговорка, небылица.) Учитель: Ребята, а потешка, прибаутка, побасенка это стихи ли проза? Дети: Стихи в потешке, прибаутке, потому что есть рифма. А побасенка это проза. В ней нет рифмы. Учитель: Как вы думаете, почему рядом со словами потешки, прибаутки, побасенки написана пословица "Отдыхай да ус мотай"? Ответы детей: - Все эти тексты высмеивают человеческие пороки. Лень, глупость, жадность. - Высмеиваются шутя. Учитель: Подведём итог урока. Сегодня
мы познакомились с новыми малыми фольклорными жанрами. Оказывается что и
в далёком прошлом учили уму-разуму, учили смеясь, по-доброму. Домашнее задание: Постарайтесь сами сочинить потешки, побасенки, прибаутки. Или обратитесь к родным (маме, бабушке) за помощью.