Цель. Расширять знания детей о писателе
К.И. Чуковском, прививать любовь к его
творчеству; проверить знание детьми его
произведений; развивать внимание, память,
связную речь.
Оборудование. Портрет писателя; выставка
книг, детских рисунков, иллюстраций художников к
произведениям автора; предметы для конкурса
«Бюро забытых вещей».
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Высокий рост, длинные руки с
большими кистями, крупные черты лица, щеточка
усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб,
смеющиеся глаза и удивительно легкая походка.
Такова внешность известного детского писателя
Корнея Ивановича Чуковского.
Ведущий прикрепляет на доску портрет
писателя.
– В Подмосковье, в знаменитом поселке
писателей Переделкино, открылся музей Корнея
Ивановича Чуковского. Это необычный музей: здесь
посетителей называют гостями; каждый день
смеются дети; звучат стихи не только Корнея
Ивановича, но и Блока, Маршака, Пастернака.
Побывав в музее, вы встретитесь с Мойдодыром,
Бармалеем, Крокодилом, увидите те самые комнаты,
где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть терем-теремок. Местные жители
называют его «дом дедушки Корнея». Целый день в
нем звенят детские голоса. Здесь происходят
интересные встречи с писателями, артистами,
учеными. И почти все выходят отсюда с радостными
лицами. Вы, наверно, догадались, что это детская
библиотека. А построил ее на свои деньги,
укомплектовал книгами и был в ней главным
работником все тот же детский писатель Корней
Иванович Чуковский.
Сегодня мы будем говорить о его произведениях,
вспомним своих любимых героев.
Нашу игру судит справедливое и строгое жюри... (Учитель
представляет членов жюри.)
– Программа нашей игры написана на доске.
На доске:
I. Разминка.
II. Вспомним строки...
III. Конкурс рисунков, поделок.
IV. Викторина.
V. Конкурс сценок «От двух до пяти».
VI. Бюро забытых вещей.
Ведущий. Интересна история создания
«Мойдодыра». Однажды Чуковский работал в
кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала
его младшая дочь, выражая нежелание мыться.
Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и
совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам.
Так родился на свет «Мойдодыр».
I. Разминка
Ведущий. Какие еще сказки для детей написал
Чуковский?
Дети. «Крокодил», «Тараканище», «Телефон»,
«Краденое солнце», Муха-Цокотуха», «Путаница»,
«Федорино горе», «Чудо-дерево», «Бармалей»,
«Приключения Бибигона».
Ведущий. Назовите героев, пришедших к
Мухе-Цокотухе.
Дети. Тараканы, блошки, бабочка, букашки,
бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик.
Ведущий. Кто звонил по телефону в
одноименном произведении?
Дети. Слон, мартышки, свинья, две газели,
крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки,
цапли, олень, носорог.
II. Вспомним строки
Ведущий. Чуковский писал так, что его стихи
легко запоминались. Послушайте некоторые строки
и скажите: о ком в них говорится?
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной... (Мочалка)
Побежало по кустам,
По березовым листам... (Солнце)
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (Таракан)
– Кому принадлежат следующие слова?
Если только захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких) детей! (Бармалей)
Ведущий. Родился писатель в 1882 году в
Петербурге. А Корней – это не совсем его имя.
По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он
из своей фамилии сделал имя и фамилию, и
получилось «Корней Чуковский». Свое
литературное имя Корней Иванович придумал так
удачно, что оно срослось с ним и перешло по
наследству его детям, внукам и правнукам.
III. Конкурс рисунков
Ведущий прикрепляет на доску иллюстрации к
произведениям Чуковского.
Ведущий. К какому произведению относится
этот рисунок?
Дети отвечают.
– А теперь посмотрим на ваши рисунки,
подготовленные к сегодняшнему дню.
Дети называют героев, изображенных на
рисунках, определяют названия произведений.
Учитель отбирает наиболее удачные работы.
Ведущий. Более сорока лет своей жизни
посвятил Чуковский изучению творчества поэта
Некрасова. Он открыл читателям более 15 000 новых
неизвестных стихов Некрасова. За книгу
«Мастерство Некрасова» Чуковский получил звание
доктора филологических наук.
IV. Викторина-цепочка
Ведущий. А теперь – викторина. Ответами на
вопросы будут являться названия произведений.
В каком произведении Чуковского посуда
перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
Назовите сказку, в которой происходит страшное
преступление – покушение на убийство? («Муха-Цокотуха»)
Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а
потом перевоспитался? (Бармалей)
...Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю! Хрю! Хрю!» («Путаница»)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил! («Краденое солнце»)
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? («Мойдодыр»)
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)
Ведущий. Писатель заслужил звание лауреата
Ленинской премии, степень доктора
филологических наук и почетного доктора
старейшего университета Англии. Он любил
появиться перед друзьями в шапочке, мантии,
которая так шла ему, как будто он родился с
единственной целью – стать доктором филологии
Оксфордского университета. Не многие из русских
писателей удостоены этого звания – это Иван
Сергеевич Тургенев, Анна Андреевна Ахматова.
V. Конкурс сценок «От двух до пяти»
Ведущий. На уроках вам рассказывали о книге
«От двух до пяти». Познакомимся с несколькими
фрагментами из нее.
Ученик 1.
– Мама, крапива кусается?
– Да.
– А как она лает?
Ученик 2.
Индюк – это утка с бантиком?
Ученик 3.
Ой, луна вместе с нами летит в трамвае и в
поезде! Тоже на Кавказ захотела?
Ученик 1.
– Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
– Если я вырасту тетей – врачом, а вырасту дядей
– инженером.
Ученик 2.
Машенька о радио:
– А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне:
– Папа, когда я с тобой говорила по телефону,
как же ты туда, в трубку, забрался?
Ученик 3.
– Правда, мам, троллейбус – это помесь трамвая
с автобусом?
– Ах, мамочка, какая ты красивая! Как мотоцикл!
Ведущий. Книга «От двух до пяти» выдержала
более двадцати изданий. Эту книгу автор писал
пятьдесят лет. Первые заметки о детском языке
вышли в 1912 году. Каждый выход в свет книги «От
двух до пяти» был не простым переизданием: всякий
раз Корней Иванович переписывал книжку заново,
увеличивая ее содержимое. Последнее издание
книги он посвятил своим семи правнукам – людям
будущего.
VI. Бюро забытых вещей
Ведущий. Что такое бюро забытых вещей?
Дети. Это место, куда приносят и сдают вещи,
забытые в транспорте, на улице.
Ведущий. А сейчас назовите персонажей,
которым принадлежат эти вещи.
Туфелька
... туфлю потеряла,
Долго плакала, искала...
Мельник туфельку нашел
И на мельнице смолол. (Дженни)
Мочалка
И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил. (Мойдодыр)
Сито
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. (Бабушка Федора)
Перчатки
А потом позвонили ... :
«Нельзя ли прислать перчатки?» (Зайчатки)
Градусник
И всем по порядку
Дает шоколадку,
Иставит, и ставит
Им градусники. (Айболит)
Монета
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. (Муха-Цокотуха)
VII. Подведение итогов. Награждение |