Цели. Познакомить с творчеством
В.Г. Короленко; совершенствовать умение
анализировать художественный текст; обогащать
речь учащихся; обобщать знания о личных
местоимениях; формировать умение писать их
раздельно с предлогами.
Оборудование. Портрет
В.Г. Короленко; выставка книг писателя;
иллюстрации с изображениями папоротника, кашки,
сосны, альбомы, краски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Сегодня на занятии мы
познакомимся с творчеством Владимира
Галактионовича Короленко (1853–1921) (учитель
показывает портрет писателя). Прочитаем и
разберем отрывок из его рассказа "Лес
шумит".
III. Вступительная беседа
У. Вот уже на дворе и середина
мая. Не забыли, как называется третья весна?
Дети. Лесная.
У. Мы снова возвращаемся в лес.
Мы уже читали отрывок из рассказа И.Бунина
"Сосед", в котором автор описывал лес в
апреле. Сегодня вы
познакомитесь с описанием леса в мае, посмотрите,
как он изменился. Ведь на пороге уже лето.
Учитель обращается к выставке книг.
– Владимир Галактинович Кораленко
создал много прекрасных произведений. Кто-нибудь
из вас читал его произведение "Дети
подземелья"?
Учитель показывает книгу.
– Эта повесть о детской дружбе, о
жизни людей в царской России. Она написана
правдиво, с горячим сочувствием и любовью к
людям. Постарайтесь прочитать ее.
В другой повести – "Слепой музыкант" (1886) –
Короленко показал, как слепой мальчик побеждает
слепоту и становится музыкантом. Кроме названных
произведений в круг детского чтения вошли
рассказы Короленко "Чудная" (1880), "Сон
Макара" (1883), "Лес шумит" (1886),
"Мгновение" (1900).
Учитель показывает книги.
– Ребята, обязательно прочитайте
их.
Замечательный русский писатель вырос на Украине,
в небогатой трудовой семье. В своих
произведениях он всегда боролся за правду.
Короленко не мог равнодушно смотреть на
страдания людей, ненавидел всякое зло, насилие,
несправедливость.
IV. Словарная работа
У. Перед чтением отрывка я вам
немного поясню, о чем рассказ "Лес шумит".
В этом рассказе говорится о том, как писатель
поехал в гости к лесникам Захару и Максиму. Их не
оказалось дома. Но дома был старый дед, который
поведал Короленко историю своей жизни. В этой
истории был и рассказ про лес. Дед заметил, что
сколько он живет на свете, лес всё время шумит.
Писатель решил убедиться в этом. Он тоже услышал,
как шумит лес. Вот об этом будет отрывок. Но
прежде чем мы прочитаем его, разберем слова,
которые могут быть вам непонятны.
На доске:
Бары'шник –
перекупщик (от слова "барыш" – доход,
выгода).
Рать (поэтич.) – старинное войско.
Полог (перен.) – занавесь под
пологом небес.
Истома (книж.) – чувство приятной,
нежащей слабости.
Мазаные – сделанные из глины. |
На доске иллюстрации с
изображениями папоротника, кашки.
V. Первичное восприятие текста
У. Сейчас я прочитаю вам отрывок
из рассказа "Лес шумит", а вы подумайте, на
что похож шум леса.
Учитель зачитывает отрывок.
"Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум – ровный, протяжный,
как отголосок дальнего звона, спокойный и
смутный, как тихая песня без слов, как неясное
воспоминание о прошедшем. В нем всегда стоял шум,
потому что это был старый, дремучий бор, которого
не касались еще пила и топор лесного барышника.
Высокие столетние сосны с красными могучими
стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись
вверху зелеными вершинами. Внизу было тихо, пахло
смолой; сквозь полог сосновых игол, которыми была
усыпана почва, пробились яркие папоротники,
пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и
стоявшие недвижимо, не шелохнув листом. В сырых
уголках тянулись высокими стеблями зеленые
травы; белая кашка склонялась отяжелевшими
головками, как будто в тихой истоме. А вверху, без
конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные
вздохи старого бора.
Но теперь эти вздохи становились все глубже,
сильнее. Я ехал лесною тропой, и хотя неба мне не
было видно, но по тому, как хмурился лес, я
чувствовал, что над ним тихо подымается тяжелая
туча. Время было не раннее. Между стволов кое-где
пробивался еще косой луч заката, но в чащах
расползлись уже мглистые сумерки. К вечеру
собиралась гроза.
На сегодня нужно было уже отложить всякую мысль
об охоте; впору было только добраться перед
грозой до ночлега. Мой конь постукивал копытом в
обнажившиеся корни, храпел и настораживал уши,
прислушиваясь к гулко щелкающему лесному эхо. Он
сам прибавлял шагу к знакомой лесной сторожке.
Залаяла собака. Между поредевшими стволами
мелькают мазаные стены. Синяя струйка дыма
вьется под нависшею зеленью; покосившаяся изба с
лохматою крышей приютилась под стеной красных
стволов; она как будто врастает в землю, между тем
как стройные и гордые сосны высоко покачивают
над ней своими головами. Посредине поляны, плотно
примкнувшись друг к другу, стоит кучка молодых
дубов."
– Вам понравилось описание
Короленко? С чем можно сравнить шум леса?
Д. С дыханием человека.
VI. Работа над содержанием текста
Учитель раздает детям тексты отрывка
из рассказа "Лес шумит".
У. Прочитайте текст
самостоятельно и определите его тему и тип.
Дети читают текст.
– Какова тема отрывка?
Д. Прогулка по весеннему лесу.
У. К какому типу текста
относится этот отрывок?
Д. Тип текста – описание.
У. Прочитайте описание леса.
Дети читают второй абзац.
– Как шумел лес, с чем сравнивает
шум леса Короленко?
Д. Лес шумел всегда, шум ровный и
протяжный, спокойный и смутный. Короленко
сравнивает шум
с отголоском дальнего звона, с тихой песней без
слов, с воспоминанием о прошлом, со смутными
вздохами.
У. Почему в лесу всегда стоял
шум?
Д. Лес был старый, дремучий. Это
был бор – большой хвойный лес.
У. С помощью какого приема
передан шум леса?
Д. С помощью звукописи. Много
слов со звуком [ш].
Зачитывают второй абзац.
У. Подробнее опишите, что увидел
в лесу Короленко?
Д. Высокие сосны с красными
могучими стволами стояли, как войско. Внизу пахло
смолой. Росли папоротники, которые стояли не
шелохнувшись. Где было сыро, росла зеленая трава,
белая кашка.
У. Какие краски мы можем
использовать при изображении такого леса?
Д. Зеленые, коричневые, красные,
желтые, белые, голубые (небо).
У. Вам нравится такой лес? Что
заметил Короленко, когда двигался по лесу?
Д. Вздохи становились глубже,
сильнее. Он почувствовал, что над ним тихо
подымается тяжелая туча.
У. Как он понял, что надвигается
туча, – ведь неба не было видно, деревья плотно
сомкнулись зелеными вершинами?
Д. Лес стал хмуриться.
У. Видите – лес, как человек,
реагирует на все изменения в природе. Какое было
время суток?
Д. Сумерки.
У. Что решил Короленко?
Д. Отправиться к сторожке, где
можно будет переночевать.
У. Опишите сторожку и место, где
она располагалась.
Д. Сторожка была сделана из
глины. Это была покосившаяся изба с лохматою
крышей. Над сторожкой покачивают своими головами
стройные и гордые сосны. Посредине поляны стоит
кучка молодых дубов.
У. Вы смогли мысленно
представить себе такую картину? Красиво, не
правда, ли? Стройные и гордые сосны. Как вы
думаете, почему Короленко так называет эти
деревья?
Д. Это очень красивые деревья.
Они действительно стройные, как девушки. Гордые,
величавые, потому что высокие, и смотрят на всех
свысока.
Учитель показывает иллюстрацию с
изображением сосны.
У. Глядя на сосну, можно найти
подтверждение вашим словам.
Вот такие были красивые места, по которым
прогуливался герой рассказа.
Ребята, бывали ли вы в хвойном лесу? Слышали ли вы,
как шумит лес?
Дети высказываются.
– Когда оказываешься в таком лесу,
то действительно можно услышать его шум.
Создается ощущение, что деревья разговаривают
между собой. Разговор серьезный, беседа тихая,
непринужденная.
Кто из вас никогда не прислушивался к шуму леса,
сделайте это, когда окажетесь в лесу.
Ребята, ради чего написан автором этот отрывок,
какова его главная мысль?
Д. Главная мысль – нужно
прислушаться к шуму леса, и тогда можно услышать,
что он дышит, хмурится, поет, как человек. Лес –
это тоже живое существо.
VII. Повторение изученного о
местоимении
У. Вспомните, что такое
местоимение?
Д. Местоимение – это часть речи.
У. Какие местоимения вы знаете?
Д. Личные местоимения: я, мы,
ты, вы, он, она, оно, они. Эти местоимения
отвечают на те же вопросы, что и имена
существительные.
У. Чем отличается местоимение от
имени существительного?
Д. Имена существительные
называют предметы. Местоимения указывают на
предметы, но не называют их.
У. Найдите в отрывке из рассказа
"Лес шумит" местоимения.
Д. В нем (в лесу), я (автор),
мне (автору), над ним (над
лесом), он (конь), она (изба),
над ней (над избой).
У. Молодцы! А теперь попробуем
определить, какую роль играют в этом тексте
местоимения, зачем их использует автор. Для
начала определите тип связи предложений в
тексте.
Д. Параллельная связь
сочетается с цепной.
У. Если есть цепная связь в
тексте, чем являются местоимения?
Д. Местоимения в этом случае
являются одним из лексических средств связи, то
есть помогают сцеплять предложения.
У. Еще какую роль выполняют
местоимения?
Д. Они помогают избежать
повтора. Если в одном предложении использовано
имя предмета, то в другом, чтобы не повторяться,
используют помощника, который указывает на этот
предмет, но при этом не называет его имя.
– Местоимения делают нашу речь более богатой
и точной.
У. Какое условие нужно
соблюдать, если необходимо использовать в
следующем предложении местоимение?
Д. В одном из предыдущих
предложений назвать имя существительное, о
котором идет речь.
У. Правильно. Ребята,
местоимение – не менее важная часть речи, чем имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
Почти ни один текст не обходится без местоимений.
Обратите на это внимание при чтении текстов. Да и
в устной речи мы довольно часто их употребляем.
Вы познакомились только с личными местоимениями.
В старшей школе вы узнаете, какие еще бывают
местоимения.
Вспомните, как пишутся местоимения с предлогами?
Д. Местоимения с предлогами
пишутся раздельно.
У. Каким членом предложения
является местоимение?
Д. Таким же, что и имя
существительное: дополнением, обстоятельством,
подлежащим.
У. Сейчас я продиктую вам
небольшой текст, вы его запишете, а я посмотрю,
как вы умеете писать местоимения с предлогами.
Учитель диктует текст.
Ежик проснулся
Пришла весна. Солнце согрело землю. В
лесу по ложбинке побежал ручей. На пути он
заметил под березой норку. Это была норка ежа.
Зверек еще с осени разыскал это укромное
местечко. Холодный ручей забрался к нему в
постельку и разбудил его. Еж выбрался из своего
убежища. Он лег на спинку, а свое брюшко подставил
солнышку. |
– Разберите предложения,
где есть местоимения, по членам.
У. Молодцы, ребята! Мы много
поработали с вами. Вы уже устали. Немного
отдохнем.
VIII. Физкультминутка
По полю ветер гуляет,
Ветер деревья качает. (Дети качаются из стороны в сторону.)
Туча грозная идет,
Дождик туча нам несет. (Дети шагают на месте.)
Прогремит могучий гром,
Быстро спрячемся мы в дом. (Дети приседают.)
А когда гроза промчится,
Будем дальше мы учиться. (Дети садятся за парты.)
IХ. Творческая работа. Графическое
иллюстрирование текста
У. Ребята, сейчас приготовьте
альбомы, краски. Попробуйте изобразить с помощью
кисти и красок то, что вы представили, читая текст
Короленко. Можно изобразить лес, который описал
автор (вам поможет второй абзац текста), можно –
сторожку (вам поможет последний абзац).
Выполните на выбор одну иллюстрацию к тексту.
Затем мы организуем выставку рисунков.
Дети выполняют работу.
Х. Итог занятия
У. С творчеством какого русского
писателя мы сегодня познакомились?
Д. Владимира Галактионовича
Короленко.
У. Отрывок из какого рассказа мы
прочитали?
Д. Из рассказа "Лес шумит".
У. Ребята, что означает глагол
"шумит" в настоящем времени в этом заглавии?
Д. Лес шумит всегда.
У. Почему некоторые писатели (и
мы читали об этом) пишут: "Лес молчит",
"Стояла мертвая тишина"?
Д. Они писали о жизни леса зимой,
осенью, когда лес засыпает, жизнь в нем почти
прекращается, не слышно птиц, растения отцвели,
животные залегли в спячку. Но лес всё равно дышит
и живет.
У. Вам понравился рассказ
Короленко?
Дети высказываются.
Далее проводится анализ рисунков.
ХI. Домашнее задание
У. Попробуйте дома составить
мини-рассказ на тему "Время идет". Отразите
непрерывность этого процесса. Удачи всем! |