Цели. Помочь детям осознать себя
частью природы; стимулировать процесс познания
окружающей среды; развивать воссоздающее
воображение, ассоциативность мышления,
эмоциональную сферу; раскрывать творческий
потенциал личности ученика.
Оборудование. Аудиозаписи: серия
«Релаксация» (шум ветра), В.А. Моцарт –
«Живительные звуки», В. Шаинский – «Улыбка»;
песочные часы; вентилятор; отпечатанные тексты
стихов; карточки со словами: метель, вьюга,
буран, пурга, ураган, тайфун; Фразеологический
и Толковый словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Чем вас порадовал или
удивил сегодняшний день? А чем февраль
отличается от других зимних месяцев? Какие
пословицы о феврале вы знаете?
Дети отвечают.
– Своими наблюдениями за февралем с
вами поделится поэт Анатолий Костецкий.
Подготовленный ученик читает
стихотворение А. Костецкого «Февраль»:
Знай свищет ветер-лиходей,
В поземке прячет след звериный,
Взвывает над лесной рябиной,
Остатки ягод рвет на ней.
Что из норы, что из дупла
Лесным жильцам в такую стужу
И нос не высунуть наружу:
Уж больно вьюга нынче зла...
Лишь старый дуб скрипит-поет:
– Ну и чудак ты, ветер зимний!
Как ни шуми, как ни грози мне,
Ведь все равно – весна вот-вот!
На доске:
сосулька, воет, плачет, капель,
радость, зимние забавы, зимнее чудо, замирание
сердца, метель, завьюжило, ветерок, нежное
прикосновение, речка, раздолье, дорога, легкое
дуновение, проталина, клейкие почки |
– Перед вами лист бумаги. В
верхнем левом углу листа нарисуйте февральское
солнышко и запишите под ним в столбик
понравившиеся вам слова. В верхнем правом углу
нарисуйте снежный сугроб, который намели вьюги и
метели. Под сугробом можете записать остальные
слова, если позволит время.
Перед детьми ставятся песочные часы
на три минуты.
– Прочитайте свои слова под
«солнышком». Поменяйтесь листочками с соседом.
Допишите соседу свои слова (под солнышко),
которых у него нет. Зачитайте, какие слова у вас
появились.
Дети выполняют задание.
III. Сообщение темы урока
У. Закройте глаза и замрите так в
ожидании чего-то необычного.
С помощью вентилятора необходимо
создать ощутимое движение воздуха перед лицами
детей.
– Откройте глаза. Что вы
почувствовали? Опишите свои ощущения, состояния
и слова, которые пришли к вам в этот момент. Какие
слова и выражения помогли вам в этом?
Ответы детей.
– Ребята, послушайте загадку и
скажите, о чем она:
То по лесу кружит,
то в поле свистит,
Но мы не видали, каков он на вид.
В открытые окна нежданно влетит –
То что-то прошепчет,
то вдруг загудит.
Дети. Это ветер.
У. А вы знаете, что такое ветер?
Дети отвечают.
– Именно о ветре мы будем говорить
сегодня на уроке.
IV. Работа по теме урока
Подготовленный ученик читает
стихотворение Е. Благининой «Ветер»:
Я лежу, а
ветер ходит,
Я молчу, а он поет...
Сон меня к себе уводит,
А ветер спать мне не дает:
То рванет печную вьюшку,
То ставень станет колыхать...
Я зарылся под подушку –
Все равно и там слыхать.
Что такое этот ветер,
Этот грохот, этот гул?
...Я заснул и не заметил,
Не заметил, как заснул.
Утром встал, скорей оделся,
Вышел в сад, кругом гляжу:
А куда же ветер делся?
Он улегся, я хожу.
Он молчит, а мне поется.
Я ужасно удивлен!
Мне никак не удается
Объяснить, откуда он.
У. А вы любите ветер? Как вы
считаете, легко ли подружиться с ветром? Вы
никогда не задумывались над тем, чем пахнет
ветер? Какое настроение бывает у вас, когда вы
ощущаете дуновение легкого ветерка? Как вы
думаете, может ли ветер быть нежным и мягким? А
где, по-вашему, живет ветер?
Дети отвечают на поставленные
вопросы.
– А еще ветер любит чудеса. Какие?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем вместе
озвучить с помощью голоса и свирели (можно
использовать любую детскую дудочку) строки
стихотворения Ф. Миронова «Голос ветра».
Учитель
читает стихотворение, текст которого находится
перед детьми:
Ветер любит чудеса –
Он меняет голоса:
В поле рожь перебирает –
Как по струнам ударяет.
В поле, возле обелиска,
Словно стонет – тихо, низко,
А с вершины старой ели
Он разносит звон свирели.
В виноградник заберется –
Только шепот раздается.
У окошка – детский лепет,
На параде – флагов трепет...
– И все это – ветер-волшебник!
Нарисуйте волшебства, которые умеет
делать ветер.
Дети работают в группах, затем
представляют выполненные работы.
V. Физкультминутка
Звучит музыка В.А. Моцарта.
У. Закройте глаза, расслабьтесь
и представьте, что ваши руки волшебные: они могут
стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром.
Слушайте музыку и разрешите своим рукам
танцевать так, как они хотят. Вы должны полностью
расслабиться и позволить рукам делать то, что они
хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их
движениями.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
У. Что вы почувствовали во время
этого танца? Сядьте и опишите необыкновенный
ветер, который у вас получился.
Учитель пишет на закрытой части
доски слова и выражения:
чудо, окрыленность, улыбка,
открытая душа, легкость... |
– Прочитайте свои слова и
выражения. Сравните с теми, которые записаны на
доске. Как вы думаете, бывает ли у ветра
настроение? Меняется ли оно? Какое настроение вам
нравится больше всего?
Дети используют свой словарик
настроений.
– Какой характер у вашего ветра и
какое настроение? Когда о человеке говорят:
«ветреный человек», «легкий, как ветер»? Когда
говорят о ветре: «ветер надежды», «ветер
отчаяния»?
После каждого прозвучавшего ответа
один из учеников зачитывает словарную статью из
фразеологического словаря.
– Какие выражения о ветре вы
слышали еще? Бывали ли в вашей жизни моменты,
когда вы обижались на ветер, злились на него?
Поэт Николай Рубцов любил ветер и восхищался его
силой и стойкостью. Послушайте, что он говорил об
этом явлении природы:
Люблю ветер.
Больше всего на свете.
Как воет ветер! Как стонет ветер!
Как может ветер выть и стонать,
Как может ветер за себя постоять!
– Как о живом говорит поэт о ветре:
ветер «стонет», «воет», «может за себя постоять».
Когда вы это делаете? Подобно могучему ветру,
сильный может постоять за себя и защитить
слабого.
Выберите одно из предложений и закончите его.
На доске:
1. Ветер – это...
2. Я люблю, когда...
3. Мне не нравится, если... |
Дети читают предложения.
– Ветер бывает разным. Какой ветер
называется ураганом? бураном? тайфуном? Что такое
метель? вьюга? буря?
Если позволяет время, можно зачитать
определения этих природных явлений в толковом
словаре.
VII. Творческая работа
У. А сейчас мне бы хотелось,
чтобы вы выполнили одно из заданий на выбор.
На доске:
1. Нарисовать свою сказку о
ветре.
2. Написать о том, что вы чувствуете и
представляете, когда слышите слово ветер.
3. Описать ветер по-своему.
4. Продолжить сказку по данному началу:
«Однажды ветер решил дуть круглый год, не
переставая, так как он подумал, что...»
5. Написать свою собственную сказку о ветре. |
VIII. Итог урока
У. Какие открытия вы сделали для
себя? Какие тайны вам открылись? Что вас
волновало на уроке? Что вы чувствуете? Какое у вас
настроение?
Дети отвечают.
– Я хочу поблагодарить всех вас за
интересное общение и подарить вам красивое
стихотворение Константина Бальмонта «Ветер».
Учитель читает.
– А ветерок прощается с вами и дарит
каждому на прощание воздушного змея с
развевающейся лентой. Воздушный змей – с
секретом, но секрет откройте только дома.
На змее напечатано шуточное стихотворение
Иосифа Курлата «Спящие ветры»; написаны слова
благодарности за урок с напутствием: «Счастливых
дорог! Попутного ветра!»
Иди и не
сворачивай
Тропинкою лесной –
Тут ветры спят калачиком
Под старою сосной.
Лежат они, усталые,
Во мху среди опят
И, словно дети малые,
Тихонечко сопят.
Но если вдруг наступишь ты
Им на пушистый хвост,
Они встают,
Насупившись,
Во весь громадный
Рост.
Не разобравшись сослепу,
Начнут сердито дуть.
Тут ветры спят под соснами –
Ты осторожным будь!
|