Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу – значит могу» |
Мы приглашаем всех вас в путешествие,
Где ждут вас чудесные происшествия,
Волшебные звуки, послушные дети,
Все то, что так редко бывает на свете.
– пожелать друг другу удачи
– что пригодиться для успешной работы на уроке |
Хлопают в ладоши
Девиз, эпиграф:
«С малой удачи начинается большой успех» |
Планируемый результат: учащихся включаться в познавательную деятельность на уроке |
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся смогли самоопределиться);
– коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга). |
II. Актуализация знаний.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу |
Проверяем домашнее задание:
1. Выходит поисковая группа и информирует детей о том, что такое дружба (материал взят из
разных источников).
2. Вторая группа называет названия песен о дружбе. Одна из подобранных песен поется.
3.
Третья группа зачитывает подобранные пословицы и поговорки о дружбе.
4.
Четвертая группа вспоминает название сказок, где именно благодаря
дружбе сказочным героям легко приходилось выходить из трудных
ситуаций
5.
Пятая группа перечисляет названия прочитанных книг о дружбе
Как только дети называют произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», учитель останавливает детей:
«На прошлом уроке мы читали произведение, Рувима Фраермана «Гайдар и дети».
Учитель читает четверостишие:
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинил свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Давайте вспомним, как строил свои отношения с детьми Аркадий Гайдар в произведении Рувима Фраермана «Гайдар и дети».
– Почему же дети дружили с взрослым?
– Он с ними играл?
– Наставлял, был добр, строг?
– А что он делал?
– Что дает дружба между взрослым и детьми?
– А что дала дружба с детьми Гайдару?
– Как вы думаете, о чем эта книга? |
Зачитывают определение
Исполняют песню
Проговаривают пословицы
Название сказок
Название произведений и их авторы
А. Гайдар «Тимур и его команда»
Дети дружили с взрослым, потому что он относился к ним по-дружески и т.п.
Нет.
Нет.
Он любил их, жил вместе с ними и совсем не играл.
Предположение детей
Многое, и благодаря этой дружбе появилось произведение «Тимур и его команда»
О дружбе сверстников |
Планируемый результат: учащиеся
повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия нового
знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному
материалу |
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу, ориентировались в нравственном содержании и
смысле урока);
– коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);
– познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию, использовали и воспроизводили ее). |
III. Постановка учебной задачи.
Задача: обсуждение затруднения, вызванного темой урока, проговаривание цели урока. |
– Как общались между собой сверстники в этом произведении?
(для учащихся создалась проблемная ситуация)
– Почему у вас возникли затруднения?
– Чего мы еще не знаем?
– Что мы будем делать сегодня на уроке? |
Мы не знаем.
Мы не читали это произведение
Познакомимся с повестью «Тимур и его команда» |
Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали повести «Тимур и его команда» |
На этом этапе мы формируем УУД:
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них);
– регулятивные (учащиеся спланировали чтение произведения);
– познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ выхода из него). |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Задача: постановка УЗ (устной задачи) и обсуждение проекта ее решения |
Итак, ответить на вопрос «Как общались между
собой сверстники в произведении Гайдара «Тимур и его команда»?» нам в
этом поможет чтение этого произведения
– И тема нашего урока…
(открывается заголовок на доске)
«Как строились отношения между сверстниками в произведении А. Гайдара «Тимур и его команда»?
– А для этого давайте прочитаем первую главу
(Комментированное чтение)
По ходу чтения задаются вопросы
– Объясните значение слова
«чинил».
– Почему автор говорил «чинил», а не ремонтировал?
– Объясните значение слова «с унылым»
– Хочет ли Коля помочь дедушке?
– Может быть, мы найдем ответ у автора?
– объясните значение слова «сведущего»
– Почему профессор говорил, что Кольку угостили касторкой?
– Как каждый из героев реагирует на лязг и звон?
– Что значит «Метнулся как заяц»? Испугался? трусливо убежал?
– Почему так заканчивается эта глава?
– Как строятся отношения между сверстниками?
(напечатанные слова появляются на доске)
Физминутка
– Что же заставило мальчишек бежать туда, вы узнаете из второй главы, которую прочитаете самостоятельно.
– Что еще из этой главы вы узнали о дружбе между сверстниками?
– У вас на столах лежат листочки, с заданием: «Определите, какие
отношения между детьми в этом фрагменте?» просмотр отрывок фильма |
Ученик читает
Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«Чинил – ремонтировал»
– Автор употребил слово из разговорной речи.
Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«унылый – печальный»
– Нет.
– Да. Ему нужно было бежать, т.к. звенели колокольчики.
Ученик смотрит значение слова по толковому словарю
«сведущего – много знающего»
– Он так говорит, потому что видит нетерпеливость Кольки.
– Отвертка дрогнула, Татьяна с собакой обернулись, а Коля метнулся, как заяц
– Нет, быстро убежал.
Они мчались к какой-то цели.
Беспокойство, обязанность, преданность
Тихое чтение детей.
– Ребята не допускают чужих в отношения между собой.
– Вражда, ненависть, вредительство. |
Планируемый результат: учащиеся
прочитают первую и вторую главы повести, просмотрят отрывок из фильма и
выяснят, какие отношения существуют между детьми. |
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и
отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного
сотрудничества; разрешение конфликтов);
– познавательные (Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации). |
V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
Задача: обобщение, работа с опорными карточками, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие качества дружбы ему близки. |
– Посмотрите, пожалуйста, на доску и сравните, с кем лучше дружить: с взрослыми или с детьми? (появляется знак вопроса).
Я вижу, что у каждого из вас свое мнение. Это хорошо. Я рада, что вы умеете дружить – это самое важное!
– У вас в учебниках вклеены листы «Полезные советы», подчеркните
предложения , которое бы вы захотели отметить после сегодняшнего
урока. |
Разные ответы детей и все принимаются
Кто говорит, что с взрослыми дружить лучше, кто – с детьми.
Дети цветным карандашом отмечают предложение |
Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, поработав с опорными карточками. |
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Нравственно-этическое оценивание, самоопределение);
– регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);
– коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них;
планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера);
– познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство). |
VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока)
Задача: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), оценка результатов деятельности своей и всего класса . |
Что вам сегодня понравились на уроке?
Что для себя взяли полезного с урока?
Умеете ли вы дружить? Оцените на сколько это у вас получается? |
Ответы детей
Ответы детей
Дети выходят к доске и вывешивают смайлики
Умею – улыбающийся
Не очень – серьезный
Не умею – грустный |
Планируемый результат: учащиеся проведут оценку результатов деятельности своей и всего класса. |
На этом этапе мы формируем УУД:
– личностные (Самоопределение);
– регулятивные (коррекция оценки, саморегуляция). |
IX. Домашнее задание |
– обозначить в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы (см. Приложение у автора)
– Подготовить выразительное чтение 5 главы по ролям;
– Взять интервью у родителей.
|
|