Цели:
- обобщить знания учеников по известным народным и литературным сказкам;
- расширить кругозор учеников в области художественной литературы;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать чувство сопереживания.
Форма проведения: турнир.
Оборудование: иллюстрации и рисунки к сказкам, сборники сказок, задания для команд.
Ход игры:
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей мероприятия. Повторить материал о типах
сказок. Объяснение правил турнира: играет три команды; за правильные
ответы команды будут получать жетоны (очки); на доске очки будут
фиксироваться после каждого этапа игры; победит команда, набравшая
большее количество жетонов (очков). Каждая команда придумывает себе
название для игры. Название должно быть связано со сказками. На
раздумье дается 1 минута. Названия команд записываются на доске.
2. Разминка.
Каждой команде предлагается ответить на 10 блиц-вопросов
(блиц-вопросы – это короткие вопросы, требующие коротких ответов).
Содержание вопросов связано со сказками.
Вопросы для 1-й команды:
- Лучший друг Винни Пуха? (Пятачок).
- Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).
- Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).
- Автор сказки «Золушка»? (Ш.Перро).
- Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
- Жених Дюймовочки? (Крот).
- В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
- Имя лисы – спутницы кота Базилио? (Лиса Алиса).
- Автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (А.С.Пушкин).
- Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко).
Вопросы для 2-й команды:
- Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).
- Второе название скатерти из сказок? (Самобранка).
- Доктор, лечивший всех зверей? (Айболит).
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).
- Кто спас от крота Дюймовочку? (Ласточка).
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).
- Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).
- Кто автор сказки «Муха-Цокотуха»? (К.Чуковский).
- Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
- Кто написал сказку «Колобок»? (Сказка народная).
Вопросы для 3-й команды:
- Имя девушки необычной красоты, которая живёт в море? (Русалка).
- Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло).
- Сестра Кая? (Герда).
- Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).
- Что потеряла Золушка? (Туфельку).
- Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (Лягушка).
- Аппарат, на котором совершала полёты Баба-Яга? (Ступа, метла).
- Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
- Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).
- Девочка-кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина).
Подведение итогов разминки.
3. Найдите для сказки автора.
Задание этого этапа заключается в следующем: каждая команда получает
листок с названиями сказок и фамилиями авторов сказок. Нужно соединить
стрелочкой сказку и фамилию автора этой сказки. Время выполнения
задания 1 минута. Побеждает команда, выполнившая задание правильнее
всего (за каждый правильный ответ 1 очко).
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
А.Толстой |
«Кот в сапогах» |
С.Аксаков |
«Принцесса на горошине» |
Ш.Перро |
«Приключения Буратино» |
С.Маршак |
«Аленький цветочек» |
А.С.Пушкин |
«Двенадцать месяцев» |
Г.Х.Андерсен |
Проверка задания. Подведение итогов данного этапа игры.
4. Отгадайте загадку.
Каждой команде по очереди загадывается загадка. Если команда
отгадывает, то получает за ответ 1 очко, если не отгадывает, то право
на отгадку получает другая команда.
Загадки:
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя», р.н.с.)
На сметане мешен.
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
(Колобок, р.н.с.)
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд!
(«Репка», р.н.с.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор …
(Айболит, К.Чуковский)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся …
(Чиполлино, Д.Родари)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И Маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка, Г.Х.Андерсен)
Поведение итогов этапа игры.
5. Кроссворд «Знаешь ли ты сказку?» Каждой команде дается кроссворд. Задание: разгадать кроссворд на
время – 3 минуты. Сколько слов будет отгадано, столько очков получает
команда.
6. Сочините сказку.
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить
сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной,
смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 4-5 минут.
Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении
времени, представитель команды читает составленную сказку. Этот конкурс
оценивается от 1 до 3 очков.
Сказка про ________________ .
Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и
понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с
топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было
_________________ , как вдруг _______________ из-за ________________
выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на
________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного
___________________ , и он отправился домой.
Проверка задания, оценивание ответов команд.
7. Поведение итогов.
Игра подошла к концу. Объявление результатов турнира. Награждение
команды-победителя. В заключение подготовленный ученик читает
стихотворение.
У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
|