I. Эмоциональная разминка
Учитель. Язык может быть добрым
другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы
говорим: слово – друг и враг, словом можно ранить,
словом можно излечить. Слово в моем
представлении – живое существо, которое, как и
человек, способно радоваться, грустить,
обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого
слова есть свой нрав и характер, своя ДУША.
Отличать слово доброе от слова злого нам
помогает его смысл.
– Давайте определим характер слова
"солнце".
Дети поднимают карточки из набора
"Мимика", знаки +, –, ±.
Дети. Я показал знак
"улыбающееся лицо", потому что, когда
выглядывает солнце, у людей улучшается
настроение, появляются улыбки даже на самых
мрачных лицах.
– Солнце дает тепло и свет. Без солнца человек
не смог бы выжить на Земле. Оно необходимо не
только человеку, но и животным, и растениям.
Поэтому я показала карточку "+".
– Я показал знак "±", потому что
солнце не всегда бывает добрым. Например, в
пустыне солнце выжигает почти все растения. Я
считаю, что слово "солнце" может быть добрым
и злым. Это слово "хамелеон".
У. Какие слова вспоминаются вам,
когда вы слышите слово "солнце"?
Д. Улыбка, радость, день, весна,
лето, доброта, горячий песок, загар, золотое,
сухая трава, растаявшее мороженое...
У. Молодцы, ребята. В ответах вам,
конечно, помогала фантазия. А сейчас ваше
воображение поможет мне на несколько минут стать
художником-волшебником.
Учитель берет кисть и пишет красками
на листе бумаги несколько загадочных штрихов.
– Что вы увидели на моем рисунке?
Дети предлагают самые разные версии:
от повседневных вещей до волшебных цветов и
сказочных животных.
– Спасибо, ребята. Я заметила, что в
своих ответах вы часто использовали слова: как,
словно, будто, точно. Эти
слова, которые показывают, что один предмет
сравнивается с другим, помогли вам точнее
высказать свои мысли.
Работа над стихотворением И.Бунина
"На окне, серебряном от инея...".
– В языке художественной
литературы мастера слова – писатели и поэты –
стараются использовать слова-сравнения, чтобы
придать изображению тех или иных предметов
наглядность, образность, живость.
Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана
Бунина. Поэт оставил свое произведение без
названия. Включите свой "мысленный экран" и
слушайте.
Учитель читает стихотворение под музыкальное
сопровождение А.Вивальди "Зима"
:
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
– Покажите настроение, которое
вызвало у вас это стихотворение, цветовой
карточкой. Объясните.
Дети поднимают карточки из набора
"Мимика" и дают объяснения своему выбору.
– Прочитайте стихотворение
самостоятельно, не забыв включить воображение.
Дети выполняют задание учителя.
– Какие картины возникли перед
глазами, когда вы читали стихотворение?
Дети описывают то, что представляли
при чтении.
– Где мог находиться человек,
который увидел и описал эту картину зимнего утра?
Д. В доме, в квартире.
У. Какие краски вы использовали
бы, если бы писали эту картину?
Д. Белые, голубые, серебристые...
У. Что использовал поэт, чтобы мы
увидели эту картину как можно ярче?
Д. Сравнения с цветами.
У. Какие слова и выражения
раскрасили, оживили нарисованную поэтом картину?
Д. Серебряное окно, снеговая
пыль, запушено...
У. Что с чем сравнивает поэт?
Д. Рисунки на окне с
хризантемами.
У. Какое старинное слово
встретилось в произведении?
Д. Застреха.
У. Что такое "застреха"?
Д. Застреха – нижний, свисающий
край крыши у избы.
У. Откуда вы это узнали?
Д. Слово "застреха"
поясняется в сноске.
У. Встретились ли вам другие
непонятные слова?
Ответы детей.
– В начале урока мы много говорили о
слове "солнце". Найдите строку
стихотворения, в которой встречается это слово.
Д. "Восходит солнце, бодрое от
холода".
У. Как вы понимаете это
выражение?
Выслушиваются ответы детей.
– Какие строки стихотворения вам
особенно понравились? Над какими строками
захотелось подумать, поразмышлять?
Дети отвечают на вопросы учителя.
– Как вы думаете, почему поэт не
стал давать заглавие своему стихотворению?
Д. Наверное, чтобы каждый мог его
назвать по-своему.
У. Какое название дали бы вы?
Д. Тихое утро.
– Ночные хризантемы.
– Рисунки на окне.
У. Объясните свой выбор.
Дети дают объяснения.
II. Работа над выразительным чтением
У. Перечитайте стихотворение
шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники,
оживить его – придать ему наглядность,
образность своим голосом. Что вам в этом поможет?
Д. Нужные темп и громкость,
выделение отдельных слов, паузы. А еще понимание
тех чувств, с которыми оно было написано.
Дети читают стихотворение вслух и
обсуждают варианты выразительного чтения.
III. Итог работы
У. Ребята, что на уроке не
оставило вас равнодушными?
Дети отвечают на вопрос.
– Поднимите карточку,
соответствующую вашему настроению.
Дети поднимают карточки из набора
"Мимика".
Учитель прикрепляет на доску рисунок окна с
голубыми стеклами и ставит около доски на
столике баночки с гуашью, водой и кисточки.
– А теперь пусть каждый из вас
выйдет к доске и на нашей картине сделает свой
мазок, чтобы получилось окно в морозных узорах,
освещаемое лучами восходящего солнца.
Дети выходят "по цепочке" к
доске и выполняют коллективный рисунок.
– Может быть, у вас появилось желание
нарисовать волшебную картину красками или
словами. Попробуйте это сделать дома. Если вы
захотите нарисовать картину словами,
используйте сравнения. Они сделают вашу картину
более яркой.
етям дается задание: развернуть
предложение в рассказ так, чтобы в этом маленьком
рассказе была только та информация, которая
скрыта в словах предложения. Познакомить детей с
принципом выполнения задания можно следующим
образом.
Учитель. Представим, что у нас в
руках волшебная палочка, с помощью которой можно
превращать большие предметы в маленькие, а
маленькие – в большие.
Попробуем волшебную силу палочки и
превратим одно предложение в целый рассказ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Поваленная в прошлом году ветром, ива
продолжала жить.
Дети составляют рассказ.
РАССКАЗ
В прошлом году был сильный ураган.
Ветер повалил иву. Но дерево сопротивлялось
смерти. Оно хотело жить и продолжало жить, хотя и
было повалено.
У. Обратите внимание, что в
рассказе есть вся информация, которая содержится
в предложении. И в то же время не добавлено ничего
лишнего, того, чего нет в предложении.
Учитель может использовать данный
прием, подбирая предложения в том числе и из тех
текстов, с которыми предполагается работать на
уроке. Вариантов текста по предложению может
быть много, однако принцип составления рассказа
един: он состоит в разворачивании текстовой
информации. Из слов предложения вычитывается
подтекстовая информация, которая, как правило,
содержится в текстовых "скважинах" и
заполняется благодаря знаниям, опыту читателя.
Кроме того, в рассказе активно используются
синонимические замены.
Приведем пример варианта рассказа,
составленного по разобранному выше предложению
ученицей одной из школ г. Фатежа Курской области.
Был сильный ветер, и гроза
Ударила по бедной иве.
И голубые небеса
Уже казались ей не милы.
Она сопротивлялась ветру,
Она хотела жить.
Она мечтой своей заветной
Сумела смерть предотвратить.
(Колычева Катя, 9 лет)
Небольшие неточности, допущенные
девочкой при выполнении задания, исключающего
добавление собственных фактов, компенсируются и
эмоциональностью содержания, и стихотворной
формой рассказа.