Цель: Создание условий для
личностного развития учащихся через анализ
сказки А. Толстого "Золотой ключик, или
Приключения Буратино”.
-
Дать школьникам
первоначальные представления о правах и
обязанностях человека. -
Показать роль и значение
сказки в жизни человека, повысить при
этом уровень их эмоциональной
отзывчивости. -
Развивать логическое мышление,
воображение и речь.
Групповая форма работы с учениками
позволяет развивать коллективную
ответственность, чувство сопереживание,
умение договариваться.
Оборудование:
- Столы для команд,
- мультимедийное оборудование,
- презентация
- мультфильм "Буратино”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит музыка. Старшеклассники в
костюмах сказочных героев встречают детей.
Пьеро:
Заходи, честной народ.
В гости сказка вас зовет.
Артемон:
Двери открываются.
Сказка начинается.
Все встают в круг.
Мальвина:
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
Ответы детей (Эта книжка называется
Азбука, а мальчуган – Буратино)
В класс входит Буратино и раздает каждому
ребенку эмблемы.
II. Актуализация знаний
-Сегодня у нас интересный урок. А будем мы
с вами не просто играть: По группам задания
выполнять.
- Разбейтесь на команды в
соответствии с цветом эмблемы. (Ребята
садятся по группам за три стола.)
- Посмотрите и скажите, что
нарисовано на эмблемах? (золотой ключик)
Почему именно этот знак? Что делают
ключиком? (Выслушиваются ответы детей).
- Вас встретили персонажи сказки
А. Толстого "Золотой ключик”, которые
помогут узнать тайну золотого ключика и
приоткроют заветную дверцу счастливого
мира, который нас окружает, где каждый
человек должен знать о своих правах и
обязанностях.
- Начинаем наше путешествие по
сказке "Золотой ключик, или Приключения
Буратино.
За каждый правильный ответ
команда получает 1 балл. По количеству
набранных баллов определяется команда
победитель. Наше жюри: Пьеро и Артемон.
1 задание. Название команды.
- Выберите капитана и придумайте название
команде.
- Объясните свой выбор. Название должно
соответствовать теме урока.
- Давным–давно, тысячи лет назад на Земле
появились люди. Одновременно вместе с ними
появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют
право?
И появилась на свет Всеобщая декларация
прав человека.
(Мальвина и Буратино знакомят
детей с правами человека, показывая им
плакаты, а содержание каждой статьи дети
читают вместе, объясняя смысл непонятных
слов).
Мальвина:
Без Декларации прожить нам
нельзя.
Поведаем вам о правах друзья.
Вспомним права, которые важны для нас. И
покажем плакаты сейчас.
А вы не зевайте и права свои запоминайте.
Буратино:
Ты родился и криком огласил
весь мир.
Ты – личность, ты гражданин.
Статья3. Каждый человек имеет
право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу.
Мальвина:
Необразованным быть так смешно
в наш 21 век.
Право забыл ты свое – на образование
человек.
Статья26.Каждый человек имеет
право на образование.
Буратино:
Право на отдых, право на труд
Всеобщая Декларация тебе дает.
Делу - время, потехе – час. Народная
мудрость гласит для нас.
Статья 24. Каждый человек имеет
право на отдых и досуг.
Мальвина:
Выбор профессии всегда за тобой.
Кто ты будешь такой?
Выбор профессии важен вдвойне.
Он обеспечит уровень жизни тебе и твоей
семье.
Статья 23. Каждый человек имеет
право на труд, свободный выбор профессии,
справедливые условия труда. Каждый
работающий имеет право на справедливое
вознаграждение, обеспечивающее достойное
существование его самого и его семьи.
Буратино:
Все народы равны в правах.
Помни!
В обществе тебе жить и надо с соседом
дружить.
Статья 1. Все люди рождены
свободными и равными в своих правах. Все
люди наделены разумом и должны относиться
друг другу по-братски.
-Итак, мы познакомились с
основными правами человека. Какие права вы
запомнили? (Дети называют права человека,
набирая баллы для команды. Учитель
вывешивает плакат с перечнем изученных
прав).
Основные права человека:
- Право на жизнь и свободу.
- Право на образование.
- Право на труд.
- Право на отдых.
-А еще ребята мы не назвали несколько прав,
чтобы их узнать, ответьте на мои вопросы:
- Что подарил Папа Карло Буратино? Какое
имущество было у Буратино? (Азбука, курточка,
колпачок, золотой ключик)
- Право владеть имуществом.
- Кто силой ворвался в каморку Папы Карло,
тем самым, нарушив данное право? (полицейские
и Карабас-Барабас)
- Право на неприкосновенность жилища.
- Кто мешал Буратино найти заветную дверцу?
(Карабас–Барабас, Дуремар)
- Право на свободное передвижение.
2 задание. Отрывок из сказки.
- Каждая команда получает
карточку, на которой написаны ситуации из
сказки. Ваша задача правильно и быстро
ответить, каким правом герои
воспользовались, а какие права героев были
нарушены?
Карточка 1.
- Шарманщик Карло выстрогал из полена
деревянного мальчишку Буратино.
- Кот Базилио и лиса Алиса напали на
Буратино ночью и отняли у него монеты.
Карточка 2.
- Папа Карло купил Буратино цветную
азбуку, курточку и колпачок.
- Карабас – Барабас заставлял кукол
выступать в своем театре, бил их за любую
провинность.
Карточка 3.
- Говорящий сверчок посоветовал Буратино
отправиться в школу и набраться там ума.
- Буратино, лиса Алиса и кот Базилио
вместе пошли в страну Дураков.
Физкультминутка.
Буратино, поиграем?
Азбуку перелистаем,
В слове азбука 6 букв,
Упражнения для ног и рук.
(Дети показывают буквы А З Б У К А).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
- Какое право мы сейчас использовали? (Право
на отдых)
Выслушиваются ответы по карточкам.
3 задание. Отрывок из мультфильма "Буратино”.
-Посмотрите отрывок из мультфильма "Буратино”
и ответьте на вопросы:
-Кто находиться в подневольном
состоянии? Какое право нарушил Карабас –
Барабас?
-Никто не должен подвергаться
жестокому обращению.
4 задание. Документы.
-Какое право отражено в этих документах?
Свидетельство о рождении.
Паспорт.
Страховой медицинский полис.
Аттестат о среднем (полном) общем
образовании.
Диплом о высшем образовании.
Трудовая книжка.
Пенсионное удостоверение.
III. Обобщение.
- Давайте подведем итоги. Слово
жюри. Команда – победительница
награждается золотым ключиком, как символ
новых открытий и сладким призом.
- Как понимаете смысл этих слов?
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(Выслушиваются ответы детей).
-Почему дети и взрослые любят
сказки? Какие открытия вы сделали для себя
сегодня?
- Сейчас Буратино и Мальвина
приоткроют вам заветную дверцу счастливого
мира, который нас окружает, где каждый
человек должен знать о своих правах и
обязанностях.
А теперь посмотрим сказку о правах "Буратино”
на новый ла.
БУРАТИНО:
Много сказок есть на свете,
Вам расскажем сказку дети.
МАЛЬВИНА:
В этой сказке без подсказки
Мы найдем свои права
Посмотрите нашу сказку "Буратино”
БУРАТИНО:
У отца был мальчик странный
Необычный деревянный.
Все люди рождаются свободными и равными в
своих правах.
БУРАТИНО:
Папа Карло мне счастья желал
И в школу меня собрал.
Каждый имеет право на образование.
БУРАТИНО:
Мой папа Карло меня любил
Цветную азбуку мне подарил,
Курточку и колпачок.
Каждый имеет право владеть имуществом.
БУРАТИНО:
Ну, а я то дурачок – о школе позабыл
И билет в театр купил и зрителей повеселил.
Каждый человек имеет право на отдых и
досуг.
БУРАТИНО:
Карабас-Барабас своих артистов в
театре не любил
И за любую невинность их плеткою бил.
Каждый человек имеет право на личную
неприкосновенность, жизнь и свободу.
Никто не имеет права обижать другого
человека, унижать его и жестоко наказывать.
БУРАТИНО:
Мне Карабас-Барабас 5 монет подарил,
И строго-настрого говорил:
"В каморке своей вы живите и холст с
очагом берегите”.
Каждый имеет право на неприкосновенность
жилища.
БУРАТИНО:
Я еще встретил девочку с голубыми
волосами и огромными глазами.
Но любит всех она учить, как правильно всем
надо жить.
МАЛЬВИНА:
А ты, Буратино, не ленись и усердно учись!
БУРАТИНО:
Ну, вот, опять она за свое…
МАЛЬВИНА:
Буратино ты знаешь, что у тебя не
только права,
Но и обязанности есть?
И кто их знает, тому хвала и честь:
- Не опаздывать без уважительной причины.
- Выполнять домашние задания.
- Хорошо учиться.
- Не пропускать уроки без уважительной
причины.
- Не врать старшим.
- Не обижать младших и своих сверстников.
- Не драться.
- Не молчать, если его обижают.
БУРАТИНО:
На земле и под водой искал я ключик
золотой
А этот ключик не обычный и он приносит
счастье в жизни.
МАЛЬВИНА:
Счастливым каждый может стать
Но надо главное познать…
- Декларация прав человека – это
свод законов, по которым нам всем следует
жить. Порядок в мире будет только в том
случае, если мы будем не только знать, но и
соблюдать эти законы.
IV. Домашнее задание.
Объявляется конкурс рисунков "Сказки
и права”. Нарисуйте героев сказок и
подпишите, о каких правах идет речь или
какие права нарушены. |