У. В каждой группе найдите
сказку, которая отличается от всех. Обозначим ее
знаками РНС (русская народная сказка), а
остальные – А (авторская).
Перед вами книжная выставка. Эти сказки
некоторое время будут у нас в классе. Вы можете их
взять и прочитать.
Отгадайте, каких животных мы часто встречаем в
сказках?
Заранее подготовленные дети читают
загадки:
Рыжая хозяйка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И домой унесла. (Лиса)
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет,
Из-под кустика хватает
В темный лес таскает. (Волк)
На доску учитель прикрепляет рисунки
с изображениями лисы и волка.
– Какой основной чертой характера
наделяют лису?
Д. Лиса всегда в сказках хитрая.
У. Какие вы помните сказки, в
которых лиса совершает свои проделки?
Д. Сказки Сутеева «Дядя Миша»,
Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок», русскую
народную сказку «Кот, петух и лиса».
Учитель демонстрирует сборник
сказок о лисе.
У. В малых жанрах русского
фольклора много песен о лисе.
Послушайте колыбельную песенку.
Накинув
платок на плечи, подготовленная ученица
исполняет песенку:
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Ване ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.
– В каких словах заключена хитрость
лисы?
Д. «Лиса приходила, ягод
приносила, хвост отдать просила».
III. Физкультминутка
IV. Сообщение темы урока
У. Сейчас вы познакомитесь еще с
одной сказкой, героями которой будут лиса и волк.
V. Первичное восприятие текста
У. Сейчас вы послушайте, а я вам
почитаю.
Учитель читает сказку.
– В тексте встретилось слово прорубь.
Что оно означает?
Описание проруби четко дано в загадке:
В новой стене, в круглом окне
Днем стекло разбито, а ночью вставлено.
Учитель показывает рисунок с
изображением проруби.
– Произведение какого жанра вы
прослушали?
Д. Мы прослушали сказку.
У. Как вы думаете, кто бы мог
написать эту сказку?
Д. Это может быть русская
народная сказка. Эту сказку мог написать Сутеев.
У. Как лисе удалось полакомиться
рыбкой?
Д. Лиса обманула деда – она
притворилась мертвой.
У. Для чего деду понадобилась
лиса?
Д. На воротник для своей жены.
У. О чем разговаривали при
встрече лиса и волк?
Д. Волк хотел полакомиться
рыбкой, а лиса пожадничала.
У. Что посоветовала лиса волку?
Д. Лиса посоветовала волку
опустить хвост в прорубь.
У. Что же случилось с волком?
Д. Прорубь замерзла, и волк
остался без хвоста.
У. Как вы понимаете смысл
выражения убежать без оглядки?
Д. Быстро бежать, ни на что не
обращать внимания.
У. Сидя, быстро потопали ножками.
А теперь объясните смысл выражения насилу
плетусь.
Д. Насилу плетусь –
медленно-медленно иду.
У. Изображаем действие: медленно
передвигаемся.
А теперь познакомьтесь с книгой, которую я вам
прочитала.
Дети рассматривают художественную
книгу «Лисичка-сестричка и волк».
VI. Работа над содержанием сказки
У. Прочитайте описание
последней встречи лисы и волка.
Дети читают.
– Справедлив ли конец сказки?
Д. Конец сказки несправедлив:
битый небитого везет.
У. Вызывают ли у вас уважение эти
герои? Понравились ли они вам?
Д. Ни лиса, ни волк не
понравились.
У. Оба героя в сказке
отрицательные. Похожи ли они? Давайте сравним их.
Учитель прикрепляет на доску
карточки со словами для характеристики лисы и
волка. Дети распределяют их на группы.
После обсуждения на доске появляется схема.
На доске:
Лиса
хитрая
жадная
скупая
ласковая |
Волк
простофиля
наивный
доверчивый
глупый, бестолковый |
|
VII. Моделирование обложки
книги
У каждого ребенка на столе лист
бумаги.
Русская народная сказка
ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК |
У. Какой геометрической
фигурой обозначим это произведение?
Д. Нарисуем круг.
У. Каким цветом раскрасим круг?
Д. Круг раскрасим коричневым
цветом.
У. А может быть, кто-нибудь
захочет нарисовать иллюстрацию к сказке?
Дети самостоятельно работают на
листочках.
– Как вы думаете, почему в названии
сказки волк – просто «волк», а лисичка –
«сестричка»?
Д. Потому что лиса хитренькая.
У. Самую аккуратную работу
помещаем на доску. В какую группу мы должны
поместить работу?
Д. Русская народная сказка.
Сказки о животных.
VIII. Физкультминутка
IХ. Творческая работа
Дети в парах читают диалог (из
рабочей тетради) по ролям, затем инсценируют его
в костюмах волка и лисы:
– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуй, братец!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да кушай.
– Я не умею.
– Опусти хвост в прорубь, сиди да
приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»
У. Представьте, что перед вами
настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы.
Д. Лиса, почему ты притворилась
мертвой?
– Лиса, почему ты не угостила волка рыбой?
– Волк, почему ты опустил хвост в прорубь?
У. Что вы можете посоветовать
лисе и волку?
Д. Я хочу посоветовать волку не
быть таким наивным, а лисе не хитрить.
Х. Итог урока
У. Какие выводы, сделанные на
этом уроке, вам пригодятся в жизни?
Д. Не надо быть такими наивными и
глупыми, как волк. Плохо хитрить, как лиса.
У. Говорят: «Хитрость – это ум
без добра». Но если человек не делает добра, умным
его назвать нельзя. Дарите людям добро!