I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. У известного
писателя-фантаста Рэя Бредбери есть роман "451°
по Фаренгейту". В нем изображен город, в
котором страшным преступлением считалось чтение
и хранение книг. Если в доме находили хотя бы одну
книгу, то сжигали и книгу, и дом, и хозяина. Жители
могли только смотреть телевизор. Вы хотели бы
жить в таком городе?
Дети. Нет.
У. Однако в этом городе
существовала "живая библиотека" – группа
людей, каждый из которых когда-то тайно прочитал
книгу и выучил ее наизусть. Эти люди-книги, рискуя
своей жизнью, хранили книги в глубине своей
памяти, чтобы поделиться с другими. Мне бы
хотелось, чтобы вы так же любили книги, как эти
люди. А чтобы любить книги, надо их понимать.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над умением
понимать то, что мы читаем. Мы пройдем от
заголовка в глубину текста, чтобы добраться до
самого главного в произведении – цели, ради
которой его написал автор. Для этого на уроке
надо быть внимательным к слову, беседовать с
текстом, не забывать о включении "мысленного
экрана", то есть использовать все те приемы
понимания, над которыми мы все время работаем.
III. Работа над заголовком
На доске:
У. Прочитайте заголовок
произведения, записанный на доске. Все ли слова
понятны?
Д. Что такое "долги"?
У. Долг – взятое взаймы,
обязанность. О каком долге говорится здесь?
Д. О зимнем долге.
У. Выскажите свои прогнозы: о чем
мы будем читать?
Выслушиваются предположения детей.
– О чем вам говорит фамилия автора?
Д. Сладков пишет о природе.
У. Вы правы, Николай Сладков
пишет о природе, о животных.
Учитель открывает на доске картинки
с изображением вороны, воробья, синицы, дятла.
– Какое отношение могут иметь к
произведению эти птицы?
Д. Наверное, они герои рассказа.
Могут ли быть у них долги? Почему эти долги
зимние?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте знакомиться с новым
произведением Николая Сладкова, в котором мы
найдем ответы на все возникшие вопросы.
IV. Первичное знакомство с
произведением
У. Знакомиться с произведением
будем, проводя диалог с текстом. Приготовьте свои
закладки, чтобы следить за чтением и открывать
текст постепенно.
Текст читается до слов "А ты слетай
да проверь!".
– Мы узнали, кто является главными
героями произведения. Какие они? Будьте
внимательны к словам.
Д. Ворона – старая карга –
старая женщина, ведьма.
– Воробей – веселый, радостный, он
расчирикался, задиристый, молодой.
У. "Карга" – от тюркского
"кара" – черный.
С каким вопросом пристает к Воробью Ворона?
Ответы детей.
– Как автор подчеркивает важность
этого вопроса?
Д. Не отстает – несколько раз
напоминает; надрывается – старается изо всех
сил; не унимается – не успокаивается.
У. Ворона хочет, чтобы Воробей
делал так, как порядочные птицы. Что значит
"порядочный"?
Д. Честный, неспособный на
плохие поступки.
У. А теперь перечитаем текст,
включив "мысленный экран" и представляя
героев. По ходу чтения будем делать остановки
тогда, когда к тексту появятся вопросы.
Вопросы, которые можно задавать по ходу чтения:
как отдает свой долг Ворона? Кому и чем? Какие
долги у Синицы? Как она их отдает? Как дятел
расплачивается с долгами?
По ходу чтения на доске учитель вывешивает
карточки с названиями насекомых-вредителей.
V. Работа над концептом произведения
У. Совпали с текстом
предположения, которые вы высказывали до чтения?
Какой долг имеют птицы?
Д. Люди подкармливают птиц в
зимнее время.
У. Как они его отдают?
Д. Птицы уничтожают вредителей.
У. С кем борются птицы? Назовите
их.
Д. С короедами, плодожорками,
древоточцами.
У. Можете ли вы объяснить, как
образованы их названия?
Д. Короеды – кору едят.
– Листогрызы – листья грызут.
– Корнееды – корни едят.
– Корнегрызы – грызут корни.
– Древоточцы – дерево точат.
– Плодожорки – жрут плоды.
– Кровососы – кровь сосут.
У. А теперь проверим, насколько
внимательными читателями вы были. Прочитайте
предложения на карточке и запишите рядом с
каждым на строчке, кто из птиц так говорил, как
долг свой отдавал.
Карточка
Сад стерегу от плодожорок и
листогрызов.
___________________________________________
А я из борозды всяких корнеедов и корнегрызов
выбираю. _________________________
Бьюся с ними, не щадя живота! Лес от древоточцев и
короедов оберегаю. _______________
Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да
мухами кормить. Чтобы кровососы эти ребят не
кусали. _________________________ |
В ходе работы учитель
выслушивает ответы детей на поставленные
вопросы:
– Добилась ли Ворона своего?
– Кого из птиц можно назвать порядочной?
– Поделитесь мыслями, которые возникли у вас
после работы над этим произведением.
– Какую мысль вы считаете самой важной?
– Поищем важную мысль, скрытую в нашем тексте,
среди нескольких пословиц. Ведь мы с вами знаем,
что пословица может выразить мысль и точно, и
красиво.
На доске: