Понедельник, 29.04.2024, 19:24                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

Осень в изображении русских поэтов. "Осень", Н.Берендгоф
26.05.2012, 12:29

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Учитель. Сегодня нам предстоят новые открытия в поэзии. Прочитайте строки из стихотворения И.Бунина и скажите, у какого времени года такие краски.

Дети. 

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный...
– Такие краски у осени.

У. Объясните, почему вы так считаете.

Дети объясняют.

– Какие еще краски у осени? Посмотрите, какая красивая получилась панорама осеннего леса, который мы видели с вами на экскурсии.

На доске – выставка детских рисунков.

– А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в осеннем лесу. Какие "разговоры" можно в нем услышать?

Д. Разговор деревьев друг с другом.

У. А вот что услышал в осеннем лесу поэт.

А лес шумит себе кругом,
И в нем ведутся разговоры:
Щебечет птица, жук жужжит,
И лист засохший шелестит,
На хворост падая случайно, –
И звуки все так полны тайной...

Что вы услышали вслед за Николаем Огаревым, когда я читала отрывок из его стихотворения?

Д. Щебет птиц, жужжание жуков, шелест листьев...

У. А теперь припомните запахи осеннего леса.

Д. Пахнет сыростью, прелыми листьями.

III. Постановка целей урока

У. Поэтов переполняют чувства, они включают воображение и сочиняют стихи, подбирая такие слова, которые в обычной речи мы употребляем редко, а в стихах эти слова очень точно отображают то, что чувствуешь. Сегодня мы попробуем себя в роли поэтов, работающих над словом.

IV. Знакомство со стихотворением Н.Берендгофа "Осень"

На доске записано стихотворение Н.Берендгофа "Осень".

У. Некоторые наиболее яркие, образные слова стихотворения закрыты. Давайте попробуем подобрать их. Не забывайте о ритме стихотворения.

Стихотворение читается совместно с детьми.

К нам в (заплаканные) окна
(Равнодушно) дождь стучится,
Над (холодными) лугами
Слышен крик отставшей птицы.
Потемнели и поникли
Ветви (бронзовые) сосен.
Ворон каркает над бором:
– Это осень! Это осень!
Опускается под вечер

Небо (низко) над поляной,
И висят на (влажных) ветках
(Клочья) белого тумана.
Журавли, трубя, промчались,
Унесли на крыльях лето.
– Это осень! – повторяет
Эхо за рекою где-то.

Выслушиваются варианты слов, подобранных детьми для подстановки в стихотворение.

У. А теперь послушайте это стихотворение в том виде, как его сочинил автор.

Учитель читает стихотворение. Дети сравнивают свои варианты с авторским.

V. Работа над стихотворением

У. Поделитесь своими впечатлениями от этого стихотворения.

Д. Оно очень красивое. И грустное.

У. Прочитайте строки, которые поразили своей красотой.

Дети зачитывают понравившиеся им строчки.

– А меня особенно поразили образностью вот эти строки:

...Опускается под вечер
Небо низко над поляной,
И висят на влажных ветках
Клочья белого тумана...

Как вы себе представляете эту картину?

Д. Я представляю, что вечером над рекой, над лесом разливается туман.

У. Видели ли вы, какое небо в хмурые осенние дни? Какими еще словами можно рассказать о нем?

Выслушиваются ответы детей.

– Мы доказали, что осень в этом стихотворении красивая. А еще она какая?

Д. Грустная, невеселая.

У. Вы заметили, в каких строках это особенно ярко выражено?

Д. В начале стихотворения.

У. Почему автор пишет об окнах, что они "заплаканные"?

Д. На них следы дождя, напоминающие следы слез.

У. Как вы думаете, почему о дожде автор пишет: "...равнодушно дождь стучится..."?

Д. Капли стучат монотонно, однообразно.

У. В какие краски раскрашена осень в этом стихотворении?

Д. В белую, бронзовую, серую.

У. Чем можно объяснить выбор этих красок?

Д. Они создают грустное настроение. Они помогают автору передать чувства.

У. Какие звуки можно представить, читая это стихотворение? Послушайте внимательно отрывок:

...Ворон каркает над бором:
– Это осень! Это осень!..

Что вы заметили?

Д. Здесь несколько раз повторяется звук [р].

У. Случайно ли это?

Д. Автор звуками передает голос ворона. Это называется звукопись, или аллитерация.

У. А какие слова автор повторяет?

Д. Это осень!

У. Одинаково ли их надо читать?

Д. Можно одинаково отрывисто и громко. Ворон навязчиво напоминает о наступлении осени.
– А можно первый раз читать отрывисто и резко, а второй – как эхо: протяжно, будто поет.

У. Прочитаем последние строки. Чьи крики повторяет эхо?

Д. Наверное, крики журавлей.

У. В каких словах этого четверостишия наиболее ярко выражены чувства поэта?

Ответы детей.

– Давайте вместе прочитаем это стихотворение, не торопясь, чтобы почувствовать то, что хотел передать автор.

Дети выполняют задание.

– А теперь прочитайте это стихотворение с выражением.

Несколько человек читают стихотворение.

– Чем вам понравилось чтение ребят?

Дети высказывают свое мнение.

– Если вы представляли то, о чем читали, то, наверное, некоторые строки из стихотворения вам запомнились. Какие это строки?

Ответы детей.

– Посмотрите за окно. Какая сегодня осень? Можем ли мы сказать, что она красивая?

Д. Да.

У. В начале урока мы говорили, что красиво, когда светит солнце, небо ясное, листья желтые. А об осени, изображенной в этом стихотворении, можно сказать, что она красивая?

Д. Нет.

У. Вспомните, в каком стихотворении изображена такая же осень?

Д. В стихотворении Афанасия Фета "Осень".

У. Прочитаем его, вспомним и сравним с произведением Берендгофа.

Дети выполняют задание.

– Не только поэты неравнодушны к этому времени года. Посмотрите на картину и скажите, какое стихотворение вам вспомнилось, когда вы ее рассматривали?

Учитель показывает репродукцию с изображением картины осени.

– Похожа ли изображенная здесь осень на ту, которую мы увидели в стихотворении Н.Берендгофа?

Ответы детей.

– Поэты и художники – одни словами, а другие – красками – могут изобразить картины, звуки, запахи. Хотя художнику слова сделать это, может быть, немного легче.

VI. Мини-сочинение по личным впечатлениям

У. Давайте попытаемся представить, с какими чувствами покидают Родину журавли. Тема нашей творческой работы – "Что я слышу в прощальном крике журавлей".

Дети пишут сочинения на вырезанных из бумаги осенних листьях под музыку П.И. Чайковского из цикла "Времена года". После окончания работы заслушиваются 5–6 сочинений.

– Когда я слушала ваши сочинения, написанные с радостным чувством и с чувством грусти, мне вспомнились слова из стихотворения А.Пришельца "Последние листья":

Но верят упрямо
И люди, и птицы:
Все снова родится,
Все вновь повторится!

VII. Итог урока

У. На уроке сегодня был интересный разговор об осени, ее красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, о которых мы сегодня вспоминали, а также художники и композиторы делают это в своих произведениях.

Надеюсь, что и вы не остались равнодушными к их творчеству. Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

VIII. Домашнее задание

По выбору детей.

Дополнительный материал к уроку

Краски осени – золотистая, багряная, синяя, серая, красная, бронзовая.

НАЧАЛО ОСЕНИ

Плывут паутины
Над сонным жнивьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.

(А.Твардовский)

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.

(А.Твардовский)

УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.

(Е.Благинина)

Звуки осени

НАЧАЛО ОСЕНИ

Хрипят по утрам
Петушки молодые.

(А.Твардовский)

ОСЕНЬ

Ночью ветер злится,
Да стучит в окно.

(А.Фет)

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Треснет мелкий,
Обломившийся сучок.

(А.Твардовский)

ШУТОЧКА ПРО ШУРОЧКУ

Листопад, листопад.
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят.

(А.Барто)

Запахи осени – сена, костра, сырости, грибов.
Ощущения
тяжести, все пропитано влагой.

У ДОРОГИ НЕТ КОНЦА

(Вместо заключения)

– Раньше на уроке чтения я то и дело поглядывала на часы, думая, когда же он окончится. Теперь на этом уроке мы с ребятами забываем о времени, его постоянно не хватает.

– Если меня просили дать открытый урок, я говорила: "Что угодно, только не чтение". Сейчас я говорю: "Конечно, чтение!"

– Я готовила открытый урок по чтению. Открыла книгу, прочитала текст и вдруг поняла: здесь я проведу беседу с текстом, здесь поработаю над смыслом, обращая внимание на ключевые слова, а тут "включу" воображение детей... Все это само собой четко легло в план, и получился урок, на котором дети работали с удовольствием.

Вы, наверное, догадались, что это фрагменты размышлений учителей о том, что изменилось в их работе с началом овладения методикой обучения пониманию текста. Изменились и их ученики, многие из которых уже окончили начальную школу. Но, приходя в свой первый школьный класс, они все еще вспоминают уроки "понимания текста", а сами тексты даже через 3–4 года помнят наизусть. Конечно, не все из них станут "идеальными читателями", но они научились многому. Они научились вчитываться, а значит, всматриваться, вдумываться, вчувствоваться в текст, а затем вбирать и впитывать интересное и нужное, и главное – влюбляться в книгу.

Почему так памятны детям уроки литературного чтения? Наверное, потому, что различия в способностях на них не имеют особого значения. Каждый ребенок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Конечно, важно заметить каждого, так как для кого-то достижение – задать тексту вопрос, а для кого-то – создать собственное стихотворение или сочинить сказку. Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать свое "могущество" над знаниями ("Я могу!"), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

Но всего дороже, конечно, тот огонек сотворчества, который появляется в глазах учителя и ребят на уроке литературного чтения,
Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, литературное чтение в начальн
Просмотров: 4684 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru