Цели. Познакомить с лирическими
произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского;
показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи
как составных частей искусства; учить
анализировать произведения; познакомить с
терминами "цитата", "эпитет",
"олицетворение", "сравнение";
совершенствовать навыки выразительного чтения;
расширять литературный кругозор детей,
познакомить их с произведениями искусства,
посвященными осени; воспитывать чувство
прекрасного, умение видеть и понимать красоту
родной природы.
Оборудование. Учебник "В одном
счастливом детстве" (авт. Р.Бунеев, Е.Бунеева.
М., 2001); аудиозаписи музыкальных произведений –
из цикла "Времена года" П.И. Чайковского,
"Осень" Вивальди, стихов об осени;
репродукции картин художников И.И. Левитана
"Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая
осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный
толковый словарь русского языка, Толковый
словарик русского языка; карточки с текстами;
диафильм "Природа глазами художников",
диапроектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Осень – чудесная пора! И
тема нашего урока – "Осень глазами художников,
поэтов, композиторов".
III. Знакомство с новым разделом
учебника
У. Каждый видит и понимает осень
по-своему. Откройте учебник на странице 176,
прочтите текст и решите, истинны или ложны
утверждения, записанные на доске.
На доске:
Осень – это орехи, цветы, высокое небо.
Осень – это туманы, заморозки, первый
снег.
|
Дети читают текст и приходят
к выводу, что оба высказывания истинны.
– Докажите, что эти высказывания
истинны.
Выслушиваются ответы детей.
– Сегодня мы познакомимся с новым
разделом книги "Глухая пора листопада".
Борис Пастернак написал такие строки:
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки...
Расстраиваться не надо –
У страха глаза велики.
Строкой этого стихотворения назван
раздел, и она заключена в кавычки. Почему
ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.
Дети. Это первая строчка
стихотворения.
У. Как называют строку из
стихотворения, заключенную в кавычки?
Д. Цитата.
У. Почему пора названа глухой?
Найдите ответ на этот вопрос.
Выслушиваются ответы детей.
IV. Знакомство с произведениями об
осени
У. Сегодня на уроке мы будем
слушать музыку, рассмотрим репродукции картин
художников Исаака Ильича Левитана, Василия
Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича
Серова, послушаем и прочитаем произведения
русских поэтов и писателей, посвященные осени.
Послушайте произведение Пушкина. Определите, к
какому жанру оно относится.
Звучит аудиозапись произведения
Пушкина "Осень".
– Сможете ли вы объяснить значение
слов "очей очарованье" ("Очи –
глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое
впечатление на кого-то, что-либо, подчинить
своему обаянию"; "природы увяданье";
"багрец" (образовано от прилагательного
"багровый").
– Посмотрите, как Поленов изобразил
цвет осенней листвы.
Учитель прикрепляет на доску
репродукцию картины В.Д. Поленова "Золотая
осень".
Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит
произведение А. Вивальди "Осень".
– Послушайте еще одно
произведение об осени.
Учитель читает стихотворение
К.Бальмонта "Осень", ученики следят по
тексту на с. 177 учебника.
– Как вы понимаете выражение "Все
деревья блистают в разноцветном уборе", "нет
в цветах благовонья"?
Выслушиваются ответы детей.
– Третье поэтическое произведение,
с которым мы будем работать, написано Федором
Тютчевым. Послушайте его.
Звучит аудиозапись произведения
Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".
На доске:
Лазурь – светло-синий
цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом
небе. |
– Прочитайте объяснение
смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то
незнакомые, непонятные вам слова в тексте?
Учитель объясняет смысл непонятных
слов.
V. Анализ стихотворений
У. Художники используют самые
разнообразные краски для своих полотен. Поэты
рисуют картины осенней природы словами.
Вспомните, что такое эпитеты.
Д. Слова, которые называют
характерные признаки предметов, явлений,
отвечающие на вопрос какой?, например: красная
девица, добрый молодец.
У. Найдите такие слова у Пушкина,
Тютчева.
Дети выполняют задание.
– А есть ли другие слова-краски, при
помощи которых предметы неживой природы могут
наделяться свойствами живых существ? Вспомните
название этого приема.
Д. Олицетворение.
У. Найдите такие слова в
стихотворении Константина Дмитриевича
Бальмонта.
Д. "Солнце смеется",
"осень проснется, заплачет".
У. И еще поэты используют другие
волшебные слова-краски. Какой прием использовал
Тютчев в строке "Весь день стоит как бы
хрустальный"?
Д. Сравнение.
У. Как вы понимаете смысл этого
выражения? Что пытался изобразить автор с
помощью этого сравнения?
Дети отвечают.
– Послушайте, как Михаил Михайлович
Пришвин описал осенний день.
Учитель раздает карточки с текстом
"Хрустальный день".
Подготовленный ученик читает, дети следят по
тексту.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ
Есть в осени первоначальной
хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не
шевелится ни один листок вверху, и только внизу
на неслышном сквознячке трепещет на паутинке
сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья,
и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и
их не было, но когда я вышел на полянку, они
заметили меня и вышли из своего оцепенения.
М.Пришвин
У. Как много можно увидеть и
почувствовать, если уметь видеть волшебные
слова-краски!
VI. Работа над выразительностью чтения
У. Порой и звуки могут передать
осеннее настроение. Прочитаем стихотворение,
записанное на доске.
На доске:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
|
У. Какое слово чаще
всего встречается?
Д. "Шуршит".
У. А звук?
Д. Звук [ш].
У. Что же шуршит?
Д. Опавшие листья.
У. Попробуем прочитать это
стихотворение по-разному. Вам предлагается два
варианта.
На доске:
1) Шуршит – тише, чуть
протягивая звук, остальные слова – громче;
2) шуршит – громче, остальные слова –
тише. |
Дети тренируются, работая в
парах, затем выслушиваются 3–4 человека.
VII. Физкультминутка
Учитель
читает стихотворение и имитирует движения
листьев. Дети повторяют.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
Красный, желтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
Лишь ветки видно.
VIII. Работа над выразительностью
чтения (продолжение)
У. К какому жанру относятся эти
произведения?
Д. Это лирические стихотворения.
У. Лирические стихотворения
требуют особого чтения – задушевности. Как
следует читать стихи? Где следует делать паузу?
Дети отвечают.
– В стихотворении последние слова
каждой строки имеют на себе малое ударение,
потому что они рифмуются, и рифму надо
показывать.
Сейчас каждый ряд потренируется выразительно
прочитать стихотворение одного автора: первый
ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий
– Ф.И. Тютчева.
Дети выполняют задание. От каждого
ряда выслушиваются по два ученика.
IХ. Знакомство с произведениями об
осени (продолжение)
Учитель прикрепляет на доску
репродукции картин И.И. Левитана "Золотая
осень" и В.А. Серова "Октябрь".
У. Музыкальные произведения,
картины, стихи были написаны в разное время.
Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и
описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои
периоды, она такая разная.
Какие стихи и картины соответствуют поре
наступления осени?
Дети перечитывают стихи,
рассматривают репродукции, звучит произведение
П.И. Чайковского "Жатва".
– По каким приметам можно
догадаться, что речь идет о наступлении осени?
Выслушиваются ответы детей.
– У осени есть особая пора. Как она
называется?
Д. Золотая осень.
У. Послушайте произведение
Чайковского из цикла "Времена года" –
"Осенняя песня".
Звучит аудиозапись.
– Кто из поэтов воспел золотую
осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах
каких художников изображена эта дивная пора?
Дети отвечают.
– Кому принадлежат эти строки:
"Дни поздней осени бранят
обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой"?
Д. Пушкину.
У. Приведите другие строки из
ститхотворения Пушкина, в которых описаны
последние осенние деньки.
Дети зачитывают строки из
стихотворения.
– На какой картине мы видим
увядание природы?
Дети отвечают.
Х. Итог урока
У. Мы с вами уже познакомились с
картинами некоторых художников. Я хочу показать
вам еще несколько картин осенней природы.
Учитель демонстрирует кадры из
диафильма "Природа глазами художников".
– Вспомните фамилии поэтов,
художников, композиторов, о чьих произведениях
шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и
впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в
выделенных клетках откроется слово, называющее
время года, которому посвящены все эти
произведения.
На доске:
Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3.
Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.
В выделенных клетках – слово осень.
ХI. Домашнее задание |