Цель урока: прочитать методом звукового ориентира рассказ Н. Сладкова «Трясогузкины письма». Задачи: - создать условия для усвоения содержания рассказа; - способствовать развитию речи учащихся, обогащая словарный запас; - средствами образного слова воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, наблюдательность. Оборудование: книги «Рассказы о животных» на каждого ученика, тренажёр для глаз на каждого ученика, красный предмет (божья коровка), литературные тетради, рисунки детей к прочитанным произведениям Г. Скребицкого, портрет Н. Сладкова, карточки с трудными словами для словарной работы, карточки с характеристиками черт характера людей, комплект книг для выставки с произведениями Н. Сладкова. 1.Организационный момент -Давайте поприветствуем наших гостей и начнём наш урок. 2.Проверка домашнего задания - На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями Георгия Скребицкого о природе, о животных. Дома вам было предложено вспомнить содержание всех этих рассказов, подготовить рисунки к наиболее запомнившимся и понравившимся из них. ( На доске – рисунки детей.) - Давайте рассмотрим выставку ваших рисунков и вспомним содержание этих рассказов. -А сейчас я предлагаю вам написать тест. (Дети в литературных тетрадях выполняют тест.) (См. приложение №1.) Взаимопроверка (Дети обмениваются тетрадями и проверяют ответы.) 0- 1- 2- 3- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + - - + - - + - +
- Ребята, а кто помнит, что такое рассказ? - Скажите, как звали писателя, о рассказах которого мы сейчас говорили. ( Георгий Скребицкий.) 3. Введение в тему 1) Сообщение темы и задач урока. Мотивационная установка. - Ребята, а вы хотите ещё узнать интересные истории из жизни диких животных? - Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с такими произведениями, но это уже будут произведения другого автора – Николая Ивановича Сладкова. Мы будем читать рассказ Н. Сладкова «Трясогузкины письма». 2) Знакомство с биографией и творчеством Н.И. Сладкова. Николай Сладков Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя мир природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса, и с детства научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчик стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные первые наблюдения и впечатления записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. Николай Иванович все свое творчество посвятил природе. Вместе со своим другом и единомышленником, Виталием Бианки, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году вышла первая книга Николая Сладкова - "Серебряный хвост". Книги Николая Сладкова – сказки, рассказы и повести о природе - очень полно и точно отражают тайны природы. Из его книг вы узнаете много интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны намочил»; что вкуснее - ивовые почки или березовые; узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот - прилетают к нам, в наши леса. Всего Николай Иванович написал более 60 книг. За книгу "Подводная газета" Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской. Всю жизнь он был защитником природы. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет. 3) Словарная работа. -Но, прежде чем мы начнём читать, давайте познакомимся со сложными для понимания и чтения словами, которые встречаются в рассказе. Древоточец – жук, который подтачивает дерево, из-за чего оно впоследствии может погибнуть. Древоточина – след от работы древесного жука. Трясогузка – маленькая серенькая птичка с длинным хвостиком, которым она беспрестанно покачивает. Вспорхнула – взлетела легко. Почтальон, почтальонша – работник почты, который разносит подписчикам корреспонденцию: газеты, журналы, письма, телеграммы. Долото – инструмент, с помощью которого выдалбливают отверстия в древесине. Стружки – тонкие, закрученные полоски древесины – отходы от строгания дерева. Одряхлел – стал старым, развалившимся от старости. 2) Тренажёр для глаз. « Числовая пирамидка» (Стр.14,стр.15.) Установка: сконцентрировать внимание. Основная часть урока 4. Собственно чтение с предварительным проговариванием вида контроля Установка на содержание 1)Чтение учителя 2) Жужжащее чтение Физкультминутка для глаз (красная точка) 3) Синхронное чтение 4)Самостоятельное чтение со сжатыми губами Вопросы на понимание -Какие ещё слова в тексте были непонятны? -Что в сюжете рассказа было непонятно? Динамическая физкультминутка 5. Контроль знаний 1)Тест-опрос по содержанию. (См. приложение №2.) 2)Анализ и взаимопроверка. 0- 1- 2- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + - - + + - - + - Как вы думаете, почему допустили ошибки? ( У кого есть – объясняют почему.) 6.Работа по целостному восприятию текста 1) Отношение к прочитанному - Почему дятел прицепился к старому почтовому ящику у калитки в саду? (Он был старый, дряхлый и серый. В нём завёлся древоточец, и дятел лечил дерево – пытался найти вредителя.) - Почему трясогузку прозвали почтальоном? Найдите ответ в книге и прочитайте его. (Стр.76, 3 абзац в середине.) - Как вела себя птичка, когда видела настоящего почтальона? Зачитайте. (Стр.76, 4 абзац.) - Изменилось ли её поведение с появлением птенцов? Зачитайте, как теперь она себя вела, завидев почтальона. (Стр. 78, 1 абзац.) - Как жители узнавали о приходе почтальона? (Слышали отчаянный писк трясогузки.) - Опишите поведение людей – жителей этого дома в данный момент. (Они выбегали навстречу почтальону и брали у него почту.) - Почему они так делали? (Чтобы птичка не тревожилась.) - Какие качества характера проявились у людей в этой ситуации? (…) - Выберите подходящие характеристики. ( На доске вывешены печатные варианты слов: смелость, доброта, трусость, милосердие, заботливость, жестокость, злоба, сердечность, благородство.) - Какие же «письма» оставила трясогузка после себя в почтовом ящике? Зачитайте. (Стр. 78, 5 абзац.) - Почему жители дома не выбросили старый, дряхлый почтовый ящик? (Ждали возвращения серенького почтальона.) 2) Составление сюжетной линии. - На уроке мы прочитали рассказ Н. Сладкова «Трясогузкины письма». Давайте определим количество частей в рассказе. (4 части.) -А сейчас давайте построим сюжетную линию. ( С помощью наводящих вопросов дети выделяют главную мысль и предлагают свои названия). - О чём рассказывается в первой части? (Как дятел выдолбил круглую дырку в старом почтовом ящике.) - Как бы вы её озаглавили? (Дырка в почтовом ящике.) и т.д. 1. Дырка в почтовом ящике. 2. Необычное гнездо трясогузки. 3. Птичка и почтальон. 4. Трясогузкины «письма». ( На доске вывешиваются пункты плана). 3) Пересказ по составленному плану. - А теперь перескажите этот рассказ по составленному нами плану. (Дети пересказывают по частям, а затем один ребёнок делает полный пересказ.) 7. Домашнее задание - Вы уже догадались, какое будет домашнее задание? - Подготовить краткий пересказ. - Прочитать ещё один рассказ Н. Сладкова «Синичка необыкновенная», чтобы на следующем уроке смогли правильно ответить на вопросы теста. 8. Итог урока - Произведение какого автора мы сегодня читали? - Как оно называется? 9. Рефлексия - Когда вы ощущали волнение, страх за птичек, а когда вы радовались за них, читая это произведение? - Какие чувства вы испытывали во время чтения. (Тревогу, грусть, радость, жалость, сопереживание). - Я хочу закончить наш урок напутственными словами Николая Сладкова к вам, его читателям: «Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить – можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее. Для ребят жизнь станет ещё интереснее, а для взрослых – богаче и мудрее. Природа – друг человека. А с другом надо дружить».
|