Цель: создать условия для усвоения содержания рассказа Н.Носова «Карасик».
Задачи: - прочитать со звуковым ориентиром рассказ Н.Носова «Карасик»; - проверить усвоение содержания рассказа; - содействовать установлению причинно-следственных связей в поступках героев; - провести рефлексивное осмысление поступков героев рассказа.
Оборудование: - рассказ Н.Носова «Карасик»; - тренажер для глаз; - контрольно-оценочные карточки; - красный предмет; - карточки для рефлексии; - портрет писателя.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. - Из каких произведений эти отрывки? « Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил». ( Живая шляпа). « Я поэт – зовусь Незнайка, от меня вам балалайка». ( Приключения Незнайки и его друзей). « Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо. Не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец». ( Леденец). - Что объединяет эти произведения? ( Один автор). - Кто автор этих произведений? ( Н.Носов). - Какие произведения Н.Носова вы ещё читали? ( «Огурцы», «Заплатка», « Мишкина каша», трилогия о Незнайке).
3. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя Н. Носова. - Прочитаем произведение Н. Носова «Карасик». Напишем тест по содержанию.
4. Введение в тему. Актуализация знаний о жизни и творчестве автора.
- В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного детского писателя Н. Носова. - Для кого писал свои произведения автор? ( Для детей). - Герои его произведений - дети. Смешные и забавные, выдумщики и фантазёры, искатели приключений. - А вы знаете, что первыми читателями его произведений были ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, мамы и папы? Ведь первый сборник его произведений был опубликован 70 лет назад. - Почему рассказы Н Носова читают с интересом и в наше время? ( Рассказы смешные, весёлые, интересные …) - Произведения Н Носова действительно смешные, весёлые, но в тоже время мудрые и поучительные. - Сегодня мы познакомимся ещё с одним из его произведений. А называется оно «Карасик».
5. Собственно чтение. Словарная работа.
Лексическая работа: Орфографическая работа: - отдушина под домом; - скучно - бранить; - нарочно - юркнул, шмыгнул; - плюхнулся; - «схватила за шиворот»; - «свернулся калачиком».
Упражнение в интонировании.
Крошечный карасик плавает в пруду? Крошечный карасик плавает в пруду. Крошечный карасик плавает в пруду? Крошечный карасик плавает в пруду. Крошечный карасик плавает в пруду? Крошечный карасик плавает в пруду. Крошечный карасик плавает в пруду? Крошечный карасик плавает в пруду.
Тренажёр для глаз.
Числовая пирамидка.
Предварительное проговаривание вида контроля.
Установка на содержание.
Чтение рассказа.
- Чтение учителя. - Жужжащее чтение. Физкультминутка для глаз (Красная точка) - Чтение учителя. - Синхронное чтение. ( Самостоятельное чтение быстро читающих учащихся). - Самостоятельное чтение про себя.
Вопросы на понимание. - Какие слова и выражения были не понятны? 7. Тест по содержанию.
- 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым) + 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку? + 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток? + 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток? + 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину? - 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? ( Не хотел ничего есть) + 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику? + 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму? - 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? ( Наказать) + 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?
Взаимопроверка. Анализ результатов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + + + + - + + - +
6. Активная форма работы. Метод «Четыре угла».
- Перед вами 4 таблички: «Сказка», «Рассказ», «Басня», «?». - Подойдите к той табличке, которой соответствует данное произведение. Как вы считаете, что это – басня, рассказ, сказка или что-то другое? Докажите. ( Рассказ – это прозаическое произведение небольшого объёма, которое описывает одно или несколько событий с небольшим количеством героев)
Работа над текстом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем? - Какой момент в рассказе заставил вас переживать? За кого? - Какой поступок Виталика вызвал у вас уважение? - А как бы вы поступили на его месте?
Восстановление сюжетной линии.
Заточение Мурзика. Возвращение Мурзика. Подарок мамы. Душевные переживания. Котёнок. Разговор с мамой. Признание. Обмен.
Подарок мамы. Котёнок. Обмен. Разговор с мамой. Заточение Мурзика. Душевные переживания. Возвращение Мурзика. Признание. 10. Домашнее задание.
- Мы не случайно восстановили сюжетную линию рассказа. - Попробуйте подготовить пересказ по сюжетной линии.
11. Итог урока.
- С каким произведением Н Носова познакомились на уроке? - Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа? - Что на уроке было наиболее интересным?
12. Рефлексия.
- Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему? - Выбери табличку с этим героем. ( Мурзик, Карасик, Виталик)
|