Цели. Продолжить знакомство с
творчеством Л.Н. Андреева; развивать умение
анализировать текст; обогащать речь учащихся;
обобщать знания о глаголе как части речи;
формировать навык композиционного членения
текста; определять средства связи; формировать
умение пользоваться временной соотнесенностью
глаголов как средством композиционного единства
текста.
Оборудование. Портрет
Л.Н. Андреева; иллюстрация с изображением
террасы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Ребята, вот и подошли к
концу наши факультативные занятия. Сегодня мы
завершаем разговор о весне и наш последний цикл
под названием "Весна, весна!.. И всё ей радо!".
Тема сегодняшнего занятия – "Творчество
Леонида Николаевича Андреева" (учитель
показывает портрет писателя). Мы уже немного
знакомы с его творчеством. Отрывок из какого
рассказа мы с вами читали?
Дети. "Весенние обещания".
У. Сегодня мы прочитаем отрывок
из рассказа "Кусака".
III. Постановка учебной задачи
У. Мы повторим все, что вы знаете
о глаголе, вспомним, что называется композицией
текста, средст-
вами связи частей текста, напишем небольшое
сочинение.
Кроме этих поставленных задач, мы постараемся в
завершение работы нашего факультатива ответить
на ряд вопросов анкеты, где вы сможете высказать
свои пожелания, замечания, впечатления.
Также я предложу вам задание на летние каникулы.
IV. Вступительная беседа
У. Последняя неделя весны. На
пороге лето – время каникул и отпусков. Многие
предпочитают проводить время на даче. Ребята, кто
из вас любит отдыхать на даче? Чем вы там
занимаетесь? Как помогаете взрослым?
Дети высказываются.
– Вот и герои рассказа Леонида
Николаевича Андреева тоже приехали на дачу
отдыхать. Можно ли догадаться по названию, кто
главный герой рассказа? Кто это – Кусака?
Д. Наверно, речь идет о собаке по
кличке "Кусака".
У. Молодцы! Этот рассказ
действительно о собаке. Собака была бездомная,
очень злая, но от общения с добрыми людьми, от их
заботы и ласки она вскоре подобрела.
V. Словарная работа
У. Прежде чем начнем читать,
обратите внимание на слова, которые записаны на
доске. Они встретятся в тексте.
На доске:
Вата'га (разг.) –
толпа.
Терра'са – площадка, крытая
крышей на столбах, при жилом доме (показ
иллюстрации).
Окре'ст (книж., поэт., устар.) –
вокруг.
Дёготь – темное смолистое
вещество, добываемое путем сухой перегонки
дерева, торфа или каменного угля. |
VI. Первичное восприятие
текста
У. Приготовьтесь внимательно
послушать отрывок из рассказа "Кусака".
Подумайте, за что же собаку так прозвали.
Учитель читает отрывок.
"Наступила весна, и тихая дача
огласилась громким говором, скрипом колес и
грузным топотом людей, переносящих тяжести.
Приехали из города дачники, целая веселая ватага
взрослых, подростков и детей, опьяненных
воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то
пел, смеялся высоким женским голосом.
Первой, с кем познакомилась собака, была
хорошенькая девушка в коричневом форменном
платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо,
желая охватить и сжать в своих объятиях все
видимое, она посмотрела на ясное небо, на
красноватые сучья вишен и быстро легла на траву,
лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно
вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими
устами весенний воздух, выразительно и серьезно
сказала:
– Вот весело-то!
Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту
беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась
зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и
так же беззвучно скрылась в густых кустах
крыжовника и смородины.
– Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка,
и долго еще слышался ее взволнованный голос: –
Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!..
Злю-у-щая!..
Ночью собака подкралась к заснувшей даче и
бесшумно улеглась на свое место под террасой.
Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие
звуки короткого дыхания. Люди спали, были
беспомощны и не страшны, и собака ревниво
сторожила их: спала одним глазом и при каждом
шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными
огоньками фосфорически светящихся глаз. А
тревожных звуков было много в чуткой весенней
ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое
и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки;
хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей
птицей, и на близком шоссе грохотала телега и
скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в
неподвижном воздухе расстилался запах душистого
свежего дегтя и манил в светлеющую даль."
– Почему собаку прозвали Кусакой?
Д. Собака покусала девочку,
точнее, вцепилась ей в подол платья.
VII. Работа над содержанием текста
Учитель раздает детям текст отрывка
из рассказа "Кусака".
У. Прочитайте текст
самостоятельно и определите его тему и тип.
Дети читают текст.
– Какова тема текста?
Д. Первое знакомство собаки с
жителями дачи.
У. К какому типу текста
относится этот отрывок?
Д. Повествование.
У. С чего начинает свое
повествование автор? Зачитайте.
Дети читают первый абзац.
– Что нарушило тишину дачи с
приходом весны?
Д. Громкие разговоры, скрип
колес, топот людей, крики, песни, смех.
У. Как вы думаете, почему люди
были такие оживленные?
Д. Они радовались, что наконец-то
они на отдыхе, на свежем воздухе, где можно
расслабиться и отдохнуть от забот.
У. Найдите подтверждение этому в
тексте.
Д. Дачники, опьяненные воздухом,
теплом и светом, пели и смеялись.
У. Все были веселые и
жизнерадостные. И это понятно. С кем в первую
очередь познакомилась собака?
Д. С хорошенькой девушкой.
У. Как вела себя девушка до
встречи с собакой?
Д. Она так радовалась приезду на
дачу, что легла на траву лицом к горячему солнцу,
потом вскочила и, обняв себя руками, сказала, что
ей здесь весело. Затем она закружилась.
У. Что произошло в ту же минуту?
Д. В это время к ней беззвучно
подкралась собака и яростно вцепилась зубами в
подол платья.
У. Испугалась ли девушка?
Докажите словами из текста.
Д. Испугалась. Девушка сразу
убежала. Голос ее был взволнован. Она
посоветовала никому не ходить в сад.
У. Зачитайте монолог девушки.
Дети читают четвертый абзац.
– Девушка считала, что собака была
злая. И не просто злая, а злющая. Обратите
внимание на то, как написано слово "злющая".
Что означает гласная у?
Д. Девушка растянула это слово
так, чтобы показать, сколько злости было в этой
собаке.
У. Ребята, а может быть, собака и
не была такой злой? Посмотрите в тексте.
Д. Собака не была такой злой, как
показалось девушке. Во-первых, она не лаяла на
нее, а беззвучно, тихо подкралась; она ее не
покусала, а только рванула за подол платья.
– Собака хотела обратить на себя внимание.
– Собака хотела веселиться вместе с детьми.
У. Собака не хотела покидать
дачу. Зачитайте, что произошло ночью.
Дети читают последний абзац.
– Пока люди не жили на даче, у собаки
было свое место под террасой. Днем собака ушла,
чтобы не мешать людям. Видите, она была не такой
плохой. Что же было дальше?
Д. Ночью собака подкралась к
заснувшей даче и улеглась на свое место.
У. Как вы думаете, зачем собака
пришла на свое место?
Д. Как пишет автор, она сторожила
людей.
У. Что при этом испытывала
собака к людям: злость, любовь?
Д. Любовь. Андреев описывает, как
она ревниво сторожила их, то есть это были ее
люди, она их полюбила и ревновала к другим.
– Сторожила чутко, спала одним глазом; каждый
шорох ее настораживал.
У. Видите, какая умная была
собака! Почему так чутко спала собака?
Д. Ее настораживали тревожные
звуки чуткой весенней ночи.
У. Что это были за звуки?
Д. Шуршание в траве, хруст
прошлогодних веток, грохот телеги, скрип возов,
запах дегтя.
У. Все это настораживало собаку.
Как с помощью звукописи мы можем услышать все эти
шумы и звуки?
Д. Звуки [ш], [щ], [х], [р], [з], [с], [с’],
[т], [ж] передают чуткость весенней ночи.
У. Вот так произошло первое
знакомство собаки с жителями дачи. И не такой
плохой и злой оказалась Кусака. Ребята, какова
главная мысль этого отрывка?
Д. Главная мысль – собака
оказалась вовсе не злой, не опасной.
У. Что случилось дальше, как
разворачивались события в этом рассказе, вы
сможете узнать, прочитав весь рассказ
"Кусака" (учитель показывает книгу).
VIII. Работа над композицией текста
У. Вспомните, что называется
композицией текста.
Д. Композиция текста – это его
построение.
У. Почему, по-вашему, рассказ так
называется?
Д. Он о бездомной собаке. Кусака
– главный герой рассказа.
У. Назовите опорные слова
текста.
Д. Весна, дача, люди, собака,
терраса, веселье, ночь, сторож.
У. Прочитайте текст еще раз и
выделите все части (элементы) композиции. Какие
элементы вы знаете?
Д. Завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.
Дети читают текст.
Д. Первый абзац – завязка.
– Второй абзац до слов "Сказала и быстро
закружилась" – развитие действия.
– Со слов "Сказала..." до слов
"Злю-у-щая" – кульминация.
– Последний абзац – развязка.
У. Как связаны все части текста?
Д. Части текста связаны
единством повествования и центральным героем.
Второстепенные действующие лица (жители дачи)
лишь помогают развитию действия.
IХ. Повторение знаний о глаголе
У. Что называют глаголом?
Д. Глагол – это часть речи,
которая обозначает действие предмета. Глаголы
изменяются по числам, временам, лицам. Глаголы
прошедшего времени в единственном числе
изменяются по родам.
У. Что называют спряжением
глаголов?
Д. Изменение глаголов по лицам и
числам называется спряжением. Бывают глаголы I и
II спряжения.
У. Понаблюдайте, какое время
глаголов в основном используется в тексте.
Д. В основном прошедшее время.
У. Как вы думаете, почему?
Д. Эти глаголы помогают
рассказать о тех событиях, которые уже произошли.
У. Можно сделать вывод, что в
этом тексте наблюдается единый временной план.
Х. Подведение итогов работы
факультатива
У. Завершились наши занятия. Вы
многому научились на них, многое узнали, открыли
для себя. Я буду очень рада, если наши занятия,
встречи с классиками оставят в вашей душе добрый
след.
Я хотела бы попросить вас ответить на следующие
вопросы анкеты.
Детям раздаются анкеты.
АНКЕТА
1. Фамилия, имя.
2. Понравились ли тебе занятия?
Почему?
3. С желанием ли ты их посещал?
4. Что нового и интересного ты узнал?
5. Что тебе нравилось на занятиях, а
что – нет? (Выполнение каких-то заданий и т.д.)
6. Можешь ли ты назвать фамилии
русских писателей, чьи произведения мы
прочитали?
7. Какое произведение особенно тебе
запомнилось и тронуло за сердце?
8. Назови названия произведений, их
авторов, которые ты прочитал после наших занятий
полностью.
9. Какие еще произведения изученных
авторов ты прочитал?
10. Как ты считаешь, нужен ли такой
факультатив?
11. Хотел бы ты продолжить работать в
таком факультативе и в пятом классе?
12. Выскажи свои замечания по работе
факультатива.
|
Дети заполняют анкеты, затем
учитель собирает их.
У. Ребята, классики не прощаются
с вами. Хочу познакомить вас с книгой-тетрадью с
названием "Красное лето никому не
наскучило". В этой тетради собраны тексты
русских писателей о лете, подобраны
занимательные задания, вопросы к текстам.
Советуем вам поработать с этой
тетрадью летом.
ХI. Творческая работа
У. Ребята, кто где планирует
отдохнуть летом?
Дети высказываются.
– Сейчас, пожалуйста, напишите об
этом небольшое сочинение на тему "Где я буду
отдыхать летом".
Дети выполняют работу.
ХII. Итог занятия
У. Спасибо всем за
сотрудничество. За лето хорошо отдохните,
наберитесь сил. В сентябре – вновь за работу.
Удачи всем!
Примечание 1. Рассказ (отрывок)
взят из книги: Андреев Л.Н. Петька на даче:
Рассказы. М.: Детская литература, 1975. 32 с.
С. 5–7.
Примечание 2. После завершения
цикла "Весна, весна!.. И все ей радо" учитель
проводит праздник "Весна-красна". Можно
воспользоваться книгой: Петров В.М., Гришина Г.Н.,
Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и
забавы для детей. М.: ТЦ "Сфера", 1998. 144 с. |