I. Выполнить обязательно
1. Прочитать рассказы о котах (см.
ниже список книг).
2. Представить иллюстрации о "своем" коте
на основании одного из выбранных рассказов.
3. Подготовиться к защите "своего" кота.
II. План
защиты
1. Представить кота (портрет,
привлекательное в нем; занятие кота – о чем это
свидетельствует; черты характера и повадки).
2. За что можно любить и уважать его.
Вывод: "Наш кот – идеальное
существо..."
III. Выполнить желательно
Иллюстрации к понравившимся
рассказам.
IV. Темы творческих работ
1. "Кот в моей жизни".
2. "Завидую кошкам".
3. "Отзыв о рассказе..." (по выбору).
4. "Новые приключения кота из рассказа..."
(по выбору).
5. "Кошачьи премудрости".
6. "Советы хозяину (письмо кота)".
Можно посвятить котам и кошкам стихи,
акростихи, рассказы, пожелания, даже послать
телеграммы...
V. Советы
Ты должен знать названия рассказов,
имена авторов.
Ты должен помнить "имена" котов,
их повадки, занятия, суметь дать словесный
портрет.
Ты должен запомнить детали из текстов
(читай внимательно).
VI. Рекомендуем прочитать
1. Л.Толстой. "Котенок".
2. С.Аксаков. "Как кошки ловят рыбу".
3. В.Вересаев. "Похвалите меня!"
4. А.Бостром. "Кошка и котята".
5. Б.Шергин. "Одно дело делаешь, другого не
порть!"
6. М.Пришвин. "Кот".
7. К.Паустовский. "Кот-ворюга".
8. Б.Емельянов. "Сапоги-собаки",
"Кот-пожарный", "Кот и собака".
Дети объединились в пять групп и для
защиты взяли рассказы: 1. Б.Шергина "Одно
дело делаешь, другого не порть!";
2. М.Пришвина "Кот"; 3. С.Аксакова "Как
кошки ловят рыбу"; 4. Б.Емельянова
"Сапоги-собаки"; 5.Б.Емельянова "Кот и
собака".
Цели. Воспитывать читателя,
любящего читать, видящего детали и ничего не
пропускающего мимо, улавливающего стиль автора,
умеющего рассуждать и защищать свою точку
зрения; воспитывать любовь ко всему живому на
земле.
Оборудование. Игрушки кошек,
иллюстрации, выставка книг.
ХОД УРОКА
I. Предкоммуникативная фаза
1. Слово о котах и кошках
Урок начинается с музыкальной
заставки "А у кошки четыре ноги..."
Учитель. Кот... Ни один дом,
наверное, не существует без котов и кошек. Даже
когда человек вселяется в новую квартиру, первой
заходит туда кошка.
Учитель вместе с детьми вспоминает
приметы, пословицы о котах; говорит о том, зачем
нужен кот в доме, в квартире. Можно почитать
стихи, акростихи (см. Приложение).
2. Беседа о прочитанном
Дети рассказывают о том, какие из
прочитанных рассказов им больше понравились и
почему.
У. А теперь поиграем в игру под
названием "L-клуб".
II. Коммуникативная фаза
Игра в L-клубе проходит по секторам. Ход
игры следующий.
1. Жеребьевка.
У нас пять команд, в каждой есть
капитан. Ему-то и предлагается сделать выбор.
На парте пять карточек – изображение мордочки
кота, на обратной стороне которой номер, в каком
порядке команде будет предоставлено слово.
2. Объявление правил игры.
Каждая команда вправе ответить на семь
вопросов из любого сектора: называется сектор,
номер вопроса. Ответ готовится в течение 10 с.
Если команда отвечает правильно, получает одно
очко (красочные мышки и рыбки). Если молчит –
остальные четыре команды могут заработать
дополнительную мышку.
Вопросы для игры по секторам
Сектор 1. "Труд"
1. Как звали эту трудолюбивую особу?
Кто о ней поведал читателю?
Они думали, что кошка приходит в гости. Угощали ее
молоком и рыбой. А она "была убеждена, что она
приходит на работу, а угощенье считала
заработной платой". (Кошка Муська из рассказа
Б.Шергина "Одно дело делаешь, другого не
порть!".)
2. Кто, куда приходил и зачем? Как
называется рассказ?
"Они приходили рано утром сюда, когда еще не
было народу, располагались по удобным местам и
ждали, когда можно будет..." (С.Аксаков. "Как
кошки ловят рыбу".)
3. Назовите автора и название
рассказа.
Она ловила мышей "с удивительным искусством. И
никогда их не ела", она всегда была убеждена,
что "сделала нечто заслуживающее похвалы..."
(В.Вересаев. "Похвалите меня!")
4. Назовите автора и название
рассказа.
Она душила мышь, бросала и равнодушно уходила. (В.Вересаев.
"Похвалите меня!")
5. Назовите автора и название
рассказа.
Днем – птицы, ночью – мыши, а это весь (его) мир. (М.Пришвин.
"Кот".)
Сектор 2. "Почемучка"
1. Зачем Васька, герой рассказа
М.Пришвина "Кот", делает это?
Поднялся на задние лапы, передние на стекла – и
ну протирать, ну протирать... (Любит считать
галок.)
2. Почему Муська, героиня рассказа
Б.Шергина "Одно дело делаешь, другого не
порть!" ночью "прыгнула и заворчала"?
Неужели она поймала мышонка? Бабушка ведь так и
подумала. (Нет, она попала лапой на крашеный пол.)
3. Зачем одна из героинь рассказа
С.Аксакова "Как кошки ловят рыбу"
подкрадывалась к пруду и пряталась в траве? (Чтобы
поймать рыбу.)
4. Зачем Агапычу из рассказа
Б.Емельянова "Кот-пожарный" пришлось
однажды очень долго сидеть под диваном? (Он
увидел страшных собак – сапоги.)
5. Зачем героиня рассказа
В.Вересаева "Похвалите меня!" "терлась о
ноги мамы"? Неужели есть хотела? (Нет, хотела,
чтобы ее похвалили.)
Сектор 3. "Портрет"
1. Назовите автора и название
рассказа.
Он был "серый с белыми лапками". (Л.Толстой.
"Котенок".)
2. Назовите автора и название
рассказа.
Это была "большая пестрая кошка", она всегда
осторожно подкрадывалась. (С.Аксаков. "Как
кошки ловят рыбу".)
3. Назовите автора и название
рассказа.
Она была дымчато-серая, с острою мордою. (В.Вересаев.
"Похвалите меня!")
4. Назовите автора и название
рассказа.
Это был "серый котенок... очень хороший и
храбрый…". (Б.Емельянов. "Сапоги-собаки".)
5. Назовите автора и название
рассказа.
У него белая мордочка, ходит "прямым тигровым
шагом". (М.Пришвин. "Кот".)
Сектор 4. "Знатоки"
1. Продолжите фразу.
Если у кошки острая морда, это знак, что она… (Хорошо
ловит мышей.) (В.Вересаев. "Похвалите
меня!")
2. Продолжите
фразу.
Если у кошки круглая мордочка, то такие кошки
больше для того, чтоб... (Ласкаться к людям и
мурлыкать.) (В.Вересаев. "Похвалите меня!")
3. Ответьте на вопрос.
Умеют ли слепые котята находить мать? (Они
слышат ее голос и носом чуют ее запах.) (А.Бостром.
"Кошка и котята".)
4. Ответьте на вопросы.
Любят ли коты и кошки тепло? (Да.) (Б.Емельянов.
"Кот-пожарный".)
До чего однажды это довело Агапыча? (Обгорели
усы и брови, потом хвост.)
5. Продолжите фразу.
"Торжествующее, громкое мурлыканье"
свидетельствует о том, что... (Кошка поймала
мышь.) (В.Вересаев. "Похвалите меня!")
Сектор 5. "Деталь"
1. Из какого рассказа?
"Красненькие цветочки" на подоконнике. (Б.Шергин.
"Одно дело делаешь, другого не порть!".)
2. Что это за звери? Из какого
рассказа?
"Мохнатые звери", которые делали
"топ-топ". (Б.Емельянов.
"Сапоги-собаки".)
3. Продолжите фразу.
На кухне запахло паленым, значит... (Кот горит)
(Б.Емельянов. "Кот-пожарный".)
4. Что же ему должны кричать?
Он очень любил, чтобы ему, когда он пробирался по
саду, кричали что-то "самым нежным голосом". ("Ва-сень-ка!
– кричал коту хозяин.) (М.Пришвин.
"Кот".)
5. Из какого рассказа эти детали?
"Охота" – "добыча" – "садовник". (С.Аксаков.
"Как кошки ловят рыбу".)
Сектор 6. "Кто это?"
1. Она прошла, ее долго искали, а
потом нашли под крышей амбара. (Кошка из были
Л.Толстого "Котенок".)
2. Она живет с ними в кузне на печке. (Кошка
из рассказа А.Бострома "Кошка и котята".)
3. Однажды утром его нашли в сапоге.
Что он там делал? (Спал, так как "подружился с
сапогом-собакой".) (Б.Емельянов.
"Сапоги-собаки".)
4. Он "очень любил сидеть у
открытой форточки и дышать свежим воздухом…",
но не один, а с товарищем, с собакой-игрушкой. (Б.Емельянов.
"Кот и собака".)
5. Он любил сидеть у столовой и
дожидаться там своего хозяина. (М.Пришвин.
"Кот" – кот Васька.)
Сектор 7. "Цифры"
1. Сколько котят было у кошки,
которая окотилась под крышей амбара? (Пять.
Л.Толстой. "Котенок".)
2. Сколько котят было у кошки из
рассказа А.Бострома "Кошка и котята"? (Шесть.)
3. На каком этаже жил Агапыч, если его
не выпускали гулять? (На третьем. Б.Емельянов.
"Кот и собака".)
4. Сколько собак бежало впереди
охотника, которые, увидав котенка, хотели его
схватить? (Две. Л.Толстой. "Котенок".)
Ролевая
игра "Защита кота"
Здесь учитель выступает в роли
обвинителя, а дети – в роли адвокатов. (Защита в
группах. Для этого под руководством учителя они
готовили защиту своего кота по примерному плану.)
Учитель может сказать, что "их"
коты непривлекательны, ленивы, никаких
героических поступков совершить не могут… Дети
очень активны в защите. Они приводят факты
опровержения моих доводов. И со своей функцией
обычно легко справляются.
Данная форма урока (а займет он,
возможно, два часа) вызывает, несомненно, интерес
у учащихся.
III. Посткоммуникативная фаза
Учитель подводит итоги работы каждой
группы на уроке. Выделяет активных участников
игры. Дети пробуют проводить саморефлексию своих
удач (неудач). Урок заканчивается словом учителя
об отношении ко всем беззащитным существам, о
том, что каждый из детей может помочь им, внести
свой посильный вклад в дело защиты, даже, может
быть, иногда просто тем, что не будет обижать их.
Урок заканчивается музыкальной
заставкой: любая песенка о котах. |