Цели. Учить работе с текстом
(исследовать текст) так, чтобы видеть детали,
"мелочи"; учить доброте, прививать любовь ко
всему живому.
ХОД УРОКА
К уроку дети иллюстрируют рассказ.
Обычно я предлагаю изобразить на бумаге не общую
картину, а представить один эпизод или одну
строку из текста, что помогает овладению
техникой грамотного и осмысленного чтения. Через
рисунок уже видно "я" читателя, ведь ученик
показывает свое видение.
I. Предкоммуникативная фаза
На этом этапе учитель знакомит детей с
задачами урока. Можно поработать со статьей
учебника* (с. 90–91), после прочтения которой
задать вопросы.
Какие произведения Паустовского вы
читали?
Что вам известно об этом писателе?
Каким он вам видится через портрет?
Учитель. Родился Константин
Паустовский в Москве в семье железнодорожного
служащего. Детство провел на Украине. Учился в
Киеве: в гимназии и университете. Переменил
множество профессий – был кондуктором трамвая в
Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге,
в Первую мировую войну – санитаром, потом учил
детей литературе, работал журналистом. Воевал в
Гражданскую войну, а в Отечественную был военным
корреспондентом. То есть много верст прошел и
проехал по Руси. Но никогда не забывал свою малую
родину. Поэтому пишет о природе центра России. А
природа – это не только мир лесов, озер, но и мир
животных. Писатель всегда делает какие-то
открытия, хочет оставить в душе читателя след,
добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в
их числе. Скажите, на сей раз удалось ему оставить
след в вашей душе? Почему?
II. Коммуникативная фаза
1. "Свободный микрофон"
Учитель в ожидании ответов на
поставленный вопрос предлагает "Свободный
микрофон".
Учащиеся делятся впечатлениями по поводу
прочтения рассказа: у одних осталось веселое
настроение, другие вдруг задумались: "До чего
же человек может довести животное!.." и даже
выступают в качестве обвинителей самих себя...
(Считаю, что "Свободный микрофон" должен
присутствовать на каждом уроке. В кабинете висит
сменный стенд "Слова-помощники", куда
помещаются словосочетания типа "мне
кажется", "впечатление произвел",
"запечатлелось", "запало в душу", "был
поражен"...)
Безусловно (и учитель это отметит), что добрый
след в душах остался.
2. Аналитическая работа по тексту
У. Почему, по вашему мнению, так
интересно было читать этот рассказ?
Дети, ведомые учителем, говорят о том, что автор
хорошо пишет, что он прибегнул к приему
"очеловечивания" (олицетворения).
– А где уже встречались с этим?
Дети. В сказках.
– В фольклоре...
Дальше, вспоминая сказки, можно поговорить о том,
какими же нам видятся животные.
У. Дайте характеристику
животным.
Д. Волк – злобен, глуп, жаден.
– Лиса – хитра, мудра.
– Заяц – труслив.
– Медведь – неуклюж, нерасторопен.
– Грозен, но и добр чаще всего.
– Змей – коварен.
– Силен, беспощаден...
У. А коты?
Дети вспоминают мудрого кота из сказки
"Кот, дрозд и петух", сметливого и проворного
кота из литературной сказки "Кот в сапогах"
и др.
– Вот и Паустовский пишет о котах.
Выходит, злободневная тема?
Дети вспоминают примеры, связанные с
котами. Далее учитель предлагает зачитать начало
рассказа "Кот-ворюга" ("Мы пришли в
отчаяние...").
– Как вы поняли значение слова
"отчаяние"?
Д. Состояние крайней
безнадежности.
У. Почему именно так начинается
рассказ?
Д. Такое интригующее начало
необходимо автору, чтобы вызвать интерес у
читателя.
У. Есть ли от чего приходить в
отчаяние?
Дети приводят примеры из текста.
3. Повторение. Портрет в
художественном произведении
У. Что входит в понятие
"портрет"?
По ответам детей составляется
алгоритм.
На доске.
III. Исследовательские работы в группах
Учащиеся получают задания по
исследованию текста, в ходе которого происходит
заполнение таблицы (текст берется до переломного
момента: "Кот ждал, зажмурив глаза...").
Группа 1
Внешний
вид
"Рыжий кот", "разорвано ухо и
отрублен кусок грязного хвоста", "дикие
глаза", "тощий... огненно-рыжий... с белыми
подпалинками на животе".
Группа 2
Действия, поступки
"Обворовывал", "ловко
прятался", "воровал все: рыбу, мясо, сметану и
хлеб", "разрыл жестяную банку с червями",
"протащил кукан с окунями", "уронил
колбасу", "решился на отчаянный поступок",
"украл кусок ливерной колбасы", "грозно
выл", "отчаянно упирался".
Группа 3
Авторская оценка
"Кот, потерявший всякую совесть",
"кот – бродяга и бандит", "ворюга",
"грабеж средь бела дня", "бандитские
проделки", "босяцкие выходки",
"кот-беспризорник".
Учитель просит каждую группу учащихся
дать оценку, какие чувства вызвало такое
описание, и охарактеризовать кота по данному
описанию.
Далее каждая группа делает выводы.
Группа 1. Видно, что этот кот –
задира, забияка, постоянно участвует в драках,
бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он
вызывает чувство жалости.
Группа 2. Если бы не знали, что
это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали,
что это делает хулиган-мальчишка, то есть налицо
явное "очеловечивание".
Нам кот понравится: он смел, решителен,
самостоятелен. Иного выхода у него нет.
Группа 3. Кот нагл, беспощаден, не
останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но
в то же время мы ощущаем гордость за то, что он
ищет выход из "голодного положения".
У. Назовите самое веское
слово-характеристику, как автор назвал кота.
Д. В заглавии – "ворюга".
У. Найдите смысловые различия
слов "ворюга", "воришка".
Иногда дети говорят о том, что они бы
назвали именно "воришка". Но вместе с
учителем они приходят к выводу, что до
"отчаяния" воришка довести не может, это
явный "ворюга".
Речь идет также о роли заглавия, которое отражает
основную мысль текста.
– Произошли ли изменения в характере кота? С
чем они связаны?
Д. Кот "совершил благородный
поступок", тем самым произошло его
перерождение в "Милиционера".
Конечно же, в данном случае разговор
пойдет о доброте, о влиянии доброго поступка на
перемены в характере кота.
И все приходят к выводу о том, что не только
"доброе слово кошке приятно", но доброе
действие по отношению к бродячим животным:
накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую,
"с подпалинами", грязную) – ведь это человек
довел ее до такого состояния.
IV. Посткоммуникативная фаза
Проходит в виде теста-игры.
У. Вы внимательно прочитали
рассказ? Сейчас мы это проверим.
Детям раздается тест "Самый внимательный
читатель" по рассказу К.Паустовского
"Кот-ворюга".
1. Кот
был:
а) серый; б) белый; в) рыжий.
2. Удалось установить, что у кота
разорвано ухо:
а) через два дня; б) через неделю;
в) через две недели.
3. Хвост у кота был:
а) пушистый; б) облезлый;
в) грязный.
4. Объевшиеся куры:
а) стонали; б) кудахтали;
в) молчали.
5. Чтобы выследить кота
потребовалось:
а) месяц; б) два месяца; в) две
недели.
6. В кукане жирных окуней было:
а) 5; б) 10; в) 7.
7. Кот полез с колбасой:
а) на дуб; б) на тополь; в) на
березу.
8. Кот свалился с березы:
а) как камень; б) как футбольный
мяч.
9. Будил всех:
а) стук яблок; б) стон кота; в)
ветер.
10. Чтобы заманить кота Ленька
прицепил:
а) окуня; б) карася; в) плотицу.
11. Поесть давали коту:
а) сметану; б) жареную свинину;
в) рыбу; г) молоко; д) творожники.
12. Кот совершил "благородный и
неожиданный поступок":
а) на следующее утро; б) через
день; в) через два дня.
Ключ: 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в,
11-б, в, г, д, 12-а.
В ходе взаимопроверки узнаются итоги
тестирования.
2. Обобщение сведений о рассказе
У. В чем особенность рассказа
как жанра?
Ответы детей.
V. Домашнее задание
У. Готовимся к игре "Кот в
русской литературе" (материалы на планшете,
иллюстрации к рассказам о котах). |