Пятница, 22.11.2024, 12:40                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

К.Паустовский. "Кот-ворюга
24.04.2012, 10:06

Цели. Учить работе с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи"; учить доброте, прививать любовь ко всему живому.

ХОД УРОКА

К уроку дети иллюстрируют рассказ. Обычно я предлагаю изобразить на бумаге не общую картину, а представить один эпизод или одну строку из текста, что помогает овладению техникой грамотного и осмысленного чтения. Через рисунок уже видно "я" читателя, ведь ученик показывает свое видение.

I. Предкоммуникативная фаза

На этом этапе учитель знакомит детей с задачами урока. Можно поработать со статьей учебника* (с. 90–91), после прочтения которой задать вопросы.

  • Какие произведения Паустовского вы читали?

  • Что вам известно об этом писателе?

  • Каким он вам видится через портрет?

Учитель. Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром, потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много верст прошел и проехал по Руси. Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озер, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе. Скажите, на сей раз удалось ему оставить след в вашей душе? Почему?

II. Коммуникативная фаза

1. "Свободный микрофон"

Учитель в ожидании ответов на поставленный вопрос предлагает "Свободный микрофон".
Учащиеся делятся впечатлениями по поводу прочтения рассказа: у одних осталось веселое настроение, другие вдруг задумались: "До чего же человек может довести животное!.." и даже выступают в качестве обвинителей самих себя...
(Считаю, что "Свободный микрофон" должен присутствовать на каждом уроке. В кабинете висит сменный стенд "Слова-помощники", куда помещаются словосочетания типа "мне кажется", "впечатление произвел", "запечатлелось", "запало в душу", "был поражен"...)
Безусловно (и учитель это отметит), что добрый след в душах остался.

2. Аналитическая работа по тексту

У. Почему, по вашему мнению, так интересно было читать этот рассказ?
Дети, ведомые учителем, говорят о том, что автор хорошо пишет, что он прибегнул к приему "очеловечивания" (олицетворения).
– А где уже встречались с этим?

Дети. В сказках.
– В фольклоре...
Дальше, вспоминая сказки, можно поговорить о том, какими же нам видятся животные.

У. Дайте характеристику животным.

Д. Волк – злобен, глуп, жаден.
– Лиса – хитра, мудра.
– Заяц – труслив.
– Медведь – неуклюж, нерасторопен.
– Грозен, но и добр чаще всего.
– Змей – коварен.
– Силен, беспощаден...

У. А коты?

Дети вспоминают мудрого кота из сказки "Кот, дрозд и петух", сметливого и проворного кота из литературной сказки "Кот в сапогах" и др.

– Вот и Паустовский пишет о котах. Выходит, злободневная тема?

Дети вспоминают примеры, связанные с котами. Далее учитель предлагает зачитать начало рассказа "Кот-ворюга" ("Мы пришли в отчаяние...").

– Как вы поняли значение слова "отчаяние"?

Д. Состояние крайней безнадежности.

У. Почему именно так начинается рассказ?

Д. Такое интригующее начало необходимо автору, чтобы вызвать интерес у читателя.

У. Есть ли от чего приходить в отчаяние?

Дети приводят примеры из текста.

3. Повторение. Портрет в художественном произведении

У. Что входит в понятие "портрет"?

По ответам детей составляется алгоритм.

На доске.


III. Исследовательские работы в группах

Учащиеся получают задания по исследованию текста, в ходе которого происходит заполнение таблицы (текст берется до переломного момента: "Кот ждал, зажмурив глаза...").

Группа 1

Внешний вид

"Рыжий кот", "разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста", "дикие глаза", "тощий... огненно-рыжий... с белыми подпалинками на животе".

Группа 2

Действия, поступки

"Обворовывал", "ловко прятался", "воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб", "разрыл жестяную банку с червями", "протащил кукан с окунями", "уронил колбасу", "решился на отчаянный поступок", "украл кусок ливерной колбасы", "грозно выл", "отчаянно упирался".

Группа 3

Авторская оценка

"Кот, потерявший всякую совесть", "кот – бродяга и бандит", "ворюга", "грабеж средь бела дня", "бандитские проделки", "босяцкие выходки", "кот-беспризорник".

Учитель просит каждую группу учащихся дать оценку, какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризовать кота по данному описанию.
Далее каждая группа делает выводы.

Группа 1. Видно, что этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

Группа 2. Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган-мальчишка, то есть налицо явное "очеловечивание".
Нам кот понравится: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.

Группа 3. Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из "голодного положения".

У. Назовите самое веское слово-характеристику, как автор назвал кота.

Д. В заглавии – "ворюга".

У. Найдите смысловые различия слов "ворюга", "воришка".

Иногда дети говорят о том, что они бы назвали именно "воришка". Но вместе с учителем они приходят к выводу, что до "отчаяния" воришка довести не может, это явный "ворюга".
Речь идет также о роли заглавия, которое отражает основную мысль текста.
– Произошли ли изменения в характере кота? С чем они связаны?

Д. Кот "совершил благородный поступок", тем самым произошло его перерождение в "Милиционера".

Конечно же, в данном случае разговор пойдет о доброте, о влиянии доброго поступка на перемены в характере кота.
И все приходят к выводу о том, что не только "доброе слово кошке приятно", но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, "с подпалинами", грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния.

IV. Посткоммуникативная фаза

Проходит в виде теста-игры.

У. Вы внимательно прочитали рассказ? Сейчас мы это проверим.
Детям раздается тест "Самый внимательный читатель" по рассказу К.Паустовского "Кот-ворюга".

1. Кот был:

а) серый; б) белый; в) рыжий.

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели.

3. Хвост у кота был:

а) пушистый; б) облезлый; в) грязный.

4. Объевшиеся куры:

а) стонали; б) кудахтали; в) молчали.

5. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц; б) два месяца; в) две недели.

6. В кукане жирных окуней было:

а) 5; б) 10; в) 7.

7. Кот полез с колбасой:

а) на дуб; б) на тополь; в) на березу.

8. Кот свалился с березы:

а) как камень; б) как футбольный мяч.

9. Будил всех:

а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер.

10. Чтобы заманить кота Ленька прицепил:

а) окуня; б) карася; в) плотицу.

11. Поесть давали коту:

а) сметану; б) жареную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники.

12. Кот совершил "благородный и неожиданный поступок":

а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.

Ключ: 1-в, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, в, г, д, 12-а.

В ходе взаимопроверки узнаются итоги тестирования.

2. Обобщение сведений о рассказе

У. В чем особенность рассказа как жанра?

Ответы детей.

V. Домашнее задание

У. Готовимся к игре "Кот в русской литературе" (материалы на планшете, иллюстрации к рассказам о котах).

Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 5295 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru