Цель: прочитать со звуковым ориентиром сказку «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковского
Задачи: - создать условия для усвоения содержания сказки; - развивать речь, память, познавательную активность; - обогащение словарного запаса; - воспитывать чувства любви, добра, взаимовыручки.
Оборудование: книги «Ручеек»; тренажер для глаз; портрет писателя; красный круг; аудиокассеты с записью песни « Как у наших у ворот», «На зеленом лугу», сказки «Муха-Цокотуха»; текст песни; отрывки произведений К. И. Чуковского; выставка книг; иллюстрации к сказке; «солнышко» для каждого ученика.
Ход урока I. Организационный момент. -Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь- поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало тепло и уютно. Спасибо всем!
II. Основная часть. Введение в тему.
1) Речевая разминка. а) Упражнения для губ и языка: -вытяните трубочкой губы, а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы- 10 раз. б) Чистоговорка. Ок- ок- ок - прозвенел звонок. Рок-рок-рок - у нас начался урок. Ки- ки- ки – мы все ученики. Ку- ку- ку- все внимание на доску.
2) Актуализация знаний. Литературная викторина. -Из какого произведения эти строки (зачитывают ученики)? Всех на свете он добрей Рано утром на рассвете Лечит он больных зверей, Умываются мышата, И однажды бегемота И котята, и утята, Вытащил он из болота. И жучки, и паучки. Он известен, знаменит, Ты один не умывался Это доктор … (« Айболит») И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки, и башмаки. ( «Мойдодыр») А потом позвонили Уж не буду, уж не буду зайчатки: Я посуду обижать, - Нельзя ли прислать Буду, буду я посуду перчатки? И любить, и уважать. А потом позвонили (« Федорино горе») мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки! (« Телефон») -Кто автор этих сказок?
3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация. - Урок посвящаем творчеству замечательному детскому писателю, веселому сказочнику и другу детей. Его любили дети за то, что он говорил на понятном им языке. -Сегодня на уроке познакомимся с новой сказкой, с новыми героями. Постараемся вслушаться и задуматься, о чем хотел рассказать нам К. И. Чуковский.
4) Тренажер для глаз. «Числовая пирамидка»- стр. 14, 15. Установка: сконцентрировать внимание.
5) Чтение со звуковым ориентиром песни «Как у наших у ворот» (запись на аудиокассете, дети следят пальчиками по тексту) -Кто герои его сказки, узнаем, прочитав песню. -Чтение песни. - Назовите их по порядку.
6) Игра «Преобразование слов» - Напечатайте слово МУХА. -Какое слово спряталось? ( УХА) -Замените одну букву, чтобы получилось слово, обозначающее орган слуха (УХО) -Образуйте слово- коллектив певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение (ХОР) - Добавьте букву - получится название хищного зверька с ценным мехом (ХОРЬ) - Что дает одна буква? ( Меняется слово и смысл.) Поэтому надо учиться очень внимательно читать, чтобы понять смысл прочитанного. - Из какого слова преобразовали другие слова? - Неслучайно. Итак, сказка называется «Муха-Цокотуха». Эту сказку от первой до последней строчки К. И. Чуковский написал в один день от неожиданно нахлынувших радостных чувств.
Собственно чтение
1) Словарная работа. - Прежде, чем читать текст, познакомимся с трудными словами. Крендель - витая сдобная булка, напоминающая форму восьмерки. Злодей – тот, кто совершает злодеяние или способен на них. Вонзает - воткнуть острием. Поволок – нести, заставлять идти. Ухмыляется – слегка усмехаться. На всем скаку – быстро, с налету, без остановки. Лапти – плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги. 2) Рассматривание иллюстраций. 3) Установка на содержание. 4) Чтение учителя. 5) Жужжащее чтение. 6) Физкультминутка для глаз (красная точка). 7) Синхронное чтение.
Работа над текстом
1) Тест- опрос по содержанию. -А теперь напишем тест.
- 1. Муха по лесу пошла? (по полю) - 2. Мухе денежку подарили? (нашла) + 3. Муха купила самовар? - 4. Муха на Новый год пригласила гостей? (именины) - 5. Блошки подарили Мухе- Цокотухе тапочки? (сапожки) + 6. Бабушка-пчела меду принесла? - 7. Именинницу поймал клещ? (паук) + 8. Выручил из беды Муху маленький комарик? - 9. После победы над злодеем с Мухой плясал кузнечик? (комар) +10. Муха замуж идет за лихого, удалого, молодого комара?
2) Cамопроверка. (Сверь с образцом) Анализ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - + - - + - + - + Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки. 3) Подвижная физкультминутка Звучит песня « На зеленом лугу». Ученики выполняют движения.
4) Отношение к прочитанному. -Какая основная черта характера Мухи? (даны на доске печатные варианты слов: гостеприимная, равнодушная) -Гостеприимность - хорошая или плохая черта? (Только добрый человек может быть гостеприимным. Когда приглашаешь в гости кого-нибудь, хочешь сделать приятное, хорошее.) -Кого в сказке можно назвать равнодушным? ( Гостей. Никто не пришел на помощь. Все попрятались, а ведь их было много и они могли спасти Муху.) -Кого можно назвать бессердечным? ( Паука. Он слышал мольбы Мухи и остался к ним равнодушным.) - Что можно сказать про Комара? ( Удалой, лихой, смелый, храбрый.)
5) Прослушивание отрывка сказки в записи. - Послушайте отрывок сказки в исполнении артистов. 6) Заучивание отрывка наизусть. - повторяют за учителем; - рассказывают в паре; - выразительно рассказывают гостям.
III. Итог урока. - Какую сказку сегодня читали? - Какой писатель ее написал? - Для чего он написал?
IV. Рефлексия. -Черты характера какого героя больше понравились в ту сторону наклоните солнышко. ( На доске иллюстрации Мухи, Паука, Комара.)
|