Цель: познакомить с жизнью и творчеством детского писателя К. И. Чуковского
Задачи: - прочитать со звуковым ориентиром сказку «Федорино горе» - создать условия для усвоения содержания сказки; - развивать речь, память, познавательную активность; - обогащение словарного запаса; - воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Оборудование: книги «Ручеек»; тренажер для глаз; портрет писателя; красный круг; аудиокассеты с записью песни « Жил- был у бабушки серенький козлик», «На зеленом лугу»;текст песни; выставка книг; иллюстрации к сказке.
Ход урока I. Организационный момент. - Всех рада видеть вас, друзья, Урок нам начинать пора. Сядьте ровно, не шалите И внимательно за всем следите. II. Основная часть. Введение в тему.
1) Речевая разминка. а) Упражнения для губ и языка: -вытяните трубочкой губы, а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы- 10 раз. б) Чистоговорка. За-за-за – уходи домой , ко…(за). Зу-зу-зу – моем Катю мы в та…(зу). 2) Актуализация знаний. -Вы любите сказки? -Какие сказки вам читали? -Чем нравятся вам сказки? 3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация. - Урок посвятим сказке, которую написал К. И. Чуковский. Узнаете о жизни и творчестве писателя. Постараемся вслушаться и задуматься, о чем хотел рассказать нам К. И. Чуковский. 4) Тренажер для глаз. «Числовая пирамидка»- стр. 14, 15. Установка: сконцентрировать внимание. 5) Чтение со звуковым ориентиром песни «Жил-был у бабушки серенький козлик» (запись на аудиокассете, дети следят пальчиками по тексту) -Кто герои его сказки, узнаем, прочитав песню. -Чтение песни. - Назовите их. 6) Печатание слов. - Напечатайте слова – козлик, волки. 7) Жизнь и творчество К. И. Чуковского. - Какая беда, горе случилось у бабушки? - К. И.Чуковский написал сказку «Федорино горе». Мы ее прочитаем и узнаем, какое горе случилось у Федоры, смогла ли она справиться с ним. - Посмотрите на портрет. Полные румяные щеки, над ними увесистый нос, смеющиеся глаза. Высокий рост, длинные руки и ноги. Постоянная стремительная походка – полубег. Протяжный певучий голос. К. И. Чуковский- это псевдоним – условное имя. Чаще всего его придумывали писатели и артисты, чтобы новое имя было красивым более, благозвучным. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. В этом году ему исполнилось бы 126 лет. Работал он журналистом в газете «Одесские новости». Ему и в голову не приходило, что выйдет из него поэт для детей. Как же стал Корней Иванович детским писателем? А вот как. Было у Чуковского 4 детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо запоминаются. Всем детям они нравятся. К. И. Чуковского дети называют добрым сказочником «дедушка Чукоша».
Собственно чтение 1) Словарная работа. - Прежде, чем читать текст, познакомимся с трудными словами. Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи. Дребезжит – издает дрожащий звук. Слуга – работник, который выполняет поручения господина. Расфуфырили хвосты – подняли высоко. Побежали во всю прыть – очень быстро. Помои – грязная вода с пищевыми отбросами после мытья посуды. Тараканы кишат – очень много их, шевелятся, копошатся. Скалка – деревянный валик для раскатки теста, белья. Идет- ковыляет – идет хромая, с трудом, медленно. 2) Рассматривание иллюстраций. (стр.50) 3) Установка на содержание. 4) Чтение учителя. 5) Физкультминутка для глаз (красная точка). 6) Жужжащее чтение.
Работа над текстом 1) Тест- опрос по содержанию. -А теперь напишем тест. +1. Беглецов, убегающих от Федоры, испугалась коза? - 2. А за ними вдоль забора идет бабушка Федора? (Скачет) - 3. Воротить посуду побежали собаки? (Коты) +4. И ответила посуда: - Лучше в поле пропадем. А к неряхе- замарахе не воротимся! +5. И чашки ушли, и стаканы. Остались одни тараканы. + 6. Но чудо случилося с ней- Стала Федора добрей. - 7. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно стеклышко сиять. (Cолнышко) + 8. Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. + 9. Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить! -10. Я Федорушку прощаю, Сладким кофем угощаю. (Чаем) 2) Cамопроверка. (Сверь с образцом) Анализ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - - + + + - + + - Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки. 3) Подвижная физкультминутка Звучит песня « На зеленом лугу». Ученики выполняют движения. 4) Отношение к прочитанному. -Какая основная черта характера Федоры? (даны на доске печатные варианты слов: аккуратность, неряшливость) -Неряшливость - хорошая или плохая черта? Почему? - Было ли ее жалко? Когда? -Почему к Федоре вернулась посуда? - Какие черты характера появились? (аккуратность, бережливость) 5) Заучивание отрывка наизусть. - повторяют за учителем; - рассказывают в паре; III. Итог урока. - Какую сказку сегодня читали? Какой писатель ее написал? Для чего он написал? IV. Рефлексия. - Выйдите к доске, встаньте в круг и расскажите, что вам особенно понравилось на уроке.
|