Цель: прочитать со звуковым ориентиром сказку «Айболит» К. И. Чуковского
Задачи: - создать условия для усвоения содержания сказки; - развивать речь, память, познавательную активность; - обогащение словарного запаса; - воспитывать чувства любви, добра, взаимовыручки, ответственности.
Оборудование: книги «Ручеек»; тренажер для глаз; портрет писателя; красный круг; аудиокассеты с записью песни « Тень - тень, потетень», «На зеленом лугу», сказки «Айболит»; текст песни; отрывки из сказок К. И. Чуковского; выставка книг; иллюстрации к сказке.
Ход урока I. Организационный момент. Эй, послушай. детвора! Поработать нам пора. Вот пришло мгновение Проявить терпение. Отвлекаться нам нельзя. За работу все, друзья! II. Основная часть. Введение в тему.
1) Речевая разминка. а) Упражнения для губ и языка: -вытяните трубочкой губы, а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы- 10 раз. б) Скороговорка Клубок упал на пол. Кот катал клубок. 2) Актуализация знаний. Литературная викторина. - Сказки какого детского писателя мы читаем? - Из какого произведения эти строки? (читают ученики) А за ними блюдца, блюдца - А потом позвонили цапли: Дзынь- ля-ля! Дзынь-ля-ля! - Пришлите, пожалуйста, капли: Вдоль по улице несутся- - Мы лягушками нынче объелись, Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля- ля! И у нас животы разболелись! ( «Федорино горе») («Телефон») 3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация. -Сегодня на уроке познакомимся с новой сказкой, с новыми героями. Постараемся вслушаться и задуматься, о чем хотел рассказать нам К. И. Чуковский.
4) Тренажер для глаз. «Числовая пирамидка»- стр. 14, 15. Установка: сконцентрировать внимание. 5) Чтение со звуковым ориентиром песни «Тень-тень, потетень» (запись на аудиокассете, дети следят пальчиками по тексту) -Кто герои его сказки, узнаем, прочитав песню. -Чтение песни. - Назовите их по порядку. 6) Игра «Преобразование слов» - Напечатайте слово ЛИСА. -Какое слово спряталось? ( ЛИС) -Замените одну букву, чтобы получилось- множество деревьев, растущих на большом пространстве. (ЛЕС) - Что дает одна буква? ( Меняется слово и смысл.) Поэтому надо учиться очень внимательно читать, чтобы понять смысл прочитанного. - Какое настроение было у зверей? Когда звери и человек радуются? Если когда-то заболел, то к кому обращаются? - Итак, сказка называется «Айболит».
Собственно чтение
1) Словарная работа. - Прежде, чем читать текст, познакомимся с трудными словами. Исцелит- вылечит. Трамвай- поезд наземной городской электрической железной дороги. Шакал - хищное животное (похожее на собаку, волка), питающееся падалью (трупами животных) Кобыла- самка лошади. Телеграмма- срочное сообщение. Африка, Лимпопо, Сахара. Скала- каменный утес с острыми выступами. Бредят - говорить в бреду, бессвязно во сне. Прикорнула - прислонилась, скорчилась. Гоголь- моголь - сырой яичный желток, стертый с сахаром. Пальма- дерево южных стран с очень крупными веерообразными листьями. 2) Рассматривание иллюстраций. 3) Установка на содержание. 4) Чтение учителя. 5) Физкультминутка для глаз (красная точка). 6) Жужжащее чтение.
Работа над текстом
1) Тест- опрос по содержанию. -А теперь напишем тест. - 1. Добрый доктор Айболит! Он под кустом сидит? (деревом) - 2. Маме- зайчихе перерезало ножки? (зайчику) - 3. Шакал привез письмо от Гиппопотама? + 4. Айболит отправился в Африку? - 5. Айболиту помогли добраться до Африки волки, кит, синицы? (орлы) + 6. Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо? + 7. На птице прилетел Айболит? - 8. Девять ночей и девять дней Айболит лечил зверей? (10) +9. Доктор вылечил всех зверей? -10. Гиппопотам поет: «Слава, слава Мойдодыру! Слава добрым докторам!» (Айболиту) 2) Cамопроверка. (Сверь с образцом) Анализ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - - + - + + - + - Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки. 3) Подвижная физкультминутка Звучит песня « На зеленом лугу». Ученики выполняют движения. 4) Отношение к прочитанному. -Какие черты характера были у Айболита? добрый жестокий заботливый равнодушный смелый трусливый -Можно сказать про него, что он был добросердечным? (только человек с добрым сердцем может помогать другим) 5) Прослушивание отрывка сказки в записи. - Послушайте отрывок сказки в исполнении артистов. 6) Заучивание отрывка наизусть. (1 глава) - повторяют за учителем; - рассказывают в паре; - выразительно рассказывают хором. III. Итог урока. - Какую сказку сегодня читали? - Какой писатель ее написал? IV. Рефлексия. - Чему учит сказка? Что было интересно на уроке?
|