Цели. Совершенствовать выразительное чтение стихотворного
произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность,
чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую
отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность
воспринимать красоту родной природы.
Оборудование.
Учебник "Родная речь", 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова, В.Г.
Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет К.Д. Бальмонта; картины осенней
природы, рисунки детей; грамзапись П.И. Чайковского "Времена года" -
"Октябрь". Осенняя песнь; журнал "Начальная школа" ? 6, 1997; Серебряный
век: Поэзия. (Школа классики). - М.: АСТ, Олимп, 1997; Бальмонт К.
Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. - М.: Правда, 1991; Русские
писатели: Библиографический словарь в 2 ч. Ч I. А-Л (Просвещение, 1990);
В.Даль. Толковый словарь.
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Речевая разминка
На доске: Под ногами в листопад Листья желтые шуршат.
Учитель. Что написано на доске?
Дети. Скороговорка.
У. Прочитайте ее выразительно.
Дети читают.
- О чем эта скороговорка?
Д. О листопаде. - Об осени.
У. Какие слова опорные?
Д. Листья, листопад.
Учитель подчеркивает на доске опорные слова.
У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной.
Дети выполняют задание.
III. Проверка домашнего задания Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Осень" (четыре-пять учеников) и анализируют чтение своих одноклассников.
IV. Постановка темы урока У.
Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и
познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта
"Осень".
На доске:
К.Д. Бальмонт (1867-1942). "Поэт с утренней душой". (А. Блок)
Учитель читает эпиграф к уроку.
- Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его "поэтом с утренней душой".
V. Рассказ учителя о поэте
У.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне
Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная,
умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности,
истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать
самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать.
Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил
природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко
проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное
ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в
поэзии Бальмонта. Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней
душой". Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не
опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень
певучи и музыкальны. Для своей дочери Нины поэт написал
замечательные "Фейные сказки". Это настоящие детские стихи. В них среди
"мошек и блошек", пьющих "капельки с ромашек", живет нежная фея,
"занятая своим делом". Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет
муравьиную войну. Послушайте отрывок из его стихотворения "Наряды Феи".
Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника "Фейные сказки".
-
В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных
сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, БабуЯгу, Кощея.
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде: сидит Яга - Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.
Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта "Береза родная, со стволом серебристым...".
Стихотворение Бальмонта "Росинка" читает подготовленный ученик.
VI. Знакомство со стихотворением У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта "Осень".
Стихотворение Бальмонта "Осень" учитель читает под музыку П.И. Чайковского "Октябрь. Осенняя пора".
- Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
- Какие картины осени рисует нам автор?
Дети находят нужные строки в тексте.
- Какой литературный прием он использует?
Д. Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".
У. Найдите в словаре Даля объяснение слова "благовонье".
Д. Благовонье - приятный запах.
У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется.
VII. Работа над выразительным чтением стихотворения У. Возьмите в руки карандаш, составим "партитуру" стихотворения. Определите
и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II - долгая, I -
короткая), повышение голоса (-), понижение голоса (?), выберите темп
чтения.
Дети выполняют задание в учебнике карандашом.
- А теперь построчно прочитаем стихотворение.
Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети - другую с учетом пауз и интонаций.
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень?
Выслушиваются предложения детей.
- Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.
Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение.
VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера) У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.
"Рождается одна строка, за ней встает другая..."
Сейчас
мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы
входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней
только одна строчка: "Листья падают в лесу..."
Учитель пишет строчку на доске.
- Давайте подберем рифму к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.
У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".
Продолжаем придумывать другие строчки.
Д. "Прячут рыжую лису". - "Вижу рыжую лису" и т.д.
Учитель помогает дальше.
У. "А когда зима завьюжит..." Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
Образец стихотворения, составленного детьми:
Листья падают в лесу. Я домой их принесу. А когда зима завьюжит И метелями закружит, Я дворец зимы разрушу - Листья мне согреют душу.
IХ. Подведение итогов урока У.
С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем
узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы
читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?
Ответы детей.
Х. Домашнее задание У. Выучите стихотворение К.Бальмонта "Осень" и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.
|