Цель урока: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Ю. Коваля, И. Токмаковой.
Задачи: - чтение со звуковым ориентиром рассказов Ю. Коваля и стихов И. Токмаковой; - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; - средствами образного слова воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники, хрестоматия «Литературное чтение», тренажер для глаз, контрольно- оценочные листы «Проверь себя»; красный круг, портреты писателя и поэта, иллюстрации к произведениям, рисунки детей.
Ход урока I. Организационный момент. - Давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. II. Речевая разминка а) – вдох через нос – выдох через рот, - краткий глубокий вдох - замедленный выдох, - медленный глубокий вдох - краткий резкий выдох. б) Загадка. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. - Прочитайте шепотом и отгадайте загадку. Докажите, что это загадка. - Прочитайте ее как бы с вопросом. - Произнеси отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова. III. Проверка домашнего задания. - Какой поре года посвящены изученные произведения? - С произведениями каких авторов мы познакомились? И. Соколов - Микитов Н. Сладков Г. Скребицкий Е. Интулов Е. Благинина - Какое стихотворение и какого автора выучили наизусть? - Расскажите друг другу (работа в парах сменного состава)
III. Основная часть. Введение в тему.
1) Сообщение темы и цели урока. - Как вы думаете, только ли эти авторы писали о природе? - Продолжим путешествие в красочный мир осени. Познакомимся с новыми литературными произведениями, узнаете о жизни Ю. Коваля, И. Токмаковой и попробуем понять, чем очаровала их природа. 2) Жизнь и творчество Ю. Коваля. -Юрий Иосифович Коваль – советский и российский писатель, сценарист мультфильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен. - Родился 9 февраля 1938 года в Москве. Писать рассказы он начал еще в школе. Закончив Московский государственный педагогический институт, получил 2 диплома учителя русского языка и литературы и учителя рисования. Работая учителем, пишет стихи и рассказы для детей, которые публикуются в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Смена». - При жизни Ю. Коваля было опубликовано около 30 его книг - «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Полынные сказки». Его произведения переведены на английский, немецкий, французский, венгерский, итальянский, польский, болгарский, чешский и другие языки. - По сценариям Ю.Коваля сняты 2 художественных и более 10 анимационных фильмов. - За свой труд удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1972, 1987), почетного диплома А.П. Гайдара (1983), почетного диплома Международного Совета по детской и юношеской литературе (1986). - Исходил десятки километров по лесам и полям, жил в дальних заброшенных деревеньках, в охотничьих избушках. Знал в лицо и птиц, и зверей, и травы разные. И понимал их, и любил. 3) Тренажер для глаз. «Числовая пирамидка» стр.14, 15. Установка: сконцентрировать внимание. Собственно чтение А. 1) Словарная работа. Гроздья- кисти цветов, плодов. Кипящий сиреневый куст - сильно цветущий Срубить дом – построить дом из бревен Ржавенькие- красно-бурого цвета 2) Установка на содержание. 3) Чтение учителя. 4) Жужжащее чтение.
Работа над текстом 1) Тест – опрос по содержанию. - 1. Черемуха и рябина - сестры? - 2. Сирень – летняя сестра? + 3. Рябина – осенняя сестра? + 4. Плоды у сирени в виде стручочков ржавеньких? + 5. Осенью у рябины плоды – гроздья ягод? - 6. Кисти сирени и гроздья рябины когда- нибудь встречаются? + 7. Сиреневый куст редко снова зацветает в августе? - 8. Писатель хочет посадить сирень прямо перед дверью? - 9. Рябину хочет посадить справа? + 10. Справа у меня – весенняя сестра, слева – осенняя, а я посередке сижу? 2) Взаимопроверка. Анализ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - - + + + - + - - + Обсуждение вопросов, где были допущены ошибки. 3) Отношение к прочитанному. - Хорошо ли будет чувствовать себя автор, сидя на крыльце нового дома. - Для кого он посадил растения?
Б. Э. Огнецвет. Рябинка. ( Хрестоматия «Литературное чтение» стр. 208) - А вот какую историю про рябинку написала белорусская поэтесса. 1) Чтение со звуковым ориентиром. ( Читает учитель. Дети следят глазами или пальчиками) 2) Высказывание детей о прочитанном. - Какие картины вы представили? - Как относился мальчик к рябинке? - Почему мальчик встал на защиту деревца от сорванца? 3) Характеристика героя. - Какие черты характера проявил мальчик? Выбери. наблюдательность забота любовь восторг радость смелость - С какой целью написала Э. Огнецвет это стихотворение?
В. Физкультминутка Г. Ю.Коваль. Дубы. 1) Словарная работа. Острова – участок, окруженный водой. Поржавели – стали красно – бурого цвета. Поредели листья - стало их меньше. Вспыхнули березы – покраснели. 2) Физкультминутка для глаз. Красная точка. 3) Чтение со звуковым ориентиром. 4) Работа по целостному восприятию текста. - Ответы на вопросы - стр. 59.
Д. И. Токмакова. Дуб. 1) Жизнь и творчество И. Токмаковой. - Ирина Петровна Токмакова – детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов. - Родилась 3 марта 1929 года в Москве. С детства писала стихи. Окончила школу с золотой медалью, училась на филологическом факультете МГУ, в аспирантуре. - Работала переводчиком. Шведский переводчик, познакомившись и узнав, что И. Токмакова любит шведскую поэзию, прислал в подарок для маленького сына сборник шведских народных детских песенок. Она их перевела, а ее муж отнес в издательство и их напечатали. - Через год вышла ее первая книга собственных стихов «Деревья»- сделанная вместе с мужем Львом Токмаковым – художником – иллюстрато- ром. - Стихи ее интересные, веселые, проникнуты теплотой и уютом. 2) Чтение со звуковым ориентиром. 3) Отношение к прочитанному. - Ответы на вопросы - стр. 60.
IY. Домашнее задание. - Выучить стихотворение «Осинка» И. Токмаковой наизусть, стр. 59. YI. Итог урока. - С творчеством каких авторов мы познакомились? - Назовите их произведения.
YII. Рефлексия. - Какое произведение на вас произвело большее впечатление?
|