Четверг, 09.05.2024, 00:51                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

Изучаем устное народное творчество. От обряда – к театру
02.03.2012, 21:36

Цели. Создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по пониманию и усвоению понятий: «обряд», «театр»; содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.

Оборудование. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова); чучело Масленицы; жаворонки (поделки детей); портреты Ф.М. Достоевского, царя Алексея Михайловича Романова; куклы к сказке «Репка», кукла Петрушка; блины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Тема сегодняшнего урока: «От обряда – к театру». В ходе урока мы должны будем узнать, что такое обряд и когда появился первый театр.

III. Знакомство с новым материалом

У. В древности человек жил одной жизнью с природой. Все его внимание было направлено на объяснение таинственной связи окружающих его явлений. Свет и тьма, небо и земля, солнце, гроза, ветер, огонь, вода представлялись ему живыми существами, с человеческими чувствами и мыслями. Таинственное, чудесное в природе объяснялось наличием сверхъестественных сил. К этим неведомым силам обращали молитвы, им приносили жертвы.

На доске:

тьма
свет небо
вода человек земля
огонь солнце
ветер гроза
Бог – счастье, удача

– Наделяя эти силы человеческими чертами, древние славяне олицетворяли их.
Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог воды и др.
Слово бог – исконно славянское. Основное значение этого слова – счастье, удача.
Человек верил, что от богов, приносящих удачу и счастье, зависит его собственная судьба. Отсюда стремление умилостивить их молитвами и жертвоприношениями, а также совершением установленных традицией действий – обрядов.
Попытайтесь объяснить значение слова обряд.

Выслушиваются предположения учащихся.

– Обратимся к Толковому словарю в учебнике на странице 155.

Дети читают:

«Обряд – определенная последовательность действий, сопровождающих важные моменты жизни (рождение, крестины, свадьбы) и сезонного труда специальными обрядовыми песнями».

– Послушаем ребят, подготовивших дома рассказ о богах, в которых верили славяне.

Слушая рассказы, ученики рассматривают иллюстрацию с изображением богов на с. 84 учебника.

Ученик 1. Славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Верховным божеством считали бога неба, который, по их разумению, был в супружеском союзе с матерью-землей.
У славян отец Небо получил имя Сварог – верховный владыка вселенной, родоначальник прочих светлых богов, прабог.
Сварог выводил из-за туч ясное солнце, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. С восходом солнца, с возжжением его светильника соединялась мысль о его возрождении, поэтому Сварог есть божество, дающее жизнь Солнцу – рождающее Даждьбога.

Ученик 2. Даждьбог есть Солнце, сын Неба. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

Ученик 3. Другой сын Сварога-Неба был огонь – молния Сварожич – бог огня.
Древние славяне считали, что огонь в домашнем очаге можно поддерживать только приношением ему разных сгораемых материалов: пожирая их, он живет, но тотчас же погасает (умирает)–как только они превратятся в пепел.

Ученик 4. А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубиной, и гремит гром, стрелы-молнии рассекают тучи, землю поливает дождь. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому, кому желали зла.

У. Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.
Главному богу – Солнцу было посвящено сразу несколько торжеств.
Масленица
– праздник прощания с зимой и встречи весны.
Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали его в женскую одежду. Вокруг чучела водили хороводы. Выглядело это приблизительно так.

Подготовленные ученики водят хоровод вокруг чучела, изготовленного дома, и поют:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

У. А потом сжигали чучело на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае.
До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Ученики, которые водили хоровод, угощают всех блинами.

– Начиналась весна. Первого марта дети бегали по селу с жаворонками, испеченными из теста, и пели веснянки.

Дети дарят гостям жаворонков, сделанных на уроке труда.
Весь класс под трещотку исполняет веснянку «Ой, кулики!»:

Ой, кулики-жаворонушки,
Прилетайте к нам у оконушки!
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков,
Запирай зиму, отворяй весну,
Тепло летице!

– А какие еще праздники вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

– Постепенно на Руси появились первые артисты – скоморохи (потешники). Прочитайте о них текст на странице 86. Найдите ответы на вопросы, записанные на доске.

На доске:

  • Кто такие скоморохи?

  • Какие современные слова могут заменить слово «скоморох»?

  • Какие артисты были среди потешников?

Дети читают текст и отвечают на вопросы.

– Рассмотрите рисунок на с. 86.

Звучит грамзапись игры на гуслях.

– Гусли – старинный инструмент. Первое упоминание о русских гуслях относится к VI веку. Название их происходит от древнеславянского слова «гуслы» – гудеть, а так как гудела струна, то она и получила название «гусли».
Гусли – гудящие струны, их 12–13. В древнем Киеве гусли были любимым музыкальным инструментом, под них пели и плясали.

Учитель надевает на руку куклу «Петрушка».

– Ребята, кто это?

Д. Петрушка.

Ученик читает стихотворение на с. 87 учебника.

Ученик.

Из-за ширм Петрушка выскочил и ну:
– Эй, коси-малина, вспомню старину! –
Весело Петрушка пляшет и поет.
– Молодец, каналья, – говорит народ.

У. От обрядов и скоморохов мы переходим к кукольному театру. Прочитаем о нем в учебнике.

Дети читают текст на с. 87.

– Выскажите свои предположения.

На доске портрет Ф.М. Достоевского и высказывание: «Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, и детям, и старикам?»

– Постарайтесь ответить на вопрос писателя Федора Михайловича Достоевского.

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь посмотрим кукольный спектакль по русской народной сказке «Репка», который покажут ваши одноклассники.

Дети разыгрывают сказку.

– А где сейчас можно увидеть кукольные спектакли?

Д. В театре.

У. А теперь послушаем рассказ о театре.

Ученик. Знаете ли вы, как театр на Русь пришел? В середине ХVII века русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники ходили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович (показ фото) заинтересовался новым зрелищем и решил устроить театр в Москве.
Постановку первого спектакля поручили школьному учителю из Немецкой слободы, пастору Грегори. В селе Преображенском было построено для театра специальное здание – «комедийная хоромина».
Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. Представление пьесы «Эсфирь» длилось целых 10 часов, в нем участвовало более 60 актеров.

IV. Итог урока

У. Разговор о театре сегодня мы только начали. Вам еще многое предстоит узнать. А сейчас вернемся к вопросам, прозвучавшим в начале урока, и ответим на них.

  • Что такое обряд?

  • Когда появился первый театр в нашей стране?

Дети отвечают.

– Что вы запомнили о создании первого театра?

Д. Его создали по велению царя Алексея Михайловича.
– Первый спектакль длился более 10 часов и в нем играло более 60 актеров.

У. Молодцы.

V. Домашнее задание

У. Дома вы прочитаете материал на с. 84–88. Кто заинтересовался историей возникновения театра, может найти дополнительные сведения о крупнейших театрах страны или рассказать о каком-то из наших городских театров.

Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 1613 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru