Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
Жил богатый купец с купчихою;
торговал дорогими и знатными товарами и каждый
год ездил с ними по чужим государствам.
В некое время снарядил он корабль; стал
собираться в дорогу и спрашивает жену:
– Скажи, радость моя, что тебе из иных земель в
гостинец* привезти?
Отвечает купчиха:
– Я у тебя всем довольна; всего у меня много! А
коли угостить да потешить хочешь, купи мне диво
дивное, чудо чудное.
– Хорошо, коли найду – куплю.
Поплыл купец за тридевять земель, в тридесятое
царство, пристал к великому, богатому городу,
распродал все свои товары, а новые закупил,
корабль нагрузил; идет по городу и думает: «Где бы
мне найти диво дивное, чудо чудное?»
Попался ему навстречу незнакомый старичок,
спрашивает его:
– Что так призадумался-раскручинился, добрый
молодец?
– Как мне не кручиниться? – отвечает купец. –
Ищу я купить своей жене диво дивное, чудо чудное,
да не ведаю где.
– Эх ты, давно бы мне сказал! Пойдем со мной; у
меня есть диво дивное, чудо чудное – так и
быть, продам.
* Гостинец – подарок.
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Этот текст – начало сказки:
а) о животных; б
) волшебной; в
) бытовой.
3. Какие черты народной сказки можно
обнаружить в этом тексте?
а) Волшебные числа; б
) традиционное начало сказки; в
) животные действуют и разговаривают; г
) встреча с волшебным помощником; д
) путешествие в «чужую» страну.
4. Подчеркни те фрагменты текста,
который подтверждают твой предыдущий ответ, и
обозначь их в тексте сказки соответствующими
буквами: а, б, в, г, д.
5. Вспомни сказку (одну или несколько)
с подобным началом: девица заказывает необычный
гостинец. Как называется эта сказка? Напиши.
6. Какие подробности в этой сказке
могли появиться только с развитием торговых
отношений между государствами? Подчеркни эти
фрагменты волнистой линией.
Задание 2
ДЕТСТВО
Чем жарче день, тем радостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
(И. Бунин)
Вопросы и задания
1. Как надо читать это стихотворение?
а) Весело, задорно; б
) задумчиво, печально; в
) вдохновенно, с радостью.
2. Найди в тексте зрительные образы –
то, что видит герой. Подчеркни их прямой линией.
3. Отыщи в тексте упоминания о запахах,
о воздухе. Подчеркни их волнистой линией.
4. Есть ли в тексте образы, рожденные
благодаря прикосновению к предметам? Подчеркни
их пунктирной линией.
5. Можно ли сказать, что герой всеми
чувствами впитывает красоту и тепло летнего дня?
Напиши.
Задание 3
ВЫСТРЕЛ В ЛЕСУ
Лес молчал. Лишь чуть-чуть играли
золотые листья березы, купаясь в блестках солнца.
Притихли молодые дубки рядом с величавым
исполином-дубом. Бесшумно трепетали оставшиеся
на осине серебряно-серенькие листья.
Выстрел!
Лес встрепенулся. Ответил недовольным, обиженным
эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу
дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы
ахнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо
посыпала листьями.
(Г. Троепольский)
Вопросы и задания
1. В какой книге можно прочитать это
произведение?
а)«Сказки»; б
) «Рассказы о природе»; в
) справочник «Леса России».
2. Как ты думаешь, почему лес ответил
«недовольным, обиженным эхом»? Напиши.
3. Раздели текст на три части по смыслу.
Озаглавь каждую часть.
4. Найди в тексте фразы, где о лесе
говорится как о живом существе. Подчеркни.
5. Попробуй о неживом: о солнце, о реке –
сказать как о живом.
Солнце – ...; Речка – ... .
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки
1. Темп чтения (при норме 90 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 80–90 слов в минуту;
2-й уровень – 70–80 слов в минуту;
1-й уровень – менее 70 слов в минуту.
Понимание жанровой специфики
волшебной сказки
2. б)
3–4.
а) Тридевять, тридесятое. б
) Начало сказки: «Жил...» г
) Встреча с незнакомым старичком. д
) Путешествие в «чужую» страну –
путешествие купца.
5. «Аленький цветочек».
6. Торговал дорогими и знатными
товарами и каждый год ездил с ними по чужим
государствам; Пристал к великому, богатому
городу, распродал все свои товары, а новые
закупил, корабль нагрузил.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например, в
выполнении задания 4.
2-й уровень – даны правильные
ответы только на два вопроса.
1-й уровень – все задание не
выполнено или выполнено неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения
1. в)
2. Зрительные образы: бродить по
этим солнечным палатам; повсюду блеск, повсюду
яркий свет; а ствол – гигант, тяжелый, величавый;
кора красна.
3. Упоминания о запахах: дышать сухим
смолистым ароматом; кажется, что пахнет не сосна,
а зной и сухость солнечного света.
4. Осязательные образы: Песок – как
шелк... Прильну к сосне корявой...; Кора груба,
морщиниста, красна, / Но так тепла, так солнцем вся
прогрета!
5. Да.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнены только два
пункта задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
Анализ рассказа
1. б)
2. Выстрел грубо нарушил тихое
спокойствие леса, и деревья недовольно
заворчали. Человеческое (выстрел) потревожило
естественную лесную жизнь.
3. Каждый новый абзац – новая часть. Они
могут быть озаглавлены так:
1. Тишина (Лесная тишь).
2. Выстрел (Выстрел в лесу).
3. Лесное эхо (Голоса леса).
4. Лес молчал; ...играли золотые листья
березы, купаясь в блестках солнца; притихли
молодые дубки рядом с величавым исполином-дубом;
лес встрепенулся; ответил недовольным, обиженным
эхом; береза, забравшаяся на границу дубняка и
осинника, испугалась, вздрогнула; дубы ахнули,
как богатыри; осина торопливо посыпала листьями.
5. Солнце смеется.
Река спит, играет.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты; или даны
верные ответы на четыре вопроса.
2-й уровень – выполнены только два
пункта задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
|