Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
День-другой плывут Иван Быкович с
царицей-золотые кудри. Нашла на царицу
грустьтоска, ударила она себя в грудь,
оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь
пропала!» – думает Иван Быкович, да вспомнил про
седьмого старичка, который умеет ершом плавать.
– Скажите поскорее,
Кого боится мышка?
– Она боится кошки
И больше никого!
– Кого боится кошка?
– Боится злой собаки!
Огромной, злой собаки
И больше никого!
– Кого боится злая,
Огромная собака?
– Хозяина боится
И больше никого!
– Зато хозяин храбрый!
Кого ему бояться?
– Боится он хозяйки
И больше никого!
– Но никого на свете
Хозяйка не боится!
– Ну как же не боится?
Она боится мышки –
И больше никого!
(В. Орлов)
– Ты, что ли, горазд ершом плавать?
– Я, батюшка, мое дело ребячье! – ударился
оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукой и
давай ее под бока колоть. Щука выскочила на
корабль и опять сделалась царицею – золотые
кудри.
А Иван Быкович уже к Чудо-Юдову отцу едет царевну
отвезти, как и обещал. Приехал к нему с царицей –
золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих
богатырей, велел принести вилы железные и
поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на
царицу и говорит:
– Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на
белый свет отпущу.
– Нет, погоди, – отвечает Иван Быкович, – не
подумавши сказал!
– А что?
– Да у меня приготовлена яма глубокая, через
яму лежит жердочка: кто по жердочке пройдет, тот
за себя и царицу возьмет.
– Ладно, Ванюшка, ступай ты наперед.
Иван Быкович пошел по жердочке, а царица –
золотые кудри про себя говорит:
«Легче пуху лебединого пройди!»
Иван Быкович прошел, а старый старик пошел – так
и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу – золотые кудри и
воротился домой; скоро они обвенчались и задали
пир на весь мир.
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Этот текст – фрагмент сказки:
а) о животных;
б) волшебной;
в) бытовой.
3. Какие черты народной сказки можно
обнаружить в этом тексте?
а) Волшебные числа;
б) свадьба – традиционный конец сказки;
в) животные действуют и разговаривают;
г) заклички – специальные слова, с
помощью которых вершится волшебство;
д) герои «чужого» мира с необычными
способностями, с необычной внешностью.
4. Подчеркни те фрагменты текста,
которые подтверждают твой предыдущий ответ, и
обозначь их соответствующими буквами: А, Б, В, Г, Д.
5. Встречались ли тебе в других
сказках превращения героев в рыбу, птицу,
животное? Вспомни таких героев, запиши их имена.
Задание 2
КТО КОГО БОИТСЯ
Вопросы и задания
1. Каково это стихотворение по
настроению?
а) Грустное, печальное; б
) веселое, шутливое; в
) лирическое, задушевное;
2. Нарисуй кружочками всех героев
стихотворения в порядке их появления в тексте. У
тебя получится цепочка:
3. Какие произведения литературы и
фольклора построены по принципу такой цепочки?
Напиши их названия.
4. Как построено это стихотворение?
а) В форме диалога – разговора двух
или нескольких лиц; б
) в форме монолога – речи одного лица.
Задание 3
ВОЛК И КОЗА
Волк видит – коза пасется на каменной
горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и
говорит:
– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и
трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
– Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, – ты
не об моем, а о своем корме хлопочешь.
(Л. Толстой)
Вопросы и задания
1. Каков жанр этого произведения?
а) Сказка; б
) рассказ; в
) басня.
2. Какие качества свойственны героям?
Соедини стрелками подходящие.
Волк |
хитрость
доверчивость
мудрость
леность
осторожность |
Коза |
3. Найди самые главные слова в
произведении. Подчеркни их.
4. Какая пословица более всего
соответствует главной мысли этого текста?
а) Не пойман – не вор. б
) На чужой каравай рот не разевай. в
) Где ум, там и толк.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки
1. Темп чтения (при норме 70 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 60–70 слов в минуту;
2-й уровень – 50–60 слов в минуту;
1-й уровень – менее 50 слов в минуту.
Понимание жанровой специфики
волшебной сказки
2. б)
3–4.
а) Волшебные числа: 7, 12 б
) Свадьба – традиционный финал. г
) Закличка: «Легче пуху лебединого пройди!» д
) Герои «чужого» мира: царевна – золотые
кудри; старичок, способный превратиться в ерша;
Чудо-Юдов отец.
5. Финист – ясный сокол, Царевна-лягушка.
(Дети могут назвать героев авторских сказок.
И это тоже верный ответ! Например,
братья-лебеди из сказки Андерсена.)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например в
выполнении задания 4.
2-й уровень – выполнено менее
половины объема всего задания.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 2
Анализ стихотворения
1. б)
2. Мышка ––> Кошка ––> Собака ––>
Хозяин ––> Хозяйка ––> Мышка.
3. «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
4. а)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. в)
2. Волк – хитрость, коза – осторожность,
мудрость.
3. «Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь, –
ты не об моем, а о своем корме хлопочешь».
4. в)
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты или даны
правильные ответы на три вопроса.
2-й уровень – выполнено менее
половины задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
|