Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
К концу каникул я уже пас гусей, коз и
бабушкину корову Марту. У Марты были большие
грустные глаза с длинными ресницами и медный
колокольчик на шее. Я очень привязался к Марте. И
потому, что она была молчаливой и послушной, и
потому, что у нее было вкусное густое молоко. Одно
время я даже просил у бабушки разрешения увезти
Марту из деревни в город.
– Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. –
Только где ты ее будешь держать?!
Долго я не мог придумать, куда бы в городе
пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы
забиты углем. И вдруг придумал. На балконе.
«Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе
будет жить корова. Все начнут ходить и
удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я
буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на
лето будем выезжать к бабушке».
Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил
Марту бечевкой, вложил мерку в конверт и написал
маме письмо:
«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»
Через три дня от мамы пришел ответ:
«Марта войдет. Хвост не умещается».
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. В какой книжке можно прочитать это
произведение?
а) Сказки; б
) рассказы для детей; в
) энциклопедия «Домашние животные».
3. Каков этот текст по настроению?
а) Смешной, юмористический; б
) лирический, трогательный; в
) героический.
4. Где и когда происходит действие
произведения?
а) Летом в городе; б
) весной в деревне; в
) в деревне во время летних каникул.
5. Подчеркни смешные моменты в тексте.
Задание 2
Внимательно прочитай текст.
ТЕКСТ 1
Неоценимую помощь в предсказании
погоды могут оказать животные. В 1972 году на
северные районы Германии обрушился смерч со
скоростью ветра 170 километров в час. Вихрь
уничтожил 50 миллионов деревьев. Оказалось, что на
огромной территории, где прошла гигантская
воронка, погибло всего 37 животных. Лесничие
видели, что накануне вечером лисы, олени, кабаны,
дикие козы и другие животные в испуге
разбегались в разные стороны. Ученые сделали
вывод, что животные обладают способностью
улавливать изменения воздушного давления.
Вопросы и задания
1. В этом тексте утверждается такая
главная мысль:
а) И дикие, и домашние животные
способны предчувствовать погоду. б
) Смерчи приносят большой вред. в
) Животные чутко улавливают состояние
природы и могут предсказать погоду.
2. Какие названия используются в этом
тексте для обозначения такого явления, как смерч?
Выпиши.
Прочитай второй текст.
ТЕКСТ 2
Матрос закричал:
– Это шквал! Сеньор, это шквал*!
Свисток – и матросы бросились на реи*.
Солнце в багровом тумане грузно, устало катилось
за горизонт. Как нахмуренная бровь, висела над
солнцем острая туча.
Корабль затаил дух и ждал шквала. Загудел ветер.
Он ударил по мачтам, завыл. Огромная волна
ударила в грудь корабля, хлестнула пеной и
понеслась дальше.
(Б. Житков)
* Шквал – сильный, резкий ветер.
* Реи – сооружения для крепления парусов.
Вопросы и задания
1. Главное для автора этого текста:
а) рассказать читателю о шквале как
природном явлении; б
) рассказать о морском путешествии и о
том, как было страшно в море во время шквала; в
) научить человека правильно вести себя
во время стихийного бедствия.
2. Найди в тексте описание солнца и тучи.
Какое настроение создается в этих строчках?
а) Ожидание веселого приключения; б
) тревожное, томительное; в
) настроение легкой грусти.
3. Какой из двух текстов научный, а
какой – художественный?
а) 1 – научный, 2 – художественный; б
) 1 – художественный, 2 – научный.
4. В тексте, который ты считаешь научным,
подчеркни научные слова и выражения.
Задание 3
ПОРВАННАЯ ТРОПИНКА
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах-разрывах – облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка...
Теплый ветер дуетподувает,
Не спеша тропинку
Зашивает.
(Т. Белозеров)
Вопросы и задания
1. Какое это стихотворение по настроению?
а) Веселое, юмористическое; б
) грустное; в
) лирическое, душевное.
2. Внимательно перечитай
стихотворение и найди в тексте ответ на вопрос:
что значит порвалась тропинка на лугу?
Подчеркни ответ в тексте.
3. Что такое цветное коромысло? Напиши.
Попробуй придумать свое, красивое
название этому явлению.
4. Найди рифмы в первом четверостишии.
Соедини рифмующиеся строчки.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ
рассказа
1. Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 40–50 слов в минуту;
2-й уровень – 30–40 слов в минуту;
1-й уровень – менее 30 слов в минуту.
2. б)
3. а)
4. в)
5. Могут быть подчеркнуты следующие
фразы:
«Пожалуйста, вези, – говорила
бабушка. – Только где ты ее будешь держать?!»
«На балконе. «Замечательно! – подумал
я. – У нас на балконе будет жить корова. Все
начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я
дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с
ней. А на лето будем выезжать к бабушке».
«Мама, измерь балкон. Уместится ли
Марта?!»
«Марта войдет. Хвост не умещается».
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты, например, в
выполнении задания 5.
2-й уровень – выполнено менее
половины заданий.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
Задание 2
Сравнение научного и художественного
текстов
Текст 1. 1. в). 2. Вихрь,
гигантская воронка.
Текст 2. 1. б). 2. б). 3. а).
4. Могут быть отмечены фразы: В 1972
году на северные районы Германии обрушился смерч
со скоростью ветра 170 километров в час;
50 миллионов деревьев; 37 животных; животные
обладают способностью улавливать изменения
воздушного давления.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты. Например,
подчеркнуты не все фразы в научном тексте.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. в)
2. От дождя промокла и раскисла.
3. Радуга. Например, семицветная дуга
или семицветье.
4. Тайгу – лугу,
коромысло – раскисла.
|