Задание 1
Начни читать текст тихо, вполголоса.
По сигналу учителя остановись и отметь место,
где читаешь, карандашом.
ЛИСА И КОЗЕЛ
Бежала лиса, на ворон зазевалась – и
попала в колодец. Воды в колодце было немного:
утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса,
горюет. Идет козел – умная голова,
идет–бородищей трясет, рожищами мотает.
Заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:
– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса. – Там,
наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь
прохладно да хорошо! Водицы сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! – отвечает лиса. – Чистая,
холодная! Прыгай сюда.
Прыгнул сдуру козел. А лиса вскочила ему на спину,
со спины – на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце.
(К. Ушинский)
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. Какое произведение ты прочитал:
а) рассказ; б
) сказку о животных; в
) волшебную сказку.
3. Какие слова здесь о лисе, а какие – о
козле? Соедини стрелками.
Козел |
хитрый (-ая)
глупый (-ая)
коварный (-ая)
находчивый (-ая)
простодушный (-ая)
доверчивый (-ая) |
Лиса |
4. Какая пословица отражает главную
мысль текста?
а) На свою глупость жалобы не подашь. б
) Утро вечера мудренее. в
) У семи нянек дитя без глазу.
5. Вспомни другие сказки, где лиса
такая же хитрая. Напиши их названия.
Задание 2
ПОДСНЕЖНИК
В саду, где березки столпились
гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
(П. Соловьева)
Вопросы и задания
1. Как надо читать это стихотворение?
а) торжественно, громко; б
) задумчиво, печально; в
) прочувствованно, душевно.
2. Как автор относится к цветку?
а) с нежностью, умилением; б
) равнодушно; в
) с восторгом и ликованием.
3. Почему автор, говоря о подснежнике,
использует ласковые слова: ножка, глазок?
Напиши.
4. Найди в тексте слова, которые
подтверждают, что природа для поэта – живая.
Подчеркни 1–2 примера.
Задание 3
Внимательно прочитай два текста.
ТЕКСТ 1
Мы живем на дне огромного воздушного
океана, окружающего земной шар. Глубина этого
океана – тысяча километров, называется он
атмосферой.
Воздушный океан так же неспокоен, как и другие
океаны планеты. Солнечное излучение, вращение
Земли воздействуют на него таким образом, что
воздушные массы все время перемещаются. Их
движение мы и называем ветром.
(Г. Райхардт)
ТЕКСТ 2
Как-то утром наше окно распахнул
веселый ветерок. Он потрепал занавески, лизнул
меня в лицо, полистал книжку и хотел задуть
лампу-ночник. Разозлился, что не получилось, и
разлохматил шерсть у кошки, и стянул скатерть, и
раскачал абажур.
Я закрыл окно и почти его поймал, но он ускользнул
через щель под дверью.
Я не пропускал ни одного ветра – делал вертушки,
пускал бумажных голубей... Но чаще всего запускал
змея.
(Л. Сергеев)
Вопросы и задания
1. Найди верное утверждение:
а) Оба текста объясняют, почему дует
ветер. б
) В обоих текстах рассказывается о ветре, но
по-разному. в
) В обоих текстах описывается ветер.
2. В тексте___ можно почувствовать
отношение героя к ветру.
В тексте ___ автор объясняет, что такое
ветер.
Впиши номер текста.
3. Какой из двух текстов научный, а какой
– художественный?
а) 1 – научный, 2 – художественный; б
) 1 – художественный, 2 – научный.
4. В научном тексте подчеркни научные
слова и выражения.
5. Найди и подчеркни в художественном
тексте предложения, где о ветре говорится как о
веселом шалуне.
Уровни выполнения работы
Задание 1
Проверка техники чтения. Анализ сказки.
1. Темп чтения (при норме 25 слов в минуту):
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 20–25 слов в минуту;
2-й уровень – 15–20 слов в минуту;
1-й уровень – менее 15 слов в минуту.
2. б)
3. Козел – глупый, простодушный,
доверчивый; лиса – хитрая, коварная.
4. а) На свою глупость жалобы не
подашь.
5. «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот,
дрозд и петушок» и др.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно
Задание 2
1. в)
2. а)
3. Автор использует ласковые слова, так
как относится к цветку как к маленькому, нежному,
живому существу.
4. Могут быть отмечены фразы: березки
столпились гурьбой; подснежника глянул глазок
голубой; понемножку зеленую выставил ножку;
потянулся из всех своих маленьких сил и тихо
спросил...
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнено менее
половины пунктов задания.
1-й уровень – задание не выполнено
или выполнено неверно.
Задание 3
1. б)
2. В тексте 2 можно почувствовать
отношение героя к ветру.
В тексте 1 автор объясняет, что такое
ветер.
3. 1 – научный, 2 – художественный.
4. Воздушный океан, окружающий земной
шар; глубина этого океана – тысяча километров,
называется он атмосферой; океаны планеты;
солнечное излучение, вращение Земли
воздействуют; воздушные массы все время
перемещаются.
5. Окно распахнул веселый ветерок; он
потрепал занавески, лизнул меня в лицо, полистал
книжку и хотел задуть лампу-ночник; разлохматил
шерсть у кошки, и стянул скатерть, и раскачал
абажур; он ускользнул через щель под дверью.
4-й уровень – всё задание выполнено
верно.
3-й уровень – в целом все выполнено
верно, но есть отдельные недочеты.
2-й уровень – выполнены 2 из пяти
пунктов задания.
1-й уровень – задания не выполнены
или выполнены неверно.
|