Цели. Познакомить с поэтом ХIХ века
И.С. Никитиным, с литературоведческими
терминами (сравнение, олицетворение); через
поэтическое произведение раскрыть картину жизни
того времени в представлении поэта; воспитывать
внимание к поэтическому языку; учить
выразительному чтению поэтических произведений.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 3, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); портреты А.Н. Плещеева и
И.С. Никитина; карточки с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
На доске портрет поэта А.Н. Плещеева,
выставка его книг.
Учитель. Назовите имя, отчество и
фамилию поэта.
Дети. Алексей Николаевич Плещеев.
У. Как называется стихотворение,
которое вы читали дома?
Д. "Былое".
У. Почему оно так названо?
Д. Стихотворение называется
"Былое" потому, что поэт вспоминает прошлое,
то, что было в его жизни в далекие детские годы.
III. Проверка домашнего задания
У. Как вы готовились к уроку?
Д. Читали стихотворение,
озаглавили каждую часть, готовились к
выразительному чтению по памятке.
У. О чем рассказывает поэт в
первой части?
Д. О своем любимом уголке, старом
саде с прудом.
У. Как можно озаглавить эту
часть?
Д. Любимый уголок.
У. Какие чувства вы должны
донести до слушателей, читая эту часть
стихотворения?
Д. Волнующие чувства, выразить
любовь к этому уголку природы.
Дети читают первую часть
стихотворения.
– Как вы озаглавили вторую часть
стихотворения?
Д. Нянюшка.
У. Чем поэту запомнился образ
няни?
Д. Няня, молящаяся у икон.
Детское любопытство: "Чем же она прогневала
Христа?"
У. Как воспитывались в семье
дети?
Д. Дети воспитывались с глубокой
верой в Бога, в смирении и послушании.
Дети читают вторую часть.
У. О чем рассказывается в
третьей части? Как вы ее озаглавили?
Д. Расставание.
У. С каким настроением нужно
читать эту часть?
Д. С грустным настроением, с
болью и печалью.
Дети читают третью часть
стихотворения. Оценки за выразительное чтение
обсуждаются детьми.
IV. Сообщение темы урока
Рядом с портретом А.Н. Плещеева
учитель ставит портрет И.С. Никитина.
У. Обратите внимание на даты
жизни поэтов. Можно ли сказать, что Плещеев и
Никитин были поэтами одной поры?
Д. Да, они жили в одно и то же
время. Но Никитин прожил короткую жизнь. В
возрасте 36 лет он умер.
У. Сегодня на уроке мы с вами
познакомимся с произведением Ивана Николаевича
Никитина "Воспоминание о детстве".
V. Рассказ учителя о поэте
У. Детство поэта прошло в
Воронеже, отец его был купцом – владельцем
небольшого свечного завода. Иван Саввич учился в
духовном училище, а потом в семинарии, но не
закончил учение. Мать поэта была добрая, ласковая
женщина, но рано умерла. Отец не смог заботиться о
сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя Иван
Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он
подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал
писать рано, но долго не решался их напечатать. И
первое стихотворение "Русь" принесло ему
известность. Стихи Никитина вы читали во втором
классе. Назовите их.
Д. "Утро", "Встреча
зимы".
У. Стихотворение, которое мы
будем читать сегодня, называется
"Воспоминание о детстве".
VI. Первичное восприятие текста
Учитель читает стихотворение.
У. С каким чувством вспоминает
поэт годы детства?
Д. С грустью и печалью.
У. Что вызывало радость в душе
ребенка?
Д. Общение с природой.
У. Что любил будущий поэт?
Д. Поэт любил родные просторы,
леса, поля и нивы.
– Любил читать книги, слушать
рассказы няни.
VII. Работа с текстом
У. Прочитайте текст
самостоятельно. При чтении отмечайте карандашом
непонятные слова.
Дети читают стихотворение.
– Какие слова вы подчеркнули?
Дети отвечают.
– Дома, пользуясь словарем, узнайте
значение этих слов.
Сколько можно выделить частей в
стихотворении?
Д. В стихотворении четыре части.
У. Молодцы!
VIII. Домашнее задание
У. Дома вы готовите
выразительное чтение стихотворения, находите
толкование слов, которые подчеркнули, и
определяете границы частей стихотворения. Урок 2 ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная часть
Учитель. Назовите автора
поэтического произведения, с которым вы работали
дома.
Дети. Иван Саввич Никитин.
У. Какова тема этого
стихотворения?
Д. Воспоминания о детстве, об
окружающей его природе и людях.
У. Стихотворение носит
автобиографический характер: это значит, что в
стихотворении нашли отражение факты жизни
самого поэта.
– Что вы узнали о детстве поэта из
стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке?
Д. Родился Никитин в Воронеже, в
семье купца. Детство его прошло печально, рано
умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: "в
пустыне рос я сиротой". Любил прогулки на
природе, книги и рассказы няни "о блеске чудных
царств и гор".
III. Работа с текстом
У. Прочитайте стихотворение.
Дети читают текст.
– Сколько частей можно выделить в
стихотворении?
Д. Четыре части.
У. Будем читать по частям и
объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте
первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете,
она заканчивается.
Читает один ученик. Дети поднимают
руки на строке "Под ним узорчатый ковер..."
– Что мы узнаем сразу же из первых
строк?
Д. Как шли годы детства автора.
У. Как вы понимаете слово
"однообразно"?
Д. Изо дня в день одно и то же,
постоянно. Ничто не менялось. Дни были похожи
друг на друга.
У. Прочитайте, каким мы видим дом
поэта.
Д. "Я помню дом наш
деревянный..."
У. Докажите строчками автора,
что необычного запомнил в доме мальчик.
Д. "Причудливых изображений
На белом фоне потолков
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров".
У. Что означает "счастливый
плод воображенья"?
Д. Необычный, придуманный кем-то
рисунок.
У. Прочитайте, как выглядело
убранство комнаты.
Д. "Большой диван и круглый
стол".
У. Память оставила поэту точное
изображение картины дома. Прочитайте вторую
часть стихотворения.
Дети дочитывают до строчки "Одной
был радостью святой..." и поднимают руку.
– Докажите словами автора, что
увиденные картины природы ему радостны.
Д. "С какою тайною
отрадой"...; язык природы одной был радостью
святой..."
У. Каким близким по значению
словом можно заменить слово "отрадой"?
Д. Удовольствием, радостью.
У. Перечитайте про себя вторую
часть. Попробуйте представить и рассказать
увиденные картины природы. Какие картины вы
увидели?
Д. Раннее утро, восходит солнце,
золотые лучи пробиваются сквозь облака.
Местность холмистая, с красивыми берегами рек.
Поля с хлебами.
У. Представить, увидеть картины
природы помогают образные поэтические слова.
Такие слова в литературе называются
"эпитеты".
Учитель прикрепляет на доску
карточку.
На доске:
– Найдите во второй части
яркие образные слова, например, такие, как
"сонною землею", "полосатыми полями".
Какие еще эпитеты использует поэт?
Д. "Золотистыми волнами",
"и тень волнистой нивы", "восток
безоблачный".
У. Для чего поэт использует эти
слова?
Д. Чтобы читатель мог ярче
представить себе картины природы, явления.
У. Прочитайте третью часть.
Остановитесь там, где, как вы считаете,
заканчивается эта часть.
Читает один ученик. Дети молча
поднимают руку на строчке "Как собеседник,
отвечал...".
– Какое настроение описывает поэт?
Д. Грустное и печальное.
У. Чтобы выразить печаль и
тяжесть на душе в сырой осенний день, поэт
сравнивает туман с дымом свинцовым.
"Когда сырой туман осенний
Поля и дальние деревни,
Как дым свинцовый, одевал..."
Этот прием сравнения знакомого
явления с другим предметом помогает по-особому
увидеть это явление.
А знаете ли вы, как называется изображение
неживых предметов в виде живых существ?
А самовар, как верный друг,
Их споры слушал молчаливо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как собеседник, отвечал...
Такой прием называется
олицетворением.
Учитель прикрепляет на доску
карточку.
На доске:
– Поэт одушевляет самовар и
называет его верным другом. В одной только части
поэт использует разные приемы. Для чего поэт так
пишет стихотворение?
Д. Поэт хочет показать свои
чувства, передать свое настроение, точнее
описать каждый предмет.
У. Дочитываем четвертую часть.
Дети читают стихотворение до конца.
– Что было радостью, утешением для
будущего поэта?
Д. Чтение любимых книг, сказки,
рассказанные няней.
IV. Обобщающая беседа
У. Чем интересно было для нас
чтение "воспоминаний о детстве"?
Д. Поэт жил в ХIХ веке, и нам было
интересно узнать, как жили люди другого века, что
чувствовали, что любили.
У. Мы представили картину жизни
поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а
чувства, которые он выразил в стихотворении,
трогают нас, не оставляют равнодушными.
V. Работа над выразительностью
чтения
У. Перечитаем стихотворение еще
раз и определим интонацию каждой части.
Д. Первая часть – спокойно,
повествующе.
Вторая часть – радостно, взволнованно.
Третья часть – спокойно, монотонно.
Четвертая часть – спокойно, загадочно.
У. Расставим логические
ударения и паузы.
Работа выполняется вместе с
учителем.
Дети читают в парах, в четверках. Выбирают лучших
чтецов, работа ведется так же, как и на предыдущих
уроках.
VI. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок из
стихотворения. |