Цели. Продолжить знакомство
учащихся с поэзией И.А. Бунина, учить анализу
стихотворения; воспитывать внимание к
поэтическому слову; прививать любовь к родному
краю.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); загадки; цветочные благовония;
репродукция картины Яна ван Хёйсума "Букет
цветов".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Отгадывание загадок о цветах. На
доске рисунки детей с изображениями полевых
цветов. Дети читают загадки о цветах и показывают
их.
Ученик 1
Желтая скатерка,
Белая оборка,
У оборки той зубцы –
Закругленные концы.
Дети. Ромашка.
Учитель. Объясните, почему вы так
считаете?
Д. У ромашки желтый глазок, а
вокруг белые лепестки с закругленными краями.
Ученик 2
У травки-кудрявки
Кисточки лиловые,
В них цветки медовые, А у листа –
верхушка –
Ветка-завитушка.
Д. Мышиный горошек.
Ученик 3
Цветик-невеличка,
Яркий огонек.
Как зовут?
Д. Гвоздичка.
Ученик 4
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Д. Одуванчик.
Ученик 5
Любят зайчатки
Листья-тройчатки
От травы-полевки,
Красной головки.
Д. Клевер красный.
Ученик 6
Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Д. Колокольчик.
У. Где растут эти цветы? Как их
можно назвать?
Д. Это полевые цветы, потому что
они растут в поле.
У. Закройте глаза и представьте,
что вы находитесь на лугу в момент цветения и
почувствовали восхитительный аромат цветущих
растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох
ртом два-три раза.
Откройте глаза. Перед вами изображение букета
полевых цветов.
Учитель показывает репродукцию
картины "Букет цветов" голландского
художника Яна ван Хёйсума (1722) (Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия).
– Об этих скромных и нежных цветах
поэты сочиняли стихи, композиторы писали музыку
на эти стихи. Сегодня мы познакомимся со
стихотворением Ивана Бунина "Полевые
цветы".
III. Первичное восприятие текста
Книги у учащихся закрыты.
У. Послушайте стихотворение и
ответьте на вопросы: какие цветы поэту нравятся
больше других? Почему?
Учитель читает стихотворение.
– Ответьте на поставленный перед
вами вопрос.
Д. Поэту нравятся цветы лесов и
лугов. Они напоминают про "давно забытые
светлые дни". Они красивые и сердцу родные.
IV. Словарная работа
У. Прочитайте стихотворение про
себя и выделите непонятные слова.
Учитель объясняет смысл слов.
Пышно – ярко, нарядно, великолепно.
Заморских (цветов) – привезенных
из-за моря, из других стран.
Благовонная (весна) – аромат,
запах.
Вечных созвездий – группа звезд.
"Сестра и братья заморских цветов"
– родные садовых цветов.
V. Работа с текстом
У. Сколько частей в
стихотворении? Почему?
Д. Две части. В первой части
говорится о садовых цветах, а во второй – о
полевых.
У. О каких цветах идет речь в
первой части? Назовите их.
Д. Розы, гвоздики, хризантемы,
герберы, лилии.
У. Докажите, что они хорошие.
Д. "Нежны и сладки их
запахи", "пышно цветут".
У. Почему же они автору нравятся
меньше, чем полевые?
Д. Он к ним не привык. Эти цветы
для него "чужие", растут в теплицах, за
морями.
У. Чем поэту нравятся полевые
цветы?
Д. Цветы "скромные", они
растут на свободе, "в лесах и лугах". Над ними
нет клетки ("теплицы зеркальные"), а есть
небо и звезды.
У. Как об их красоте говорит
поэт?
Д. Их красота "стыдливая" –
скромная, незаметная и тем прекрасная. Они
"сердцу и взору родные", напоминают что-то
забытое, но счастливое, доброе.
У. Нарисуйте словесную картинку
места: где растут садовые цветы? В каких условиях?
Как они выглядят?
Д. Садовые цветы растут в
теплицах, за ними заботливо ухаживают. Они
горделиво стоят за зеркальными стеклами. Пышны и
красивы их листья и стебли.
У. А теперь нарисуйте: где растут
полевые цветы? Какие цветы вы нарисуете?
Д. В лесу – ландыш и купальница,
они цветут в мае, одуванчики – в поле,
колокольчики – в поле, клевер – на лугу.
У. Как выглядят полевые цветы?
Д. Они нежны, скромны. Тонки и
гибки их стебли. Они беззащитны. Над ними простор
голубой.
У. Прочитайте стихотворение
целиком. Рассмотрите иллюстрации к нему.
Дети выполняют задание.
– Какими строчками можно подписать
эти иллюстрации?
Д. "Скромные сестра и братья
заморских цветов".
– "Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они".
VI. Обобщающая беседа
У. Какие мысли и чувства
вызывает у вас это стихотворение?
Д. Нам дороги полевые цветы,
родная природа, потому что мы их видим каждый
день, к ним привыкли, они стали родными. Мы их за
это любим, они наши – скромные и прекрасные.
– Эти картины природы волнуют нас,
заставляют думать о чем-то родном и хорошем.
У. Как поэт относился к своей
родине – России?
Д. Иван Бунин любил свою родину,
грустил о ней.
VII. Работа над выразительностью
чтения
У. Стихотворение называется
"Полевые цветы". Автор не называет их в
отдельности, а говорит обо всех полевых цветах.
Определите, что хотел выразить Бунин в
этом стихотворении, о чем думал?
Д. Он хотел выразить свою любовь
к родной природе, к родине.
У. Как вы думаете, с каким
настроением надо читать это стихотворение?
Д. Первую часть – равнодушно,
холодно, вторую часть – тепло, восторженно.
У. Какой надо выбрать темп?
Д. Умеренный.
Далее работа ведется так же как и на
предыдущих уроках. Лучший чтец награждается.
VIII. Домашнее задание
У. Мы читали стихи Ивана Бунина.
Расскажите, что мы узнали о поэте, читая его
стихи.
Подготовьте выразительное чтение.
Выучите по желанию одно из прочитанных
стихотворений Бунина. |