Цели. Научить учащихся
анализировать стихотворение, воспитывать
внимание к поэтическому слову, познакомить со
средствами выразительности: тон, темп, рифма.
Оборудование. Учебник "Родная
речь" (кн. 2, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение); гербарий (лен, ячмень, овес);
иллюстрация с изображением повилики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа. Воспоминания о
лете
Учитель. Прошедшее лето нам
оставило только воспоминания. Где вы провели
летние каникулы?
Выслушиваются короткие рассказы
детей.
– А приходилось ли вам выйти за
околицу поселка, деревни и идти по дороге? Что вы
там наблюдали?
Дети. Дорога тянулась вдоль поля,
высокая трава росла по краям дороги. Впереди –
зеленая полоса леса.
У. Прочитайте группу
родственных слов, записанных на доске.
На доске:
село
поселок
проселок
проселочек
проселочный (путь)
проселочная (дорога) |
– Слова "село" и
"поселок" вам знакомы. Попробуйте объяснить
значение слова "проселок".
Выслушиваются ответы детей.
– Проселок – грунтовая дорога
между небольшими населенными пунктами.
Предлагаю вам вместе с Иваном Алексеевичем
Буниным совершить прогулку по проселку летним
днем.
Иван Бунин жил сто лет назад. Это известный
русский поэт и писатель.
III. Первичное восприятие
стихотворения
У. Я буду читать стихотворение, а
вы внимательно слушайте и ответьте на вопросы,
записанные на доске.
На доске:
1. С каким настроением
автор идет по проселочной дороге? Запомните
слова, подтверждающие это настроение.
2. Что создает такое настроение? |
У. Ответьте на вопросы,
поставленные перед чтением.
Д. Автор идет по дороге с
радостью, это подтверждает слово отрада.
– Хорошее настроение создают картины природы,
окружающие его.
У. Какое время дня описывает
автор? Докажите. Какое может быть состояние у
человека, находящегося в поле, на лугу?
Д. Спокойное, счастливое.
У. Что создает такой настрой
человеку?
Д. Сама природа.
IV. Словарная работа
У. Прежде чем вы самостоятельно
прочитаете текст, выясним смысл некоторых слов.
Повилика – растение без листьев и
корней, обвивающее своим нитевидным стеблем
другие растения.
Бирюзовый (лен) – голубой.
Ячмень – хлебное растение (злак).
Овес – растение, выращиваемое для
корма животным.
Учитель показывает гербарий: лен,
ячмень, овес и крупную иллюстрацию повилики.
V. Работа с текстом стихотворения
У. Прочитайте три первых
четверостишия.
Дети читают текст.
– Где проходит проселочная дорога?
Д. В хлебах, по траве, во ржи с
васильками, мимо бирюзового льна, среди ячменя и
овса.
У. Идя по этой дороге, поэт
наблюдает красоту родной природы, ее краски.
Назовите эти краски.
Д. Зеленая трава (мурава),
золотистая рожь, а во ржи синие васильки,
бирюзовый лен. Серебрятся серовато-желтые стебли
поспевающего ячменя, сверкают (блестят) в
колосьях бриллианты росы.
У. Проселочная дорога была
длинной, разные ее участки отличались. Дома вы
нарисуете любую часть этой проселочной дороги.
Поэт воспринимает дорогу очень объемно: видит ее,
слышит тишину, чувствует, как веет утро
прохладой.
"Веет" утро – что это значит? Каким по
значению близким словом можно его заменить?
Д. Дует, обдает.
У. Что значит "ветерок
душистый"? Почему он душистый?
Д. Он наполнен запахом цветов.
У. Прочитайте четвертое
четверостишие.
Дети читают.
– Это главная часть стихотворения.
Почему?
Д. Поэт рассказывает о своем
настроении, о своем состоянии и чувстве.
У. Какое настроение у поэта?
Докажите.
Д. Хорошее. Это подтверждают
слова "отрада", "свевает тревогу",
"весел путь".
У. Какие чувства испытывает
автор, глядя на картины родной природы?
Д. Восторг, он любуется тем, что
видит.
– "Хороши вы, степные дороги!"
У. Еще раз прочитайте все
стихотворение целиком.
Дети читают.
– Рассмотрите иллюстрацию к
стихотворению. Какими строчками можно подписать
эту иллюстрацию?
Дети читают второе и третье
четверостишия.
– Что еще говорит поэт и изображает
художник на иллюстрации?
Д. Художник изобразил дуновение
ветра.
У. Прочитайте, что делает
ветерок?
Д. Ветерок "зажигает
брильянты росы", "вливает отраду",
"свевает с души он тревоги".
У. Кто может совершать эти
действия?
Д. Эти действия может совершать
только живой предмет.
У. Поэт переносит действия с
живого предмета на другой предмет. Эти слова
использованы в переносном значении:
"вливает" – наполняет радостью, бодростью;
"свевает" – сдувает. Ветерок не может в
прямом значении снять тревогу, наполнить душу
радостью.
В стихотворении поэт объединяет человека с
природой. И краски летного дня, и дуновение
ветерка создают хорошее настроение.
Какие строчки доказывают, что автору нравится
увиденная картина?
Д. "Хороши вы, степные
дороги!"
VI. Обобщающая беседа
У. Чем вам запомнилось это
стихотворение?
Д. Яркими картинами родной
природы.
У. Что дарит человеку родная
природа?
Д. Хорошее настроение,
спокойствие, радость и счастье.
У. Родная природа вызывает
чувство любви к Родине, к родному краю. В какой
природной зоне жил автор, когда писал это
стихотворение?
Д. В полосе степей, полей.
У. Докажите это.
Д. "Тишина на полях",
"полевая дорога в хлебах", "в сизых ржах
васильки зацветают", "зеленеют привольно
овсы".
VII. Работа над выразительностью
чтения
У. Определите, что при чтении
стихотворения важно передать слушателям, чтобы
они почувствовали это?
Д. Важно передать голосом
любование обилием красок, передать восторг,
радость от богатства природы.
У. С каким настроением надо
прочитать первую часть?
Д. Спокойно, неспешно.
У. Значит, темп – плавный,
неспешный. Прочитайте первую часть.
Дети выполняют задание.
– Меняется ли настроение во второй
части стихотворения? С каким чувством вы будете
его читать?
Д. С чувством радости,
удовольствия, счастья.
У. Прочитайте вторую часть.
Дети выполняют задание.
– Еще раз прочитайте стихотворение
и карандашом подчеркните важные слова.
Дети читают в парах вслух и обсуждают
важные слова в строчках, определяют логические
ударения.
– Давайте расставим паузы, которые
необходимо соблюдать при чтении стихотворения.
Воспользуемся обозначениями, изображенными на
доске:
| – малая пауза
/ – большая пауза
// – очень большая пауза
Работа выполняется с учителем.
Веет утро прохладой степною... //
Тишина, / тишина на полях! /
Заросла повиликой-травою |
Полевая дорога в хлебах. //
Класс разбивается на четверки. Дети
по очереди читают стихотворение. Каждая четверка
выбирает лучшего чтеца. Затем перед всем классом
стихотворение читают выбранные дети.
Определяется лучший чтец.
VIII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к
стихотворению (любой участок проселочной
дороги). Прочитать вторую часть самостоятельно и
ответить на вопросы: в чем видит поэт счастье?
Каков смысл его жизни?
В конце года можно составить альбом из
лучших пейзажей учащихся.
|