Цели. Познакомить учащихся с басней
И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; донести юмор и
иронию басни; научить находить мораль-поучение;
развивать творческое воображение, интеллект
учащихся, умение анализировать и делать выводы;
работать над выразительным чтением басни;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование. Портрет И.А. Крылова;
«волшебная шкатулка»; карточки с цитатами из
ранее изученных басен; выставка книг
И.А. Крылова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, у нас сегодня состоится
встреча с замечательным поэтом-баснописцем
Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями
которого вы знакомились в прошлом году. На уроке
мы прочитаем его басню, научимся находить мораль,
будем работать над выразительным чтением, узнаем
новые биографические сведения об авторе.
III. Сообщение биографических сведений об
И.А. Крылове
Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в
Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского
офицера. Мать его была простая женщина, «без
всякого образования, но умная от природы».
Мальчику было десять лет, когда умер его отец.
Семья, и без того небогатая, осталась без всяких
средств к существованию.
Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию
Калязинского земского суда. Потом он работал в
Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно
изучал французский и итальянский языки,
математику и русскую литературу. «Чистой»
литературой писатель никогда не занимался:
приехав в Петербург, он стал журналистом, а
потом – библиотекарем в Публичной библиотеке,
где проработал тридцать лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич
начал как драматург – автор произведений для
театра. Но прославился он баснями.
Крылов скончался в возрасте 75 лет.
У. Но басни не умерли вместе с Крыловым,
они живы и поныне. Поэт М. Исаковский посвятил
замечательные стихотворные строки великому
баснописцу. Давайте послушаем их:
Ученик 2.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
IV. Повторение изученных басен
У. Обретя возможность «летать»,
«крылатые крыловские слова» оказались в нашей
«волшебной шкатулке». Кто желает первым
заглянуть в нее? В «волшебной шкатулке» лежат карточки
с цитатами
из изученных басен И.А. Крылова. Ученики по
очереди достают карточки, читают вслух
написанное, вспоминают название басни,
действующих лиц, читают наизусть произведение
или инсценируют его.
Карточка 1
«...Да только воз и ныне там...»
Задание. Прочитай басню наизусть.
Карточка 2
«...Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
Задание. Прочитай басню наизусть.
Карточка 3
«...Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Задание. Инсценируй басню.
У. Молодцы, ребята! Вы показали себя
отличными артистами и хорошими знатоками басен
Крылова.
V. Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
У. Ребята, сейчас вы познакомитесь с
новым произведением великого баснописца. А о
какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы
узнаете, разгадав ребус и загадку.
Ребус
Отгадка: ворона. |
– Хитрая плутовка, рыжая головка,
пушистый хвост... Кто же это?
Дети. Лиса.
У. Кто главные герои басни?
Д. Ворона и лиса.
У. Басня называется «Ворона и Лисица».
На доске:
И.А. Крылов. «Ворона и
Лисица» |
Учитель читает басню. Дети думают над
содержанием и обмениваются впечатлениями.
– Какие мысли у вас возникли, чем бы вы
хотели поделиться с друзьями? Прочитайте басню
про себя и подумайте, о чем это произведение: о
хорошо знакомых нам птице и животном или о чем-то
ином?
Выслушиваются ответы детей.
– Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец,
не впрок?
Д. Лесть – лицемерное, угодливое
восхваление.
– Льстец – льстивый человек.
– Не впрок – не на пользу.
VI. Физкультминутка
VII. Работа над содержанием басни
У. С помощью, каких слов и выражений
И.А. Крылов изображает Ворону? Прочитайте.
Какие слова из басни раскрывают характер Лисицы?
Прочитайте.
Какими вы представляете себе Ворону и Лисицу,
прочитав басню?
Найдите в тексте слова о том, как подействовала
на Ворону хвалебная речь Лисицы.
Какой же была Ворона?
Какие слова из басни раскрывают характер героев
и помогают точнее представить ее героев?
Прочитайте.
Дети дают ответы и подтверждают их словами из
текста.
– Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь
это надо передать в чтении.
Дети выразительно читают басню.
– Удалось ли нам передать характер Лисицы и
Вороны?
Выслушиваются ответы детей.
– Рассмотрите иллюстрации к басне. Кого вы
видите на этом рисунке? Удалось ли художнику
передать характер героев? Обоснуйте свой ответ.
Какой у художника получилась Лисица? А Ворона?
Можно ли, не зная содержания басни, понять, о чем
идет речь?
Сейчас на несколько минут вы станете художниками
и попробуете изобразить героев этого
произведения.
Дети рисуют и комментируют рисунки.
– Теперь мы снова вернемся к басне.
Послушайте, я еще раз прочитаю ее первые строки:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
– Ребята, это мораль басни. Обратимся к
Толковому словарю русского языка и прочитаем
значение этого слова.
Д. Мораль – логический поучительный
вывод из чего-нибудь.
У. Какой вывод можно сделать, прочитав
эту басню? Объясните, как вы понимаете мораль
этой басни?
Выслушиваются ответы детей.
У. Давайте попробуем прочитать эту басню
по ролям. Кого мы должны выбрать?
Д. Лисицу, ворону и автора.
У. Попробуйте поточнее интонацией
изобразить хитрую лисицу и глупую ворону.
Дети читают басню по ролям.
VIII. Итог урока
У. Где заключен главный смысл басни?
Какой поучительный вывод вы сделали?
Что вы возьмете с урока и запомните?
Дети отвечают. |