Цели. Продолжать изучать
творчество И.А. Бунина; воспитывать любовь к
природе; совершенствовать умение чутко понимать
художественное слово; развивать умение
осознавать идею текста, чувство прекрасного;
закреплять знания об особенностях глаголов,
употребленных в прошедшем времени.
Оборудование. Портрет
И.А. Бунина, иллюстрации с изображением
проселка, межи, подснежников, ландыша.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Учитель. О чем мы продолжаем
говорить сегодня на занятии?
Дети. О весне.
У. Поможет нам в этом отрывок из
рассказа Ивана Алексеевича Бунина "Сосед".
III. Постановка учебной задачи
У. Сегодня нам многое предстоит
сделать: прочитать и проанализировать текст,
вспомнить все, что мы знаем о глаголах прошедшего
времени, а также выполнить много других
интересных заданий.
IV. Вступительная беседа
У. Ребята, вспомните, куда
приходит весна в первую очередь?
Д. В поле.
У. А затем?
Д. На реку.
У. Где поселяется третья весна?
Д. В лесу.
У. Вот мы с вами и отправимся на
прогулку в лес. И может быть, еще рано говорить о
лесной весне (ведь она бывает в мае), но вот о том,
как изменился лес, как он выглядит именно в
апреле, мы можем узнать. И поможет нам в этом,
конечно, художественное произведение,
написанное Буниным, которое называется
"Сосед".
В этом рассказе говорится о том, как однажды
Бунин во время одной из вечерних апрельских
прогулок вместе со своей дамой сердца зашел в
гости к соседу, живущему в поместье Дубровка в
небольшом домике под тесовой крышей.
Мы прочитаем начало рассказа о том, как Бунин
прогуливался по Дубровке, а затем заглянул на
огонек к соседу.
V. Словарная работа
У. В тексте вам встретятся
непонятные слова. Разберем их.
На доске:
Просёлок – грунтовая дорога
между второстепенным пунктом, в отличие от
большой дороги.
Седло' – сиденье для всадника.
Межа' – граница земельных
владений. Нераспаханная узкая полоса между
полями.
Жнивьё – поле, где сжата рожь или
другие зерновые хлеба.
Опу'шка – край леса.
Со'вка – бабочка с мохнатым
телом темного цвета. Летает в сумерки или ночью.
О'ко – глаз (архаизм).
Гри'фель – палочка для
писания на аспидной доске.
Подсе'д – нижний слой
растений.
Усту'п – выемка земли.
Па'водок, половодье –
разлив реки при таянии снега, льдов.
Вальдшнепиный притон: ва'льдшнеп
– крупная лесная птица; притон – место
сборищ.
|
VI. Первичное восприятие
текста
У. Послушайте внимательно, как
Бунин описывает лес весной. После прочтения
скажите, как изменился лес с приходом весны.
Учитель зачитывает отрывок.
Одна из вечерних прогулок...
Ясный апрельский закат, еще не набитый
серый проселок, весенняя нагота полей, впереди
еще голый зеленоватый лес. Еду на него, спокойно и
распущенно сидя в седле.
От переката беру к лесу целиком, по широкой меже,
по грани среди жнивья. Она вся зеленая, но еще по
весеннему мягкая, – чувствуется, как
вдавливается в нее копыто. А возле леса, на жнивье
под опушкой, еще тянется длинный островок не
чистого и затвердевшего снега. И ярко-голубые
подснежники, – самый прелестный, самый милый в
мире цветок, – пробиваются из коричневой, внизу
гниющей, влажной, а сверху сухой листвы, густо
покрывающей опушку. Листва шумно шуршит под
копытами, когда я въезжаю в лес, и нет ничего
радостнее этого напоминания о прошлой осени в
соединении с чувством весны.
Шуршит и лесная дорога, – она тоже вся под
листвой, – и далеко слышно это шуршание по лесу,
еще сквозному, раскрытому, а все-таки уже не
зимнему. Лес молчит, но это молчание не прежнее, а
живое, ждущее. Солнце село, но вечер светлый,
долгий... Внезапно, как кол, свалилась со старой
осины мохнатая совка, плавно метнулась и с
размаху села на березовый пень, – просыпаясь,
дернула ушастой головкой и уже зрячим оком
глянула кругом: здравствуй, мол, лес, здравствуй,
вечер, даже и я теперь не та, что прежде, готова к
весне и любви! И, как бы одобряя ее, на весь лес
раскатился где-то близко торжествующим цоканьем
и треском соловей. А под старыми березами,
сквозящими своей кружевной наготой, на
сероватом, но легком и глубоком вечернем небе уже
торчат тугие и острые, глянцевито-темно-зеленые
трубки ландышей.
Проезжая нивы, смотрю вбок, вдоль оврага, густо
заросшего грифельным безлиственным осинником, –
там, за лесом, нежно, слабо разлился погожий
закат. По дну оврага, среди темной чащи, среди
подседа орешников, падает с уступа на уступ,
журчит и холодно булькает еще не иссякший
паводок. Самый вальдшнепиный притон этот овраг!
Потом, все так же шумно нарушая весеннюю тишину
леса шуршанием копыт в листве, поднимаюсь по
лесной дороге в гору, по глубоким глинистым
колеям, промытым половодьем. Потом еду по широким
полянам, где стоят, красуются в отдаленье друг от
друга вековые ветвистые дубы".
У. Понравилось ли вам описание
леса?
Ответы детей.
– Как изменился лес с приходом
весны?
Д. Растаял снег, появляются
первые цветы, запели песни...
VII. Работа над содержанием текста
Учитель раздает детям текст отрывка
из рассказа "Сосед".
У. Прочитайте текст
самостоятельно и определите тему и тип текста.
Дети читают текст.
– Какова тема?
Д. Вечерняя прогулка по
весеннему лесу.
У. К какому типу текста
относится этот отрывок?
Д. К описанию.
У. От чьего имени ведется
рассказ?
Д. От имени автора.
У. Постараемся представить, что
мы вместе с ним на коне совершаем эту вечернюю
прогулку. Проследим его путь, постараемся ничего
не пропустить, услышать все звуки, почувствовать
все запахи. В какое время суток прогуливался
герой рассказа?
Д. Вечером, на закате.
У. Это одно из самых приятных и
красивых времен суток, как и восход солнца. Вы
только представьте себе ясный апрельский закат!
Вы когда-нибудь наблюдали закат солнца?
Ответы детей.
– Все вокруг озаряется
красновато-золотым светом. Красота! Автор едет в
лес. Что открывается его взору?
Д. Серый проселок, нагота полей,
лес – впереди.
У. Почему автор называет лес
зеленоватым?
Д. Деревья еще не оделись
листвою. Автор хотел показать оттенки цвета, а не
сам цвет.
У. Есть ли еще снег в лесу?
Д. Только возле леса. Снег уже
грязный и затвердевший.
У. С чем сравнил этот снег автор?
Д. С островком.
У. Итак, автор едет по зеленой
меже вдоль леса. Что еще встречается ему на пути?
Д. Ярко-голубые подснежники.
Учитель показывает иллюстрацию.
У. Как называет автор эти первые
милые цветы?
Д. "Самый прелестный и милый в
мире цветок".
У. Ребята, а вы знаете, что
подснежники занесены в Красную книгу?
Д. Да, и их ни в коем случае
нельзя срывать.
У. Наконец герой въезжает в лес.
Что он сразу ощущает, чувствует?
Д. Осеннюю листву под ногами
лошади. Внизу она коричневая, гниющая, влажная,
сверху – сухая.
У. Кто был в лесу весной, тому
доводилось наблюдать подобную картину. Найдите и
зачитайте предложения, где описано шуршание
листвы.
Д. Листва шумно шуршит под
копытами...
– Шуршит и лесная дорога...
У. Какой прием помогает автору
передать нам ощущение шума листвы при чтении?
Д. Звукопись. Звук [ш] в словах
"шумно", "шуршит", о "прошлой",
"шуршанье" помогает нам тоже услышать шум
листьев.
У. Попробуйте выразительно
перечитать эти предложения, создав эффект
шуршанья листьев.
Дети выполняют задание.
– О чем напоминает автору шум
листьев?
Д. Об осени.
У. Почему это напоминание автор
называет радостным?
Д. Оно соединяется с чувством
весны.
У. Листья помогают находиться
одновременно на стыке двух времен года: осени и
весны. Ведь зима и весна могут встретиться, весна
и лето, лето и осень, осень и зима. А вот осень с
весной, лето с зимой, пожалуй, никогда. И вот эту
необычную встречу заметил писатель. Ведь на
самом деле листья напоминают об осени, а лес уже
весенний. Жизнь в нем другая.
Видите, как прозорливый глаз художника слова
замечает все необычное.
Автор пишет, что лес молчит. Тишина ли на самом
деле была в лесу?
Д. Нет.
У. Какие звуки удалось услышать
герою? Прочитайте второй и третий абзацы и
ответьте на поставленный вопрос.
Дети читают текст.
Д. Совка кричала и радовалась
весне.
– Цоканье соловья.
– Журчанье паводка.
– Крик вальдшнепов.
У. Вот сколько звуков услышал
герой рассказа в лесу!
Что еще он заметил?
Д. Ландыши, которые
"торчали" на сероватом вечернем небе, под
старыми березами.
– Вековые дубы на широких полянах.
У. Выехав из леса, герой
отправился в гору, потом – в поле. На этом
заканчивается описание прогулки.
Какие звуки он услышал в лесу?
Д. Шуршанье листьев, голоса
совки, соловья, вальдшнепов, журчанье паводка.
У. А какие запахи?
Д. Гнилой влажной листвы, свежей
зелени, ландышей.
У. Ландыши, ребята, тоже занесены
в Красную книгу.
Лес весной ожил. Все ждет новой жизни.
Птицы и травы радуются весне.
Как приятно совершить прогулку по весеннему
лесу!
Чтобы мы ярче представили лес, почувствовали его
прелесть, писатель использовал такие слова и
выражения, чтобы приблизить к нам это описание.
Ребята, а ради чего автор дает это
описание в своем рассказе?
Д. Чтобы подчеркнуть главную
мысль – как прекрасен лес весной на закате дня.
VIII. Физкультминутка
У. Мы много поработали. Отдохнем.
Это правая рука (показывают).
Это левая рука (показывают).
Справа – шумная дубрава (указывают вправо).
Слева – быстрая река (указывают).
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
IХ. Словесное рисование
У. Представьте, что вы художники,
у вас есть кисти, краски, холст. Что мы нарисуем на
картине?
Д. Можно поле, вдали лес.
– Можно лес.
У. Как расположим объекты на
картине? Если это лес, то где будут располагаться
деревья, цветы, листья, птицы? Какие краски
выберем?
Д. Зеленые, коричневые, голубые,
сероватые, красноватые, ярко-голубые, белые,
желтые...
У. Какая будет погода?
Д. Тихая, безветренная, теплая.
Х. Упражнение в определении
глаголов в прошедшем времени
У. Вспомните, как отличить
глагол в прошедшем времени от глагола в
настоящем и будущем времени?
Д. По вопросам и суффиксу -л-.
У. Выпишите из текста все
глаголы в прошедшем времени, определите их число
и род.
Дети выполняют задание.
– Как вы думаете, зачем в тексте
используются глаголы прошедшего времени?
Д. Они описывают события,
которые уже произошли.
У. Почему остальные глаголы
использованы в настоящем времени?
Д. Они используются для того,
чтобы оживить рассказ о прошлом. Автор пишет об
уже происшедших событиях, а мы представляем, что
они происходят сейчас.
ХI. Творческая работа
У. В своем рассказе Бунин
говорит о первых весенних цветах: подснежнике и
ландыше. Рассмотрим внимательнее эти цветы.
Учитель показывает иллюстрации.
– Попробуйте сочинить описание,
сравнение ландыша и подснежника.
На работу дается 10–15 минут, затем
работы проверяются (дети зачитывают вслух).
ХII. Итог занятия
У. Что нового сегодня вы узнали
на занятии?
Ответы детей.
– Перечитайте те места в рассказе,
которые вам особенно понравились, запомнились.
Дети зачитывают.
– Как отличить глагол в прошедшем
времени от глагола в настоящем и будущем времени?
Д. По вопросу и суффиксу -л-.
ХIII. Домашнее задание
У. Сегодня после занятий, когда
вы выйдете из школы, не спешите – остановитесь,
прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только
звуки весны, но и запахи... Чем пахнет весна?
Дома напишите сочинение "Звуки и запахи
апреля".
Примечание. Рассказ (отрывок) взят
из книги: Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: Роман
и рассказы. М.: Сов. Россия, 1982. 336 с.
Занятие 30
(2 часа)
Тема. «К.Д. Ушинский
"Ласточка". Предложение (повторение)».
Цели. Совершенствовать умение
анализировать художественный текст; развивать
познавательный интерес учащихся, умение
распознавать однородные члены предложения;
обогащать словарь учащихся; совершенствовать
знания учащихся о видах предложений по цели
высказывания и интонации; воспитывать любовь к
природе.
Оборудование. Потрет
К.Д. Ушинского "Весна", звукозапись
"Голоса весеннего леса", иллюстрации с
изображением поля, трактора, грача, иволги;
чучело скворца, ласточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Мы продолжаем изучать
творчество великого педагога и детского
писателя Константина Дмитриевича Ушинского.
Сегодня мы познакомимся с его рассказом
"Ласточка".
III. Постановка учебной задачи
У. С сегодняшнего занятия мы
начинаем повторять по русскому языку все, что вы
узнали в этом году на уроках и на факультативных
занятиях. Мы выполним творческую доработку
текста. Будьте внимательны и сосредоточенны.
IV. Вступительная беседа
У. Подходит к концу месяц апрель,
второй весенний месяц. Мы с каждым днем замечаем
новые изменения, которые происходят в природе.
Появляются новые цветы, все больше птиц
возвращается к нам из теплых стран, вылезают из
своих норок жучки, паучки, просыпаются животные.
Ребята, а можно весну назвать волшебницей?
Дети. Можно, она разукрашивает все
вокруг в яркие цвета, на глазах все зацветает,
распускается. Мир, словно сказочное царство,
преображается.
У. Посмотрите, вот и сама Весна
пожаловала к нам в гости.
На доске – иллюстрация с
изображением весны в образе девушки с венком из
цветов на голове, в руках платочек.
– Вот сейчас взмахнет Весна
платочком, и мы окажемся – догадайтесь, где?
Учитель включает звукозапись
"Голоса весеннего леса".
Д. Мы оказались в лесу.
У. Попробуйте угадать голоса
птиц. Чему так радуются птицы?
Д. Теплу, весне.
У. Приятно слушать пение птиц.
Вы, ребята, попробуйте остановиться на улице и
послушайте голос птицы. Угадайте, кто это поет.
Весна взмахивает платочком во второй
раз. Мы окажемся...
Д. В поле.
На доске – иллюстрация с
изображением грачей, трактора, пашущего в поле.
У. Отгадайте загадку.
Летом за пахарем ходит, а под зиму с
криком уходит.
Д. Грач.
У. Ребята, а почему чаще всего в
поле можно увидеть грачей?
Д. Они ищут себе корм.
У. Можете ли вы сказать, что это
за птица?
Учитель показывает чучело скворца.
Д. Это скворец.
У. А кто делает домик для
скворца?
Д. Люди.
У. Кто из вас этой весной сделал
или поправил старый домик для скворца?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята, а ведь есть птицы, которые
сами строят себе домики. Как называются эти
домики?
Д. Гнезда.
У. Где могут построить гнезда
птицы?
Д. На деревьях, на земле, под крышей
дома.
У. А из чего делает ласточка свое
гнездо, мы узнаем, прочитав рассказ Ушинского.
Рассмотрим ласточку.
Учитель показывает чучело ласточки.
V. Словарная работа
У. Разберем значение некоторых
слов и поработаем с картой.
На доске:
Ил – вязкая масса на дне реки, озер
или морей, образующаяся из отложений минеральных
или органических веществ.
Помера'нцевая роща –
цитрусовая (апельсиновая) роща.
Все географические названия
(Южнорусские степи, Крымские горы, Черное море,
Малая Азия, Средиземное море, Африка, Южная
Германия, Франция, Италия, Греция, река Нил)
показываются на карте. Можно еще раз во время
чтения указывать на карте место, о котором идет
речь.
VI. Первичное восприятие текста
У. Послушайте рассказ
внимательно и скажите, из чего же ласточки делают
себе гнезда.
Учитель зачитывает текст.
Мальчик осенью хотел разорить
прилепленное под крышей гнездо ласточки, в
котором хозяев уже не было: почуяв приближение
холодов, они улетали.
– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец, –
весной ласточка опять прилетит, и ей будет
приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых,
красивеньких птичек, веселых, щебечущих,
прилетела и стала носиться вокруг старого
гнездышка. Работа закипела: ласточки таскали в
носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро
гнездышко, немного попортившееся за зиму, было
отделано заново. Потом ласточки стали таскать в
гнездо то пух, то перышки, то стебелек моха.
Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что
уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а
другая остается в нем постоянно.
"Видно, наносила яичек и сидит теперь на
них", – подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали
выглядывать крошечные головки. Как рад был
теперь мальчик, что не разорил гнездышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как
заботливые птички носились по воздуху и ловили
мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад
и вперед, как неутомимо добывали пищу своим
деткам! Мальчик дивился, как это ласточки не
устают летать целый день, не приседая почти ни на
одну минуту, и выразил свое удивление отцу. Отец
достал чучело ласточки и показал сыну:
– Посмотри, какие у ласточки длинные, большие
крылья и хвост в сравнении с маленьким, легким
туловищем и такими крошечными ножками, что ей
почти не на чем сидеть, вот почему она может
летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела
говорить, то какие бы диковинки рассказала она
тебе – о южнорусских степях, о крымских горах,
покрытых виноградом, о бурном Черном море,
которое ей нужно было пролететь, не присевши ни
разу, о Малой Азии, где все цвело и зеленело, когда
у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном
море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на
островах, об Африке, где она вила себе гнездышко и
ловила мошек, пока у нас стояли крещенские
морозы.
– Я не думал, что ласточки улетают так далеко, –
сказал мальчик.
– Да и не одни ласточки, – продолжал отец. –
Жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки,
гуси и множество других птиц, которых называют
перелетными, также улетают от нас на зиму в
теплые страны. Для одних довольно и такого тепла,
какое бывает зимою в южной Германии и Франции;
другим нужно перелететь высокие снежные горы,
чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и
померанцевых рощах Италии и Греции; третьим
надобно лететь еще дальше, перелететь все
Средиземное море, чтобы вывести и накормить
детей где-нибудь на берегах Нила.
– Отчего же они не остаются в теплых странах
целый год, – спросил мальчик, – если там так
хорошо?
– Видно, им недостает корма для детей или,
может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему
подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре
верст, находят дорогу в тот самый дом, где у них
построено гнездо?
У. Понравился ли вам рассказ?
Д. Да.
– Из чего же ласточки делают свои
гнезда?
Д. Из глины, ила, пуха, перышек,
мха.
VII. Работа над содержанием текста
Учитель раздает детям текст рассказа
К.Д. Ушинского "Ласточка".
У. Прочитайте текст
самостоятельно и определите его тему и тип.
Дети читают текст.
– О чем этот текст?
Д. Тема – возвращение ласточек в
родные места.
У. К какому типу текста
относится этот рассказ?
Д. Повествование с элементами
описания.
У. Что однажды хотел натворить
мальчик?
Д. Он хотел осенью разорить птичье
гнездо.
У. Как вы думаете, зачем он это
хотел сделать?
Д. Он подумал, что ласточки сюда
больше не вернутся. Он плохо хотел поступить.
У. Кто его остановил?
Д. Отец.
У. Зачитайте обращение отца к
сыну, передайте соответствующую интонацию
обращения: отец не ругался, не кричал, а спокойно
объяснил сыну, почему этого делать не следует.
Д. "Не разоряй гнезда, –
сказал мальчику отец, – весной ласточка опять
прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний
домик".
У. Каким предложением передано
обращение отца?
Д. Повествовательным, оно
произносится спокойно.
У. Послушался ли мальчик?
Д. Да. Он хорошо поступил.
У. Когда прилетели ласточки?
Зачитайте.
Дети зачитывают отрывок от слов
"Прошла зима, и в конце апреля..." до слов
"...стебелек моха".
– Почему ласточки носились вокруг
старого гнездышка?
Д. Они выражали радость, что
нашли его.
У. Работа закипела. Почему
именно этот глагол использует Ушинский? В каком
значении?
Д. В переносном, он означает –
быстро взялись за работу, много сделали.
У. Расскажите, как ласточки
обустроили свое гнездышко.
Дети рассказывают.
– Что делал в это время мальчик?
Д. Он наблюдал за всем
происходящим.
У. Что он заметил?
Д. Одна только ласточка вылетает
из гнезда. Мальчик догадался, что вторая
высиживает птенцов.
У. Догадки мальчика оправдались.
Зачитайте то место, когда ребенок увидел птенцов.
Д. "В самом деле, недели через
три из гнезда стали выглядывать крошечные
головки. Как рад был теперь мальчик, что не
разорил гнездышка!"
У. Обрадовался ли мальчик?
Почему?
Д. Он понял, какую ошибку мог бы
совершить! А теперь он был рад.
У. Теперь эти ласточки стали ему
еще ближе и дороже. Он целыми часами наблюдал за
ними. О чем это говорит, о какой черте характера?
Д. О терпеливости, выносливости,
настойчивости, наблюдательности.
У. Видите, наш герой не такой уж и
плохой, как мы подумали в самом начале рассказа.
Как же ласточки добывали пищу своим деткам?
Д. Заботливые птички носились по
воздуху и ловили мух, комаров, мошек.
У. Каким предложением выражена
неутомимая забота ласточек?
Д. "Как быстро сновали они
взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим
деткам!"
У. Предложение восклицательное,
оно выражает удивление и восторг от работы
ласточек. Что больше всего удивляло мальчика?
Д. Как ласточки не устают летать
целый день.
У. Отец ответил мальчику на этот
вопрос. Давайте вместе с вами подробнее разберем
ответ отца.
Учитель держит в руках чучело
ласточки.
Дети читают текст со слов: "Посмотри, какие у
ласточки..."
– Ребята, где зимует ласточка?
Прочитайте про себя.
Дети перечисляют географические
названия и показывают их на карте.
– Знали ли вы, что ласточка, да и
другие птицы улетают так далеко?
Ответы детей.
– Чему мы можем больше всего
удивляться?
Д. Ласточки, пролетая четыре
тысячи верст, находят дорогу в тот самый дом, где
у них построено гнездо.
У. Вы только представьте, что
ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает
своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда
должны помнить, что разорять птичьи гнезда
нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?
Дети высказываются.
– Какова главная мысль рассказа?
Д. Главная мысль – никогда
нельзя разорять птичьи гнезда.
У. Ребята, что нового вы узнали
из рассказа?
Ответы детей.
VIII. Физкультминутка
У. Устали? Немного отдохнем.
Дети имитируют движения ласточки.
Я маленькая птичка,
Ласточкой зовут меня.
Хочу весь день кружиться
Над домом у тебя.
Кружиться буду долго –
Почуяла я дождь,
А вы дождя не бойтесь –
Пройдет и солнце вновь!
– Ребята, а вы знаете, что ласточки
предсказывают дождливую погоду? Как?
Д. Ласточки низко летают.
IХ. Упражнение в повторении
сведений о предложении
У. Вспомните, какие бывают
предложения по цели высказывания?
Д. Повествовательные,
восклицательные, вопросительные.
У. Понаблюдайте по тексту, какие
предложения использовал Ушинский.
Д. Все три типа, в основном
повествовательные. Ушинский рассказывает,
вспоминает случай из жизни. Вопросительные (2)
передают вопросы мальчика и отца.
Восклицательные (2) радость (1-е) и удивление (2-е).
У. Разные по цели высказывания
предложения позволяют передать разный характер
высказывания.
Понаблюдайте, какие предложения – простые или
сложные – используются в этом тексте?
Д. И те и другие, в основном –
сложные.
У. Выпишите себе в тетрадь два
предложения:
Мальчик послушался отца.
Сидя на крылечке, он по целым часам
смотрел, как заботливые птички носились по
воздуху и ловили мух, комаров и мошек.
Какие это предложения – простые или
сложные?
Д. Первое – простое, второе –
сложное.
У. Разберите их по членам. В
первом предложении определите все члены
предложения, во втором – только главные.
У. Чем выражены подлежащие?
Д. Именем существительным (в
первом предложении), именем существительным и
местоимением (во втором).
У. Что еще интересного вы
заметили во втором предложении?
Д. Две группы однородных членов:
первая – носились и ловили, вторая – мух,
комаров и мошек.
У. Вспомните, для чего мы
используем в речи однородные члены предложения?
Д. Речь получается более краткая
и четкая.
– Чтобы не было повторения. Ласточки
носились. Ласточки ловили. Эти предложения
заменяются одним благодаря использованию
однородных членов.
У. Итак, однородные члены
предложения помогают живо и образно нарисовать
картину происходящего.
Х. Творческая доработка текста
Детям раздаются карточки с текстом.
У. Прочитайте текст.
Деревья и кусты освободились от
снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля.
Радует слух пение птиц. Быстро кружат в воздухе
ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек.
Удивляет гнездо этой птицы. Птица ловко лепит его
из земли и глины. У иволги гнездо сделано из
травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на
птиц. Грустно жить без них.
– О чем этот текст?
Д. О птицах – ласточке и иволге.
Учитель показывает иллюстрацию
иволги.
У. Что нового вы узнали из него?
Ответы детей.
– Вам сейчас предстоит следующая
работа.
Если вы заметили, в тексте в основном
встречаются простые предложения. Есть
нераспространенные. Ваша задача – изменить этот
текст так, чтобы он был более выразительным.
Можете дополнить предложения второстепенными
членами, простые предложения превратить в
сложные, повествовательные предложения сделать
восклицательными, а также дополнить текст своими
предложениями. Не забудьте озаглавить текст.
Дети выполняют задание.
ХI. Итог занятия
У. Что нового и интересного вы
узнали на занятии? Почему нельзя разорять птичьи
гнезда? Какую роль в тексте играют
повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения?
Ответы детей.
ХII. Домашнее задание
У. Напишите текст-рассуждение на
тему "Почему нельзя разорять птичьи
гнезда?". |