Цель: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Е. Пермяка. Задачи: чтение со звуковым ориентиром рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик», сказки «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»; развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса; воспитание усердия, терпения, усидчивости, аккуратности. Оборудование: учебники: В. А.Воропаева.,Т. С. Куцанова «Радуга 2 класс«Литературное чтение 1 класс. Хрестома-тия»; индивидуальные тренажеры для глаз; контрольно- оценочные листы «Проверь себя»; красный круг; диск с запи-сью песни; портрет писателя; выставка книг; слова- опоры; пословицы и поговорки; маски для инсценировки отрывка. Ход урока I. Организационный момент. Прежде, чем урок начать Я хочу вам пожелать: Быть внимательным в ученье И учиться с увлечением. Мы к друг другу повернемся И друг другу улыбнемся. И удачи вам во всем, А теперь урок начнем. II. Речевая разминка. Очки прозрачные на глазах у ребят. Брассом плывут, победить хотят. - Прочитать: а) глазами, б) шепотом; в) громче; г) проговорить в быстром темпе, работая в паре; д) чтение по вариантам, используя вопросительную и утвер- дительную интонацию с постановкой логического ударения. -Какой стиль плавания любят ребята? -Герой какого произведения тоже любил заниматься плаванием? III. Проверка домашнего задания. -Перескажите кратко текст В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй», используя сюжетную линию. - Как пересказывали ребята? - Какой совет поможет Дениске вернуть хорошее настроение? IV. Основная часть урока Введение в тему. 1) Тренажер для глаз. «Числовая пирамидка», стр. 14, 15. Установка: сконцентрировать внимание. 2) Чтение со звуковым ориентиром песни «Антошка» сл.Ю. Энтина, муз. В. Шаинского. - Чем любил заниматься герой песни, узнаем, пропев эту песню. Ученики поют с одновременным слежением пальчи-ком. (Звучит в записи песня.) - Какой ему совет предложите? 3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация. -Продолжаем путешествие в страну детства. Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось. - Зачем читаем такие произведения? 4) Жизнь и творчество Е. Пермяка. - Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой био-графии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окон-чив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он напи-сал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки. - Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке. Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. -Прочитать название первого рассказа Е. Пермяка. - Как понимаете название рассказа? Собственно чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик» 1) Словарная работа. Орфоэпическая работа: Лексическая работа: потихонечку то вкривь, то вкось -- сделать не так как надо. помаленечку норовил вильнуть --старался уйти в сторону, -Ученики показывают пальчиками правила чтения длинных слов. 2) Установка на содержание. Виды чтения: - Чтение учителя. - Жужжащее чтение. - Синхронное чтение. Работа над текстом. 1) Вопросы на понимание. -Что в тексте было непонятно? 2) Тест-опрос по содержанию: + 1. Митя строгал палочку да бросил? - 2. Палочка получилась ровная, красивая?(Неровная, некрасивая) + 3. Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой? - 4. Папа посоветовал Мите заточить ножик? (Его нужно терпению учить) + 5. Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно? + 6. Митя понял, как нужно ножик терпению учить? - 7. Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго) + 8. Ножик сначала торопился, спешил? + 9. Митя заставил ножик терпеливым быть? - 10. Это ножик научился терпению? (Митя) 3) Взаимопроверка. (Сверь с образцом) Анализ результатов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Как вы думаете, почему допустили ошибки? 4) а) Отношение к прочитанному. - Почему Митя бросил работу? - Какой совет дал сыну отец? - Что значит терпению учить? - Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда? б) Личностная характеристика. -Какие качества стремился воспитать отец у сына? - Выберите нужные качества из предложенных. Докажи на примерах. аккуратность терпение лень усидчивость старание небрежность поспешность усердие -Когда эти качества пригодятся любому человеку? - Правильно вы предположили, про что будет рассказ? в) Метод «Четыре угла» -Поиграем в игру «Четыре угла». - Какая пословица выражает главную мысль рассказа ,к той табличке и подойдите. Докажите Если вы знаете еще одну пословицу, то подойдите к табличке с вопросом. Объясните смысл этих пословиц. (В разных угла находятся 4 таблички: « Не будь тороплив, а будь терпелив», «Делано наспех - сделано на смех», «У страха глаза велики»,) - Молодцы! Много пословиц знаете. А эта пословица подойдет: «Была бы охота - будет ладиться работа». Собственно чтение сказки Е. Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу». 1) Физкультминутка для глаз. «Красный круг». Понравился рассказ? Хотите прочитать еще произведение Е. Пермяка? Прочитайте, как оно называется? О ком будет произведение? К какому жанру художественной литературы отнесете это произведение? - Что знаете о кунице и синице? 2) Словарная работа. искромсала - грубо, неаккуратно резать на части лоскутки - обрывки, отходы ткани холстина - кусок льняной ткани, обычно ручной выделки фартук - передник- одежда, защищающая перед платья от грязи не пропало даром - не осталось ни одного неиспользованного лоскутка 3) Работа с иллюстрацией в «Хрестоматии,1 класс» на стр.154 4) Установка на содержание. Виды чтения: - Чтение учителя. - Жужжащее чтение. 5) Вопросы на понимание. - Что было непонятно в тексте? 6) Тест - опрос по содержанию/ - 1. Стала Куница шелковый сарафан к весне кроить? (К лету) + 2. Весь шелк изрезала на куски? - 3. Платок из этих лоскутков можно было сшить? (Нельзя) - 4. Терпеливая Синица стала юбку кроить? (Фартук) + 5. Она все высчитала, все вычертила, а потом за ножницы взялась? + 6. Ни одного лоскутика не пропало даром? + 7. Куница на фартук глядит- завидует? - 8. Мама выучила шитью Синицу? (Бабушка) + 9. Пять волшебных слов она велела запомнить? + 10. «Семь раз отмерь - один отрежь»- эти слова? 7) Взаимопроверка. Анализ результатов. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - + - - + + + - + + 8) Работа по целостному восприятию. а) Вопросы по тексту. - Какой трудовой деятельностью занимались Куница и Синица? - Как работала Куница? Как работала Синица? Прочитайте. б) Инсценировка отрывка. - Послушайте разговор Куницы и Синицы и подумайте, почему этот совет был волшебным. - В каких ситуациях пригодится вам этот совет? - Какой бы совет дали Кунице? - Докажите, что это сказка? - Что объединяет эти два произведения?
V. Домашнее задание. - А вот какой еще один мудрый совет дал отец сыну, вы прочитаете дома. - стр. 100- 101, подготовить подробный пересказ.
VI. Итог урока. - С жизнью и творчеством какого писателя вы познакомились? - Как называется рассказ, который мы прочитали? Сказка?
VII. Рефлексия. - Какое произведение тебя больше впечатлило? Почему? - Книги Е. Пермяка надо читать внимательно, не торопясь. Потому, что как считал Е. Пермяк « торопливый читатель и хорошее может принять за плохое». - Закончи предложение: «Я хочу воспитать в себе…».
|